Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучения
статья на тему

Левицкая Екатерина Владимировна

Школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную учебную деятельность; насколько она информирована для управления системой образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг

 развития школьников

в системе развивающего обучения

Автор: Левицкая Е. В.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 г.Лабытнанги

Мониторинг развития школьников в системе развивающего обучения

Совершенствование системы  образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности  школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.       Модель эффективной  системы оценки качества общего образования рассматривается как  создание совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений школьников, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

В модели  выделяется  четыре основных уровня организации  системы оценки  качества образования: федеральный, региональный, муниципальный и школьный.

     На школьном уровне  система оценки результатов и  качества общего  образования  рассматривается через следующую возможную структурную схему (предметы оценки):

-  самоконтроль и самооценка учащихся с использованием информационной среды образовательного учреждения;

-   формирующее  оценивание педагогов, которое фокусирует  внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания,  дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентируется на качественную оценку действий учащихся;

- мониторинг индивидуального прогресса  учащихся и отражение его в информационной среде образовательного учреждения;

- внешняя (относительно учителя и учащихся) оценка стартовых и итоговых возможностей учащихся в рамках общешкольного мониторинга качества  образования;

- мониторинг  реализации основных образовательных программ  отдельных ступеней  образования;

-   внешняя общественная, общественно-профессиональная экспертиза  деятельности  образовательного учреждения.

     Для  функционирования школьной  системы оценки   результатов и качества образования  разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база, создается информационно-аналитический центр качества образования.

     Общий замысел школьной системы оценки состоит в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся на всех ступенях школьного образования, а также в её согласовании с внешней контрольно-оценочной системой.

Таким образом, вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях.

В системе развивающего обучения контроль и оценка отражает, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и  динамику  в уровне знаний, умений и развития учащихся.

Контроль и оценка проводится в естественных для учащихся условиях (в условиях разных видов  деятельности  учащихся), снижающих  стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеучебной работой в обычных условиях.

Основными показателями развития учащихся  в системе развивающего обучения являются:

  •  сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;
  •  устойчивость учебно-познавательного интереса;
  • основы  понятийного  мышления (анализа, планирования, рефлексии);
  • основы умения учить себя самостоятельно (определять границу знания и незнания; делать запрос о недостающих знаниях) как способности к рефлексии;
  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.

      Мониторинг в системе развивающего обучения должен быть направлен на выявление индивидуальной  динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды и  психолого-педагогической  индивидуальной  диагностики и встроенного в учебный процесс наблюдения.

Результаты развития  учащихся фиксируется  в форме индивидуальных характеристик на каждого  учащегося в конце учебного года на основе материалов учителей и школьного психолога.  

     Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования. Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки — оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента Требования к результатам освоения основных образовательных программ и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Новые стандарты устанавливают:

а) ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образовательной политики;

б) рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса;

в) общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.

Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Из концептуального положения новых стандартов о приоритете результатов образования, вытекают и другие следствия, определяющие особенности новой системы оценки.

Образовательные результаты не могут определяться только на основе академической успешности или неуспешности. Они требуют более широкой основы. Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные).

Под личностными результатами понимается становление самоопределения личности, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции школьника;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла;

морально_этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение этих норм.

Предметом оценки становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения в целом. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий — т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие кругозор обучающихся, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.  При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность ученика использовать полученные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Содержательной и критериальной базой оценки личностных, метапредметных и предметных результатов служат планируемые результаты начального образования.      Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации системы оценки. Подход к системе оценки достижения планируемых результатов с позиций управления образованием для обеспечения качества образования с необходимостью включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

 При этом внешняя оценка, реализуя требования стандарта, задает общие ориентиры образовательного процесса посредством уточнения содержательной и критериальной основы всей системы оценки, в том числе — внутренней.

Внутренняя оценка — это оценка самой школы. Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения. Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций.

 Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка в принципе проводиться в рамках следующих регламентированных процедур:

• государственная итоговая аттестация выпускников;

• аттестация работников образования;

• аккредитация образовательных учреждений;

• мониторинговые исследования качества образования.

     Точкой соприкосновения внутренней и внешней оценки  является итоговая оценка.   В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Необходимо подчеркнуть, что в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе — по программе «Чтение: работа с информацией».

 Одна из составляющую итоговой оценки — накопленная оценка, оптимальным способом организации которой является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Материалы портфолио должны включать и результаты независимой внешней оценки. Опыт использования портфолио показывает, что его можно отнести к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять

возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

     При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

У  каждого ученика нашей школы, обучающегося по развивающей системе, есть «портфолио», где собраны его достижения, результаты контрольно-проверочных и диагностических работ, оценочные листы, творческие работы, различные продукты учебно-познавательной деятельности школьника, предназначенные для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения. Философия этой формы оценки сводится к смещению акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...

Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова

Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

статья ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА

Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, пред...