О способе синтагматического чтения
статья на тему

Мирошникова Лариса Витальевна

Матвеева Е. И. автор программ и учебников по литературному чтению для общеобразовательных школ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_o_sposobe_sitagm._chteniya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Матвеева Е.И.,

автор программ и учебников

по литературному чтению

для общеобразовательных школ

О способе синтагматического чтения

Давайте вспомним, как в былые годы нас заставляли упорно, педантично повторять один и тот же текст без конца. И мы, добросовестные ученики, честно читали его до изнеможения, чтобы на следующий день прийти в школу и выполнить норму по технике чтения.

Вставал ли тогда вопрос о том, что понимают горе-читатели в тексте, предназначенном для проверки темпа чтения? Кто думал о наших переживаниях по поводу содержания прочитанного произведения? А замечательный рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг» и по сей день является классическим текстом для проверки того факта, как быстро научился читать ребенок художественную литературу. Откуда, спрашивается, берется любовь к чтению? Когда она рождается? В какой момент совершается таинство общения автора и читателя?

Нет сомнения в том, что ребенок способен строить диалоговые отношения с автором текста и интерпретировать прочитанное произведение в том случае, если владеет навыком беглого, выразительного, осмысленного чтения, если в его читательском арсенале содержатся культурные формы освоения любого литературного источника.

Решить задачу овладения читателем указанным навыком нам поможет особая форма работы, в первую очередь, с текстами нехудожественного плана. А способ чтения мы условимся называть синтагматическим.

Такой способ связан с важным теоретическим понятием синтагмы. Впервые вопрос о синтагме и синтагматическом членении речевого потока бал поставлен в трудах академика Л. В. Щербы.

Под синтагмой ученый понимал предельную, основную синтаксическую единицу в процессе речи-мысли, выражающую единое смысловое целое и фонетически сплоченную усилением последнего словесного ударения (синтагматического ударения). Синтагма, по определению Л. В. Щербы, может состоять из слова, словосочетания и даже из группы словосочетаний.

Если читатель научится находить синтагму в составе высказывания, то, несомненно, он будет выявлять тонкие смысловые и стилистические оттенки сообщения. А значит, чтение станет постепенно осмысленным действием. Когда ребенок начинает учиться этому действию? С первого класса.

Почему нам важно познакомиться со способом синтагматического чтения? Да потому что все проверочные работы в данном пособии строятся на его основе. Чтобы помочь ученикам продуктивно выполнять эти работы, естественно, нужно иметь серьезное представление о том, как осуществляются учебные действия в процессе чтения нового текста.

Известные положения теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, которые описывают общую закономерность усвоения знаний, умений и навыков, по нашему мнению, сохраняют актуальность, жизненность и продуктивность и в отношении обучения чтению в начальной школе.

Общеизвестно, что нельзя научить ребенка читать в уме без предварительной подготовки, которая заключается в осуществлении действий чтения, его определенных этапов. Во время букварного периода ученики овладевают не только азбукой в прямом смысле этого слова, но и знакомятся со способом словесного чтения. Такой способ особенно эффективен в случае соблюдения учеником некоторых этапов овладения действием чтения. Среди них можно выделить:

  1. определение слоговой структуры слова на основе его буквенной записи;
  2. послоговое воспроизведение его звуковой структуры;
  3. выделение произношением ударного слова;
  4. восприятие слова как части целого (т. е. высказывания), ввиду этого снижение акцентированности ударного слога.

На последнем этапе и «рождается» переход к синтагматическому («взрослому») чтению, который становится содержательным концентром предлагаемой вам программы.

Чтобы начинающий читатель смог в дальнейшем совершать сложные мыслительные операции, ему необходимо, в первую очередь, овладеть способом «взрослого» чтения, т. е. синтагматического. 

На уроках литературного чтения ученики учатся читать «по-взрослому»: овладевают способом синтагматического чтения. А для этого они всегда совершают такие операционные действия с текстом:

1) делят текст на речевые звенья (синтагмы);

2) выделяют в каждом речевом звене ключевое слово.

Ученики оперируют теоретическим понятием «речевое звено», которое понимается ими как это целостная, смысловая и произносительная «единица» чтения, которая характеризуется интонационной определенностью и отграниченностью от других синтагм паузами.

Синтагма чаще всего представляет собой словосочетание, входящее в состав предложения (высказывания). Синтагма может быть равна всему предложению, может состоять из одного слова.

Обратите внимание, каким образом одно речевое звено отграничивается от другого.

Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе.

Для того чтобы поделить текст на речевые звенья, необходимо поставить тактовое ударение в каждом речевом звене. Это значит следует выделить ключевые слова (т. е. найти самые важные слова в высказывании – это, как правило, то, о чем говорится и что говорится). Давайте зададим вопросы к нашему высказыванию, чтобы выделить ключевые слова.

Стоит рассуждать так. О ком тут говорится? О мальчишке! Это очень важно. Названное слово будет ключевым, его выделяем при чтении голосом, а в высказывании оно показано более жирным шрифтом.

После этого слова делается маленькая пауза, т. е. закончилось первое речевое звено.  Во втором речевом звене снова ищем ключевое слово. Зададим вопрос: «Куда бежал мальчишка?» Бежал он к школе. Это выражение и будет ключевым в данном случае. Выделяем его голосом.

Как быть с остальными словами? Надо стараться читать, присоединяя к каждому ключевому слову все слова, которые стоят рядом с ним. Но на эти слова следует делать не такое сильное ударение, как на ключевые. Тогда чтение получится плавным, осмысленным, а главное, интересным для читателя. Ведь читатель постепенно становится исследователем смысла читаемого текста.

Еще раз перечитаем высказывание, соблюдая паузы, ставя тактовое ударение на ключевые слова. Читаем плавно, не торопясь.

Веселый мальчишка / бежал по дороге к школе.

Итак, тактовое ударение более сильное, чем словесное ударение. Такое ударение как бы объединяет слова в синтагму (речевое звено), позволяет читать плавно, сливая слова. Словесное слоговое чтение является орфографическим, а синтагматическое чтение – произносительным. Такое чтение является способом приобретения не только умения бегло читать, но и понимать прочитанный текст.

Для того чтобы ученики научились осмысленно, правильно, бегло читать, они должны не только понимать способ чтения, но и практически овладеть им. Именно для этого обязателен тренинг по чтению, а также контроль над чтением, который является частью учебной деятельности на уроках чтения. Но такой тренинг должен быть разумен, осознан ребенком, только в этом случае он будет эффективен, поможет освоить действие чтения.

*   *   *

Отличием нашей программы от существующих в современном литературном образовании является особый способ работы над совершенствованием навыка чтения на материале, в первую очередь, не художественных, не образных, а дидактических (искусственных) текстов. Такая позиция имеет под собой основания:

1) мы убеждены в том, что обучать ребенка беглому чтению нельзя на художественных текстах, чтобы не разрушить эмоционального восприятия художественного образа, созданного автором. Художественный образ представляет целостную картину, которую читатель создаёт в своём воображении. Бережное отношение к художественному авторскому произведению – необходимая составляющая культуры читателя. Обучение технике чтения не должно разрушать авторского «видения» предмета описания, то есть художественного образа, который представлен читателю в художественном произведении;

2) художественное произведение, содержащее «переживательные» моменты, не должно подвергаться «расчленению» текста на синтагмы (речевые звенья), выделению в них «ключевых» слов, что болезненно воспринимается читателем; искусственный текст обладает некоторой отстраненностью, поэтому он удобен для тренинговых заданий с целью совершенствования техники чтения.

Дидактический текст разбирается на каждом уроке 1 и 2 классов с учетом развертывания особых действий, способствующих развитию умения у ребенка работать самостоятельно над ритмическим рисунком, сцепляющим текст в целое образование. Такой рисунок позволяет ребенку легче произносить текст в том случае, если ученик уловил особенности ритма, помогающего создавать в воображении ту картинку, которую рассказывает автор. Чаще всего это какая-либо ситуация, а также отношение к ней, выраженное определенным образом: знаками препинания, повторами и т.д..

Вначале детям предлагается для чтения текст, в котором расставлены и тактовое ударение, и паузы. Затем предлагаются тексты либо с расставленным ударением, либо с делением на синтагмы. В этом случае ученики самостоятельно выполняют одну из предложенных  операций. В следующих текстах учащиеся расставляют и паузы, и ударение. Детям необходимо показать, что такое деление текста способствует более легкому и беглому чтению.

Дидактические тексты составлены с учетом увеличения количества слов и усложнения структуры высказывания. Эти тексты раскрывают различную тематику, связанную в смысловом отношении с другими текстами урока для детского и взрослого чтения. Например, описание дождя в литературных текстах открывается подобной темой в искусственном тексте.

Среди дидактических текстов, как и литературных, есть тексты – поучения,  тексты – истории, тексты – сказки. В некоторые из них включены элементы монолога и диалога. Практически во всех текстах есть различные по интонации предложения. Каждый текст имеет особый ритмический рисунок, позволяющий ребенку легко интонировать текст вслух. Для обогащения словарного запаса в каждый текст введено 1-2 «трудных» слова, возможно,  неизвестных ребятам по смыслу. Их следует расшифровывать, для этого на страницах учебника даются сноски. При разъяснении смысла новых слов педагогу легко выйти на ситуацию успеха, стимулирующую детей к новым открытиям в мире литературы.

Вам предстоит помочь ребенку включиться в работу над техникой чтения на определенном этапе урока. Лучше всего это делать вначале, чтобы не разрушать восприятия художественных текстов. Дома ребенку стоит предложить прочитанный в классе текст воспроизвести в речи несколько раз вслух.  Можно использовать эти тексты и для пересказа. Эти тексты заявляют также тему прочитанного, проблематизируют далее следующие тексты.

Работая с дидактическими текстами на каждом уроке чтения, ученики не будут бояться совершать знакомые им действия с текстами и в проверочных работах, а также в дальнейшем и в исследовании художественных произведений. Синтагматический способ чтения, освоенные на дидактических текстах, автоматически переносится на произведения разных жанров.

Проверочные работы, представленные в нашем пособии, включают дидактические и художественные тексты разного содержания и формы; обязательно снабжаются критериями, по которым дети учатся оценивать собственные действия в процессе чтения, видеть ошибкоопасные места.

Для того чтобы дети научились оценивать свой уровень чтения, им необходимо научиться формулировать критерии выразительного чтения. Лучше всего такие критерии начинать определять с детьми с первых уроков чтения, но не все сразу, а поэтапно.

В первую очередь дети учатся читать, выделяя голосом «ключевые» слова более сильным ударением. Значит, одним из критериев обязательно будет такой: «Умение выделять «ключевые» слова». Одновременно с выделением «ключевых» слов ученики делят высказывание на речевые звенья. Следовательно, следующим критерием чтения будет: «Умение соблюдать паузы между речевыми звеньями». Так вы работаете с детьми над формулированием каждого критерия, исходя из базовых требований к чтению любого текста, которыми являются осмысленность, правильность, выразительность и беглость чтения. 

Выразительности можно добиться, если постоянно обращать внимание ребенка на темп, адекватный высказыванию, тон (повышение и понижение), громкость, паузы, ключевые слова, мелодику и ритмический рисунок текста. В то же время работа над выразительностью не должна превращаться в «самоцель» и восприниматься учителем как отдельная задача.  Постарайтесь вместе с детьми исследовать проблему: «Для чего надо читать так, как читают взрослые?» 

Все технические моменты работы с текстом должны быть «упакованы» в интересную для ребят форму. Естественно самой важной формой уроков литературного чтения, как отмечалось ранее, будет диалог. В диалоге и должны быть сформулированы критерии  чтения, которые в дальнейшем помогут осмыслению любого текста, его целостному восприятию, проникновению в мастерскую авторов изучаемых текстов, развитию творческого воображения.

Знакомясь со способом синтагматического чтения, ученики постепенно включаются в работу над открытием «смыслов» текста. Дидактические тексты несут информацию, обычно легко понимаемую детьми. И все-таки такие тексты тоже рождают много вопросов у ребенка. К этим вопросам стоит отнестись с предельным вниманием, потому что они могут содержать зачатки будущих «гипотез» смысла, точки зрения. Эти всплески детской мысли можно, уловив, перенести на другие произведения, а именно, художественные, расположенные в книге вслед за дидактическими текстами.

Вот пример дидактического текста с партитурой (специальными обозначениями для более легкого освоения способа чтения).

Лежебока Медведь / наконец-то проснулся. / Тепло и сладко / спалось ему в берлоге/ всю зиму. / Яркий Лучик солнца / протянул к нему / теплую ладошку. / Он рад подшутить над косолапым. / «Вставай,/ Миша, / Весна пришла!» / – будит Медведя Лучик./

Выбрался Топтыгин из берлоги. / «Ба, / – удивился Медведь, / – долго же я спал! / Чуть Весну не проворонил!» /

Итак, дидактические тексты, на которых отрабатывается способ синтагматического чтения, предназначены и для понимания содержания такого текста.

Совершенствование навыка чтения продолжается и на нехудожественных текстах, но не носит в данном случае целевого характера. Умение читать становится средством читательской деятельности. А работа над выразительностью чтения становится органическим элементом как анализа произведения, так и совершенствования навыка беглого осмысленного чтения.

*   *   *

Особо следует сказать о недостатках чтения, на которые необходимо обращаться внимание в процессе работы с текстом.

Эти недостатки препятствуют эффективному, осмысленному восприятию прочитанного, над ними нужно постоянно работать.

Вот эти недостатки чтения:

  • неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному фрагменту текста;
  • постоянное проговаривание читаемых слов сначала вслух, потом шепотом, а затем про себя;
  • малое поле зрения;
  • отсутствие умения предугадывать написанное и делать смысловые догадки;
  • низкий уровень организации внимания;
  • отсутствие специального алгоритма чтения, т. е. гибкой стратегии чтения.

Для того чтобы наши ученики грамотно выделяли ключевые слова и делали необходимые для чтения паузы, важно знать правила совершения этих двух важных операций. Только в этом случае читатели смогут избегать ошибкоопасных мест, видеть их у себя и, главное, работать над их устранением.

Давайте рассмотрим те условия, которые необходимо соблюдать при членении высказывания на речевые звенья и выделении в них ключевых слов. В каждом случае вы будете руководствоваться каким-то определенным условием, которое поможет логически сгруппировать слова в речевом звене. Для чего это нужно?

1. Логическая группировка слов влияет на верную трактовку текста, на ясную и убедительную передачу его смысла.

2. Логические паузы обязывают произносить слова в одном речевом звене, не разделяя их, плавно, как одно слово.

3. В зависимости от того, где будет сделана пауза, высказывание приобретает разное значение.

Хорошо (1 речевое звено), /

если у погоды (2 речевое звено), /

прекрасное настроение (3 речевое звено). //

Что нужно знать об ударении в речевом звене?

  • Каждое речевое звено имеет свое ударение, притом лишь одно.

        

Хорошо (1 ключевое слово), /

если у погоды (1 ключевое слово), /

прекрасное настроение (1 ключевое слово). //

* Исключение: однородные члены предложения.

/ Тепло и сладко / спалось ему в берлоге/ всю зиму. /

  • Ударение придает выразительность группе слов в речевом звене.

  • Ключевые (ударные) слова произносятся с наибольшей силой голоса, чем все остальные.

  • Есть такие способы подчеркивания ключевых слов: повышение и понижение голоса, пауза, замедление темпа.

Правила выделения ключевых слов

1. О подлежащем и сказуемом.

В простом нераспространенном предложении на одно из них падает логическое ударение. Обычно оно принимает на себя то слово, которое занимает второе порядковое место.

Поля опустели; / обнажились леса. //

        

2. О новом понятии.

Если в предложении появляется слово, означающее новое для данного текста понятие, то на него ставится ударение.

Нет ничего на свете / изменчивее погоды. // Она, что красна девица, / меняет настроение, / когда ей вздумается. //

3. Если новое понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется.

«Вот дом,

который построил Джек,

а это пшеница,

которая в темном чулане хранится

в доме,

который построил Джек».

(Из английской песенки в пер. С. Я. Маршака)

4. Сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Сверкнула молния. //  Прогремел гром. //

5. Правило противопоставления.

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

1. Яркое и холодное солнце / превратилось в теплое и доброе. //

        

2. Не вдумаешься в слова – / не поймешь смысла. //

6. Если в высказывании есть скрытое противопоставление, что член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет ударным.

Это был настоящий зайчик.

(Подразумевается, что не игрушечный).

7. При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Подснежник, / мать-и-мачеха, / ландыш / –  

скромные, / неброские цветы. //

8. Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Это – / начало новой жизни / и создание мелодии. //

Это нежный бутон розы / и теплые брызги дождя. //

9. В сравнении наиболее ударным будет то, с ЧЕМ сравнивается, а не то, ЧТО сравнивается.

Цветы,  как люди, / все понимают. //

10. В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Знаешь ли ты, / что природа / умеет звучать? //

Местоимение не бывает ударным словом.

* Исключение: «Ты взял яблоко?»

Что важно помнить читателю?

1. Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения высказывания на речевые звенья. Смысловые ударения в каждом отдельном высказывании определяются лишь тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

2. В зависимости от главной темы в каждом высказывании определяются логические центры, т. е. слова, которые раскрывают эту тему.

3. Основная мысль         текста проходит через все высказывания, составляющие данный текст.

Важно 

1) протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных высказываний;

2) проследить логическую перспективу каждой части текста.

4. Чтобы проследить развитие мысли автора, нужно, анализируя отдельные высказывания, а также части высказывания, учиться устанавливать внутреннюю связь между ними. Для этого и приходится каждый раз в процессе находить ключевые слова, соотносить их друг с другом, созидая собственное представление о прочитанном тексте.

Все сказанное выше посильно и интересно для начинающего читателя. Каждый ребенок, становясь исследователем в процессе читательской деятельности, может научиться осознавать текст, одновременно овладевая операциями, ведущими к темповому, правильному чтению.

Предлагаемые проверочные работы дадут представление о систематическом контроле над указанными действиями каждого ребенка.

В проверочных работах ученикам предлагается самостоятельно показать свои умения в том, как они постепенно овладевают способом синтагматического чтения.

Обратите внимание на то, что работы не перегружены заданиями. Читателям предлагается поэтапно совершить ряд действий с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

Литературное чтение как способ развития творческого потенциала у учащихся.

Урок литературного чтения даёт массу возможностей для творческой работы. Я предалагаю вашему вниманию различные виды работ по развитию креативности....

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

5 простых способов улучшить навыки чтения у детей

5 простых способов улучшить навыки чтения у детей...

Федеральный перечень "100 книг" как способ продвижения чтения в начальной школе

Федеральный перечень "100 книг" как способ продвижения чтения в начальной школе....

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...