Описание опыта работы классного руководителя.
статья на тему

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. В данной статье даётся описание моего опыта работы с учащимися начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_zhdanovoy_o._p.docx170.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко - Сале

Описание опыта работы

 классного руководителя

Ждановой Оксаны Павловны

                                                             http://au-site-logos.s3.amazonaws.com/d6adafee3d3b8e058cdcf826bd0b250f.gif

2014 г.

«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Саади

             Я,  Жданова  Оксана  Павловна,  общий  педагогический  стаж  18  лет. Образование высшее. Закончила Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева по специальности – педагогика и методика начального обучения.    С 1995 года работаю в  МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа  №2» г. Тарко – Сале учителем начальных классов, и, конечно же, являюсь классным руководителем. 

                Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса.

Воспитание и обучение – две взаимосвязанные стороны одного процесса, и воспитание не менее важно, чем обучение, так как, только соединив эти две задачи, можно сформировать творчески активную и зрелую личность. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

          Главная цель воспитательной работы в современной школе - всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо: развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности  учащихся.

          В чем же заключается деятельность классного руководителя? Это прежде всего создание благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе, забота о здоровье, организация свободного времени учащихся, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности - учение, делает школу центром жизни ребенка. Школа для учащихся младших  классов, особенно на первых порах, - это прежде всего учитель, за работой, за словами и поступками которого непрестанно следят дети. Они замечают все: как он одет, как он общается с людьми, как он относится к разным ребятам - отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение, выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Воспитательная работа классного руководителя  начинается с установления правильных взаимоотношений с учащимися, которые  должны быть основаны  на глубоком взаимоуважении.

          Деятельность классного руководителя строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, интересов учащихся, личностно - ориентированного подхода. Ведущие ценности, которыми  руководствуюсь в работе - воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия.

Основные направления воспитательной деятельности:

  • духовно - нравственное и гражданско-патриотическое;
  • спортивно - оздоровительное;
  • интеллектуальное;
  • общекультурное;
  • социальное;
  • работа с родителями.

             Одним из важнейших направлений в воспитательной работе школы является духовно-нравственное воспитание учащихся,  которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, она формируется постепенно, с детства.  Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

           Одна из составляющих духовно-нравственного воспитания - экологическая культура,  поэтому темой самообразования выбрала – «Экологическое воспитание учащихся  на уроках и во внеурочное время». Основой всех материальных благ, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Вечным источником добрых чувств детей назвал природу В.А. Сухомлинский. Природу, как средство эстетического воспитания, высоко ценил К.Д. Ушинский: «...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

             Красоту природы человек способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна. Не случайно в воспитательном процессе начальной школы общению ребенка с природой отводится видное место. Уже с первых дней в школе провожу экскурсии на тему: «Золотые краски осени», «Чем красив наш край?», «Мы тоже можем быть полезными природе». Экскурсии включают в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям. Экологизация воспитательного процесса  учит правилам поведения в природной среде, благотворно влияет на развитие мышления, эмоциональной речи, творческих способностей. Развивать в детях уважение и любовь к природе помогают внеурочные занятия «Экологическая тропинка», на которых дети учатся протягивать руку помощи всем живым существам от мала до велика.

            Здоровье школьников - один из элементов экологического воспитания, поэтому уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования  собственного здоровья. Это  физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке и на перемене; праздники, посвященные охране здоровья; спортивные эстафеты, соревнования, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.

          Нередко, ребенок, переступивший порог школы, с трудом адаптируется к новым условиям жизни, испытывает трудности в отношениях  с  детьми. Поэтому перед классным руководителем стоит важная задача - формирование дружного сплоченного коллектива. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия - вот главное условие успешного воспитания.  

            В 2012 – 2013 учебном году я набрала первый класс. На сегодняшний день в классе создан благоприятный социально - психологический климат: преобладают доброжелательные отношения между одноклассниками, каждый ученик чувствует себя в коллективе комфортно, занимает благоприятную социальную позицию, так как именно в коллективе у человека развиваются общественно – ценные качества: товарищество, дружба, взаимопомощь, сочувствие. Еще Аристотель отметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека.

           По результатам тестирования школьного психолога (сентябрь), в классе было выявлено 2 дезадаптированных ребёнка. Известно, что дети этой группы испытывают особые трудности адаптации к школьной жизни, которые с течением времени могут усугубляться. Для предотвращения этого с родителями учащихся была проведена беседа, в ходе которых выяснялся следующий круг вопросов:

  • с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу;                                
  • как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования;
  • нет ли активного или пассивного протеста;
  • жалуется ли на усталость, не появились ли признаки детской нервозности (повышенная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность).

          Далее родителям была оказана консультативная помощь по данному вопросу, с детьми проводилась индивидуальная работа классного руководителя, психолога, социального педагога. При повторном тестировании (декабрь) данные дети были исключены из группы дезадаптированных детей.

            Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Я использую традиционные формы: капитан и актив класса. Капитана ребята выбирают путём голосования. С помощью анкетирования узнаю о предпочтениях детей заниматься тем или иным видом деятельности, что помогает распределить их по секторам: «Просвещение», «Умники и умницы», «Чистюли», «Волшебная кисточка», «Спортивный» и «Досуговый». В каждом секторе дети самостоятельно выбирают ответственного. Так создаётся актив класса и начинается планомерная воспитательная работа. Командир посещает общешкольные собрания и доводит до сведения актива класса план работы. Далее включается группа, ответственная за подготовку того или иного мероприятия. На классных собраниях дети обсуждают вопросы жизнедеятельности коллектива и принимают по ним соответствующие решения. Учащимися класса выработаны правила дружбы, правила поведения в школе.  

          Воспитание - это процесс постоянного творчества. Соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, выпуск стенгазет, коллективные творческие дела - позволяют добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Все мероприятия, тематические беседы, классные часы должны быть  направлены на повышение уровня воспитанности, сплочение коллектива,  раскрытие индивидуальных и творческих способностей учащихся, формирование  эстетического  вкуса, должны прививать навыки культуры общения, обогащать знания ребят. Обязательным элементом является обращение к личному опыту детей, к их размышлениям по обсуждаемой теме. Ведь опыт может быть востребован и развит самим

субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. 

            При организации мероприятий пользуюсь методом коллективных творческих дел. В каждом наборе стараюсь организовать творческую группу, с которой готовим театрализованные мероприятия на различные темы и представляем их ребятам начальной школы, детских садов, пожилым людям и детям - инвалидам из центра социального обслуживания населения: «Будь здорова, Книжка!», «Знай ПДД», «В стране дружбы», «День Земли».

             Для определения уровня воспитанности учащихся, развития самооценки, выработки умения видеть сильные и слабые стороны своего характера использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Полученные данные позволяют выстраивать дальнейший воспитательный процесс в нужном направлении, определять верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.                            

           Развивать интеллектуальные способности, укреплять и расширять знания учащихся помогает внеурочная деятельность. Она побуждает любознательность, инициативу, воспитывает разносторонне - развитую личность, развивает исследовательскую и познавательную деятельность учеников, логическое мышление.

          С этой целью мною была разработана программа предметного кружка "Юный астроном» для  1 – 4 классов. Курс вводит детей в мир космонавтики, способствует правильному представлению ребят об астрономических явлениях. Программа имеет рецензию Центра педагогических технологий  им. К. Д. Ушинского «Новое образование»               г. Москва и рекомендована к реализации в учебно – воспитательном процессе  образовательного учреждения. Работа прошла экспертную оценку редакционного совета «Школа 21 века» и опубликована на страницах СМИ.

          Кружок «Умники и умницы», который провожу еженедельно по комплекту учебно – методических пособий Холодовой О. А., способствует развитию логического мышления, повышению качества знаний по учебным предметам. Результат данной работы -  отсутствие в классе неуспевающих детей, процент качества знаний - 68 %.

           Ежегодно в школе проводятся предметные недели: по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе, неделя физической культуры и спорта, неделя здоровья. К их подготовке и проведению привлекаю учащихся класса. Дети с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях, конкурсах чтецов, составляют  кроссворды, ребусы, выпускают тематические газеты.

          Неоднократно  ребята становились победителями и призёрами в мероприятиях школы, городских и районных акциях и конкурсах.

Институциональный уровень:

  • «Ярмарка солидарности», вырученная сумма от которой идёт на      благотворительность: помощь погорельцам; детям, оставшимся без попечения родителей; ребёнку, находящемуся на длительном лечении в больнице;
  • сбор книг и игрушек для воспитанников детского сада «Солнышко»;
  • «Весёлые старты» в рамках «Недели здоровья», «Недели патриотического  воспитания»;
  • акция «Собери посылку солдату»;
  • конкурсы рисунков и творческих работ:  

            - конкурс стенгазет, посвящённый 80 – летию образования ЯНАО -  I место;

            - конкурс рисунков, посвящённый Дню защитника Отечества – III место;

            - конкурс рисунков «На прививку становись» - II место;

            - конкурс плакатов «Профессия – пожарный» - I место;

  • проекты, направленные на улучшение качества окружающей среды:

            - изготовление поделок  из бытовых отходов и представление их на районные  

            экологические конкурсы;

            - участие в районных акциях «Сохраним ёлочку», «Подари школе дерево»;  

                - изготовление кормушек, скворечников, выпуск листовок с призывом  «Поможем

             зимующим птицам».

Городской  уровень:

  • конкурс творческих работ «Басни И. А. Крылова» - II место;
  • «Земля, где я живу» - 3 участника, 1 победитель,  2 призёра –II, III место;
  • творческий конкурс «Мы дети одной планеты» - 3 участника;
  • конкурс стихов С. Михалкова «Вместе с книгой я расту» - 4 участника,                           1 победитель – III место;
  • конкурс творческих работ «Мой небольшой, но славный городок» -  7 участников, 4 победителя, 3 призёра – 2 место;
  • «Вместе с папой мастерим» - II место;
  • интеллектуальная командная олимпиада среди первоклассников (на базе д/ с «Радуга») - 3 участника, III место;
  • командный турнир по шашкам среди первоклассников - 2 участника, II место.

Районный  уровень:

  • смотр - конкурс «Что могут мальчики»  – 2 участника, 1 призёр – II место;
  • фестиваль детского творчества «Мы всё можем» - победитель - диплом I степени;
  • конкурс детского творчества «Эко-Ель» -  8 участников, 3 победителя;
  • конкурс детского творчества «Эко – Чум» - 7 участников, 2 победителя;
  • районный конкурс «Поможем зимующим птицам», - 10 участников, 3 победителя, 2 призёра – II, III место.

Всероссийский уровень:

  • конкурс детских исследовательских работ «Мои первые открытия»- 3 участника,

            2 дипломанта;

  • дистанционное интеллект – путешествие «Вундеркинд» - 4 участника,  2 призёра - II, III место;
  • поэтический конкурс  «Родительский дом» - 3 участника, 1 - дипломант III степени;
  • творческий конкурс «Дети – цветы жизни» - 3 участника, 2 победителя, 1 призёр -  II место;
  • викторина «Мой Пушкин» - 5 участников, 2 победителя, 2 призёра – II, III место;
  • конкурс «Явления природы» - 6 участников, 5 победителей;
  • творческий конкурс «Азбука флоры и фауны родного края» -  4 участника,                           2 победителя, 2 призёра - II место;
  • викторина «Космическая одиссея» - 9 участников, 5 победителей, 4 призёра.  

За активное участие в мероприятиях класс поощрён:

  • благодарность администрации детского сада «Брусничка» за уборку территории;

  • благодарность ДОД «Центр детского туризма и краеведения» за участие в   мероприятии «Поможем зимующим птицам»;
  • благодарность МБОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района» за участие в акции «Подари тепло детям»;  
  • благодарность ОГИБДД ОВД  за участие в «Неделе  безопасности»;  
  • благодарности МБУК «Централизованная библиотечная система г. Тарко – Сале» за участие в мероприятиях «Вместе с книгой я расту», «Мой небольшой, но славный городок»;
  • благодарность администрации МКДОУ ДС «Солнышко» за помощь в приобретении    книг и игрушек.

          Все ребята класса заняты во внеурочное время. Посещают дополнительные образовательные учреждения: музыкальную школу, спортивные секции, кружки ДДТ, подростковый клуб «Островок», ЦНК.

           Основа   воспитательной работы – союз учителя, родителей  и  ребёнка. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. В основе сотрудничества лежат принципы взаимного доверия и  уважения, взаимной поддержки и помощи. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, вырабатывает верный подход к развитию его способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

           Использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей: родительские собрания, беседы, консультации,  анкетирования, практикумы, разработка памяток. Классные родительские собрания моделирую так, чтобы они стали школой просвещения родителей, расширили их педагогический кругозор, стимулировали желание стать хорошими родителями. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. Провожу анализ учебных достижений, возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. К родительскому собранию готовлю выставки творческих работ учащихся, портфолио. О трудностях ребенка беседую с родителями индивидуально, начиная с положительных моментов в обучении, постепенно переходя к тому, на что родителям  следует обратить особое внимание.

           На протяжении нескольких лет провожу «День открытых дверей». Присутствуя на уроке, родители, сами того не замечая, вовлекаются в учебный процесс, могут увидеть стиль работы учителя, методы, приёмы, современные образовательные технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности.

           Традиционными мероприятиями с участием родителей стали: «Первый раз в первый класс», «День Матери», «День именинника», «Подари школе дерево», «Прощание с начальной школой».

          Учитель, классный руководитель  - это профессия, которая требует  постоянного роста, самосовершенствования, поиска новых методов и путей обучения и воспитания. Педагог в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно осваивает новые методики и технологии, внедряет в жизнь инновационные педагогические идеи и вносит личный вклад в повышение качества образования.          

          Как современный учитель активно внедряю в работу информационно - коммуникативные технологии. ИКТ - компетенция позволяет мне быть активным участником образовательного процесса:  веду мониторинг успеваемости и качества знаний, электронный журнал, социальный паспорт класса, участвую в конкурсах профессионального мастерства, публикую методические разработки. В Социальной сети работников образования создала личный сайт, который регулярно пополняю методическими разработками, рекомендациями для родителей, статьями. Кроме этого на личной странице создан сайт класса.

          На сегодняшний день мои разработки, статьи и электронные презентации опубликованы:

  • на сайте и на компакт – дисках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», внеклассные мероприятия: «Знатоки родной природы», «Пожар в квартире». http://festival.1september.ru;
  • на сайте ЦПТ им. К. Д. Ушинского «Новое образование» статья  «Условия и приёмы организации учебного диалога». obrpiramida@gmail.com;
  • на личном сайте в Социальной сети работников образования: разработка «Будь здорова, Книжка!», статья с методическими рекомендациями по педагогике «Формирование экологической культуры учащихся начальной школы». http://nsportal.ru/zhdanova-oksana-pavlovna
  • на сайте электронных презентаций «Экологические катастрофы Земли», «Если б не было школ», «Люблю тебя, моя Земля». viki.rdf.ru.;
  • на страницах СМИ «Школа 21 века»  родительское собрание «Искусство воспитания»; рабочая программа предметного кружка «Юный астроном»                                   1 - 4 класс. redakcija@shkola-21-veka.ru 

Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства:

  • лауреат II Всероссийского  творческого конкурса для педагогов и родителей «Открытая книга» в номинации «Конкурс сценариев детских праздников»;
  • победитель Международной педагогической творческой олимпиады «Педолимп» в номинации «Наука вокруг нас». Внеурочная деятельность «Астрономия - это интересно!»  г. Москва.
  • победитель  II  Международного конкурса мастер – классов «Вершины мастерства». Краткосрочный проект, мероприятие «Сохраним родную Землю»;
  • II место во Всероссийском  конкурсе  «Аурум»  «Я – учитель»  в номинации «Родительское собрание».
  • лауреат Всероссийского конкурса «Талантоха» в номинации «Внеклассное мероприятие».

           Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и любви  к своему делу. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. А.С. Макаренко писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов…»

Отчёт подготовила:                                  Жданова Оксана Павловна     _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы

В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....

Описание опыта работы классного руководителя

Работа представлена на конкурс "Самый классный классный"...

Описание опыта работы классного руководителя

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:• Духовно-нравственное и правовое воспитание• Познавательная деятельность и эстетическое воспитание• Учебная и трудовая деятель...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Описание системы работы классного руководителя.

laquo;Классное руководство – это не работа, это образ жизни»....