Описание опыта работы классного руководителя
статья по теме

Соколова Татьяна Владимировна

Работа представлена на конкурс "Самый классный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Пречистенская  средняя общеобразовательная школа

Муниципальный конкурс

«САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ-2016»

Конкурсная работа

«ОПИСАНИЕ ОПЫТА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Автор: Соколова Татьяна  Владимировна,

          классный руководитель 3а класса

                                                          2016 год

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

В. Сухомлинский

     Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

     Я – учитель начальных классов. Любовь к детям - определяющее качество моей специальности. Любовь к труду предполагает ежедневную упорную работу учителя. Нужно много сил для того, чтобы научить жить по школьным и общечеловеческим правилам. Но я не просто учитель - я классный руководитель. Моя задача не только научить, но и воспитать настоящих людей!

     Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. На любом мероприятии, на мой взгляд,  должно быть «много» ученика и мало воспитателя. Считаю, что ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он должен быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь. Каждый ученик уникален, талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться.

Свою деятельность осуществляю по выработанным мною заповедям: «Быть примером для воспитанников не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».

. Три года назад пришли первоклашки. И первые вопросы, которые я задавала себе, были следующие: «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?».  И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза 25 малышей на первом классном часе. Мне хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, друг перед другом, чтобы в этом помогли родители.

     В начале нашего школьного пути я составила программу воспитательной работы, определила цели, задачи и этапы воспитательной деятельности (Приложение №1).

     В основе воспитательной системы класса - концепция Г.К.Селевко “Самовоспитание школьников”, т.к. она нацеливает на воспитание нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой. Исходя из этого, нравственными ценностями для детей становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).

      В первые дни школьной жизни моих первоклашек я провела адаптационные занятия по межпредметному образовательному модулю «Первый раз в первый класс» (под ред. Б.Д.Эльконина), которые включали мастерскую общения  «Давайте познакомимся» (игры), экскурсию по школе, беседы «Теперь ты ученик», «Как твоё настроение?» и др. В классе мы оформили уголок настроения, в котором дети в течение дня выставляли напротив своих фотографий изображения грустного или веселого лица. Это помогало мне создать комфортные условия для детей в классе.

     Большую роль в изучении потребностей, интересов первоклашек оказало  анкетирование родителей «Расскажите  мне о нем», «Мир увлечений вашего ребенка», составление социального паспорта семьи. В этот момент началась не менее трудоёмкая работа с родителями (выбор родительского комитета, знакомство с функциями родительского комитета, с уставом школы, правилами поведения учащихся в школе, с целями и задачами обучения и воспитания первоклашек). Особое внимание в период адаптации первоклассников я уделяю тесной связи с психологом и логопедом: психолог и логопед проводят диагностику адаптации к школьной жизни, выявляют детей группы «риска».

    Начиная с первых дней работы с детским коллективом, знакомлю с теми традициями, которые существуют в школе, все вместе мы создаем традиции своего класса:  «Праздник прощания с букварём», тематические конкурсы рисунков, выпуск стенгазет, спортивные праздники, семейные вечера, выставки творческих работ.

     Считаю, что одним из главных факторов развития личности младшего школьника становится познавательная творческая деятельность самого ребёнка. Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении строится мной с учётом возрастных особенностей младших школьников. Внеурочная работа по предмету углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку приближена к интересам и возможностям ученика. 

Огромное воспитательное значение в нашем классе имеют следующие мероприятия:

  • литературные викторины (по сказкам Ш.Перро, Р.Киплинга и др);
  • общешкольная исследовательская конференция;
  • общешкольная портфолио-конференция;
  • турнир смекалистых;
  • всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
  • международные интернет-проекты «Подросток и закон», «Мосты дружбы», «Диалог культур», «По-русски. Правильно» и др.;
  • международные Интернет-олимпиады.

  Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашем классе является духовно-нравственное воспитание. Наиболее распространённой формой работы с детьми является классный час, на котором мы беседуем о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Мною разработан и реализован цикл нравственных классных часов «Не будь черствым», «Дружбой дорожить умейте», «День вежливости» и др. Так, например, на классном часу по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.

      Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы («Непослушание», «Нет вредным привычкам», «Кто такой тактичный человек», «Благородные поступки») Их цель -  обогатить обучающихся моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

      Огромное значение в духовном развитии личности ученика является формирование патриотизма. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, развивается достоинство личности.

      Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному краю; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

      Младшие школьники в силу конкретности мышления еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома. Детям запомнилась акция к дню пожилых людей «День бабушек и дедушек». Участие в  акции – это рассказ о бабушке или дедушке или рисунок с изображением дедушки или бабушки, а в школе дети старались выполнить поделку для них. Никто из участников акции не остался равнодушным.

     Рассказы в доступной форме о героических подвигах во время Великой Отечественной войны являются одним из самых эффективных средств воспитания. Мною проведён цикл классных часов «Поклон земле, суровой и прекрасной!», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Бессмертная слава «Варяга», посвящённых юбилейным датам.

      Проектная деятельность занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. (Приложение №2)

      Обогащению нравственного мира школьников, развитию их эстетического вкуса, познавательного интереса к истории своего края способствуют экскурсии, которые оставляют неизгладимое впечатление и вызывают бурю эмоций у детей. Благодаря им дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.  Часто посещаем музей краеведения и леса п.Пречистое, в котором познакомились с экспозициями о героях Советского Союза – первомайцах, о жизни и быте русского села, с выставкой работ художника и скульптора В.В.Майданюка, узнали, как создавались фильмы художника-мультипликатора А.К.Петрова.  Мои ребята принимали участие в конкурсе чтецов «А память нам покоя не дает…», общешкольных акциях «Ветеран живет рядом», готовили  праздничные открытки и поздравляли ветеранов войны и тружеников тыла.

      Общекультурное воспитание детей в младшем школьном возрасте осуществляется в разных формах. Мои воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, как все, так и отдельные ученики, в соответствии с их возможностями и желанием. Каждый делает то, что ему больше по душе. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, разыгрываем сценки, украшаем класс, наряжаемся, слушаем музыку - всё это ещё и элементы эстетического воспитания (Приложение №3)

           Одним из важнейших направлений воспитательной работы является – спортивно-оздоровительное, направленное на укрепление здоровья ребенка. У младших школьников особенно чувствительной является нервная система. Именно поэтому проблема здоровьесбережения остаётся наиболее актуальной на начальной ступени обучения.

     Ребята принимают активное участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах (дни здоровья, «Весёлые старты», «А, ну-ка, мальчики!» и др.). В теплую погоду динамические минутки провожу на свежем воздухе, что положительно сказывается  на сохранении здоровья учащихся.

    Немаловажное место в рамках организации здоровьесберегающей среды занимает внеклассная работа с детьми и участие в этом родителей учащихся. Мы организуем спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни», осенние и зимние походы. Параллельно ведется работа с детьми через классные часы, через беседы «Как вырасти здоровым», на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни («Забота о глазах», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Вредные привычки», «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте» и др). Работа в этом направлении принесла значительные результаты. По данным медицинского осмотра, в нашем классе не наблюдается ухудшения показателей здоровья. Ребята получили новые знания о рациональном питании, пользе и вреде некоторых продуктов, культуре приёма пищи.

      Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, я воспитываю привычку трудиться. Все мои ученики очень любят дежурить по классу, принимают участие в озеленении кабинета и трудовых десантах «Наш любимый школьный двор». Стало доброй традицией в нашем классе изготовление и развешивание кормушек для птиц. На детей положительно воздействует совместная работа, коллективный труд.

      Новый образовательный стандарт, по которому я работаю третий год, обозначен как общественный договор между школой, семьей и государством. Поэтому неудивительно, что семье, ее взаимодействию с учителями отводится в нем особая роль. Считаю, важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую семейные вечера, на которые приглашаю родителей. Использую и такие формы: собрания, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, сочинения, изготовление подарков и поздравительных открыток.  В своей работе применяю и посещение семьи, и индивидуальные беседы с родителями, и тематические консультации с родителями. Особого педагогического внимания требуют семьи, которые испытывают сложности в воспитании детей, находятся в трудной жизненной ситуации.  Главный воспитатель – жизнь, основной воспитатель – семья, остается связать первое со вторым и создать условия для развития и творчества ребёнка.

     Значительную роль в воспитательном процессе играет организация самоуправления в классе. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществить воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.

      Символ и название нашего класса «Апельсин», поэтому класс мы разделили на группы – «дольки». В каждой «дольке» по 5-6 человек, среди которых есть дети разного уровня подготовки и успеваемости (дети распределились самостоятельно). Каждый ученик в таком миниколлективе имеет постоянное поручение. Все ребята выполняют поручения в меру своих способностей, умений и желаний. Конечно, есть и такие, которые не всегда добросовестно выполняют поручения, но дети находятся в стадии усвоения данной системы отношений, поэтому в их работе бывают и промахи. Моя задача - вовремя поработать с командирами групп, «долек», чтобы они сумели  подсказать, напомнить о невыполненной работе и направить своего одноклассника на выполнение поручения.    Благодаря самоуправлению дети становятся более организованными, самостоятельными и ответственными.

     При организации воспитательной работы в классе очень важно ориентироваться на  результаты. Для изучения воспитательного воздействия использую  диагностику, мониторинг, анкетирование, наблюдение:

- изучаю уровень воспитанности по методике М.И.Шиловой (Приложение № 4);

- диагностирую «Наши отношения» по методике Л.М.Фридман(Приложение № 5);

- провожу социометрические исследования по методике Дж.Морено (Приложение № 6);

- создаю социальный паспорт класса (Приложение № 7);

- осуществляю мониторинг участия учеников в различных мероприятиях (Приложение №3);

- провожу анкетирование с родителями (Приложение № 8).

     Кроме того, осуществляю анализ воспитательной работы. Данная работа помогает мне правильно строить свое общение с детьми, ближе узнавать их, скорректировать свои действия, а значит, следовать той системе воспитательной работы, которая способствует реализации поставленной мною цели.

     Мой педагогический девиз: “Люби, твори, прощай!”. Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.

Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна почва, на которой он будет расти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы

В данной работе я представляю систему работы по воспитанию гражданственности и патриотизма на основе традиционных мероприятий....

Описание опыта работы классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. В данной статье даётся описание моего опыта работ...

Описание опыта работы классного руководителя

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:• Духовно-нравственное и правовое воспитание• Познавательная деятельность и эстетическое воспитание• Учебная и трудовая деятель...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

Описание системы работы классного руководителя.

laquo;Классное руководство – это не работа, это образ жизни»....