Выступление "Формирование умения различений орфограммы и развитие орфографической зоркости".
учебно-методический материал по теме

Мухортова Наталья Викторовна

Выступление на РМО.Начальная школа является базой, основой всего образования человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Крутологовская СОШ

Формирование умения различений орфограммы и развитие орфографической зоркости.

Учитель начальных классов

Мухортова Н.В.

Начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит в «храм науки» ребенок.

Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Одна из таких проблем – научить детей грамотно писать.

Среди многих существующих на земле заблуждений есть и заблуждение, что орфография – трудная наука и что стать грамотным человеком тоже очень трудно.

В процессе овладения прописной грамотностью особое значение имеет развитие орфографической зоркости, что означает видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание. А чтобы этому научиться, нужно пройти определенные этапы.

Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте (букварный период).

В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов написания букв будет зависеть именно от этого. Например: река – речка (безударный гласный ставим под ударение), столб – столбы (после согласного ставим гласный).

Второй этап – работа с орфографическим правилом. Когда возникает опасность ошибочного письма, дети учатся решать орфографические задачи, т.е. начинают изучать правила.

Третий этап – повторение правила.

Правило понимается лучше, если оно не только механически запоминается. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями.

Любое правило можно рассматривать как правило игры. Любая игра представляет собой приключение. Очень хорошо, если это не просто приключение, а приключение мысли! В сущности, орфография – это своеобразный лабиринт, из которого можно выбраться, если вовремя увидеть указатели и научиться им следовать.

Приведу пример работы над одним из правил орфографии: «Буква мягкий знак (ь)». Работа начинается в период обучения грамоте.

Цель этого: вспомнить основные вопросы фонетики, показать букву мягкий знак (ь) в сравнении с остальными буквами.

За несколько уроков до изучения буквы большое внимание уделяю обозначению мягкости согласных на письме и особенно на конце слова.

На последующих уроках будет уместно сказать детям и о том, что в таких сочетаниях, как чк, чн, нщ, нч, мягкий знак не пишется, и попросить объяснить почему.

Четвертый этап – запоминание непроверяемых написаний.

Практика показывает, что орфографическое проговаривание лучше проводить, объединяя слова или в тематические группы, или по принадлежности одному и тому же правилу. Небольшие по объему «запоминалки», произносимые хором орфографически, помогают лучше запоминать написание слов. (Приложение № 1)

Никто не будет оспаривать, что для формирования навыков грамотного письма существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания того или иного слова мы прибегаем к помощи грамматики (правописания). Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и развитую орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов.

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв.

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например, зеленым.

Таким образом, «фотография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зеленых» букв и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зеленым цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Следует запомнить, что над каждым набором текстов необходимо работать 3-4 урока, т.е. до тех пор, пока исчезнут ошибки. (Приложение № 2)

Лучше зрительные диктанты проводить в начале урока. Сразу же после записи даты и вида работы все учащиеся встают и молча прочитывают то, что показывает учитель. По истечении 6-8с они садятся за парты и диктуют себе то, что прочитали и запомнили, отмечая цветом «опасные» места в словах.

Еще один из этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Цель учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок.

На каждом уроке русского языка я использую перфокарты для написания словарных слов. Перфокарты – один из эффективных способов письменной проверки знаний учащихся, так как на выполнение задания требуется немного времени. Ведь все задание уже записано, ученику остается лишь вписать необходимые буквы. Этот элемент необычности, занимательности стимулирует активность ученика, пробуждает интерес к учебе.

Перфокарты удобны и для учителя: быстрота проверки, возможность индивидуального и дифференцированного подхода (карточки для сильных и слабых учеников), исключается списывание, так как у каждого ребенка свое задание. Словарно – орфографическая работа, проведенная таким образом, помогает достигать желаемых результатов, увлекает и развивает учеников. (Приложение № 3)

Запоминалки                

Холод! Мороз!

Ребятишки бегут

По узкой лесной тропинке

К дорожке.

Варежками похлопывают,

Валенками притопывают.

От ёлки к ели,

От ели к ёлке

Летят снегири,

Синицы, свиристели.

Посадил росток

Выросло растение.

Набор № 1

В лесу сосны.

У сосны лиса.

В лесу осины.

У осины заяц.

Набор № 2

И к нам пришла зима.

Выпал пушистый снег.

Всё кругом побелело.

Дети очень рады зиме.

КОРО    -   КОРОВА

В    Н    -    КОРОНА

Н     Т   -    ВОРОТА

УЧ    НИК

Р    БОТА

З    ВОД

М    РОЗ

Л   СИЦА

Л    ПАТА

П    ТУХ

Г    РОХ

П   СУДА

К   ПУСТА

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим ученикам. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так.

Уроки чтения – это возможность помочь каждому ребенку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать.

Да, многое зависит от уровня овладения детьми техникой чтения.

Как работать над техникой чтения?

Во-первых, в тексте тщательно отбираются слова, которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включать их в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен.

Как отрабатывается техника чтения в первом полугодии 1 класса, т.е. в добукварный и букварный периоды?

С учениками читать всегда хором, как бы пропевая, т.е. сливая слоги. Читать по нескольку раз страничку букваря. Сначала читать очень медленно, где-то 3-4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но все равно медленно, а после еще быстрее. Торопить детей при чтении ни в коем случае нельзя. Отработав правильность произношения, четкость, силу голоса, можно избежать затруднений детей при чтении по букварю. Если каждый день на уроке заниматься по 25 мин. Только чтением, то задача достижения хорошего чтения успешно решается.

После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. Теперь ученики читают весь урок (25-30 мин) хором вместе с учителем. Когда дети читают вслух, нужно смотреть, все ли следят пальчиком при чтении, наклонятся и прислушиваться к чтению нужного ученика. Если кто-то сфальшивил, попросить вновь прочесть то место, где допущена была ошибка. Когда отработано чтение, можно попросить, чтобы читал кто-нибудь один, а все следят пальчиком. Если ученик ошибся, то исправляют сразу все хором. Нельзя спрашивать с ученика чтения, если статья слабо отработана.

Во 2 классе чтение тоже проводить преимущественно вслух по 20-25 мин. В качестве речевых зарядок выступают полюбившиеся детям стихотворения. Статьи, рассказы в 3 четверти можно уже разбивать на абзацы и писать план в вопросительной форме.

В 3 классе дети самостоятельно должны составлять план пересказа в утвердительной форме. И каждый пересказывает по своему плану.

Еще раз утверждаю, что в 1 классе и в первом полугодии 2 класса детей не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения не будет никогда! Надо чаще читать хором! Читать весь урок! Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота.

Вопрос использования книжки-игрушки в науке о формировании читателя был впервые рассмотрен Е.В.Дьячковой, которая доказала эффективность использования этого учебного материала в начальной школе при обучении чтению.

Во-первых, работа с книжкой-игрушкой на уроках чтения или на внеурочных занятиях помогает учителю формировать и совершенствовать у учащихся навык чтения. Для этого важно организовывать перечитывание текста.

Во-вторых, работая с книжкой-игрушкой, дети совершенствуют технику чтения, накапливают читательский опыт и развивают воображение в комфортной для учащихся обстановке – в ходе организованной учителем дидактической игры с книжкой-игрушкой. Конечно, для занятий необходимо подобрать доступные детям книги. Затем они пробуют изготавливать книжку-игрушку самостоятельно.

Вот как по-разному учителя начальных классов конструируют или дополняют книги с одинаковыми текстами литературных произведений, например стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей?»

Мы рассмотрим восемь резервов обучения чтению. Это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях.

Важно не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

  1. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе.
  2. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
  3. Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
  4. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком, посмотрел картинку – отдохнул.
  5. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
  6. Многократное чтение. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
  7. Чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.
  8. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

Развитие орфографической зоркости на основе упражнения с корневыми орфограммами.

Урок по русскому языку в 3 классе на закрепление умения находить и правильно писать слова с корневыми орфограммами....

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...