« Инновационные технологии в обучении и воспитании»
опыты и эксперименты на тему

« Инновационные технологии в обучении и воспитании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _innovatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_i_vospitanii.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

И        П        К        Р        О                РТ

Реферат на тему:

« Инновационные технологии в обучении и воспитании»


Оглавление.

                                                                        Стр.

I. Вступление.                                                  2-3        

II. Основная часть.                                          4-8        

1. Развивающее обучение (из опыта работы)

2. Нетрадиционные формы уроков.

а) Урок- сказка.

б) Урок- утренник.

в) Уроки творчества.

III. Заключение.                                                        9-10

IV. Библиография.                                                11

1

I. Вступление.

      В современных условиях прогресс всех сторон жизни общества связан с повышением качества общеобразовательной подготовки, что сегодня невозможно без модернизации содержания общего и начального образования.

      Модернизация образования - это прежде всего процесс обновления, это комплексная программа устойчивого развития нашей системы, ее реструктуризации и адаптации, которые связаны с меняющимися требованиями, условиями жизни, новыми задачами перехода России к правовому, демократическому государству, к рыночной экономике. По большому счету модернизация- это ответ на вызов времени, это серьезная, рассчитанная на десять лет программа повышения качества, эффективности, доступности образования.

     Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

        Для достижения этой цели будут решаться следующие взаимосвязанные задачи:

       обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

       достижения нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

       формирование в системе образования нормативно- правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

         повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

        развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося,

2

 педагога, родителя, образовательного учреждения.

          Особый разговор необходим о начальной школе. Существующая сегодня традиционная для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей, вносит негативный вклад в проблему здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентностей. Задача модернизации начальной школы становится тем более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6,5 лет.

      Сегодня требуется выработка и реализация качественно новой, личностно и развивающее - ориентированной целостной стратегии начального образования:

      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

      сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

      формирование у младших школьников желания и умения учиться;

      развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

      Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.

      Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.

      Особенностью начальной школы является отсутствие «единого старта»: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличия в их индивидуальном психофизическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь каждому реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и

оптимального  индивидуального развития.

3

II. Основная часть.

       Учитывая требования, которые предъявляются к начальной школе каждый учитель старается организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить высокое качество образования, сохранить здоровье ребенка, обеспечить преемственность, внедрить современные педагогические технологии.

        В последние годы жизнь заставляет создавать такие образовательные программы и технологии, где на первый план выходит принцип коммуникативности, а учитель сегодня работает не просто по определенным методикам, но и вынужден в силу творческого характера своей натуры и деятельности разрабатывать собственные коммуникативно- развивающие технологии.    

        Постановка учебной задачи , её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия- таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и содержанию развивающего обучения.

        Развивающее обучение- это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе начального обучения.        

        Мы  в своей педагогической деятельности стараемся разрабатывать и внедрять новое,  используем и  элементы развивающего обучения. Одним из отдельных типов развивающего обучения можно выделить проблемное обучение, оформившееся в определённую систему. Толчком к продуктивному мышлению служит проблемная ситуация. На урок русского языка приходит Незнайка. Он написал на доске сочинение- миниатюру:

                                        Весна.

        Пришла висна. Около дамов лужи. Из тёплых стран летят грочи, дразды, скварцы.Рибята делают для них домики. Они встречают пернатых гастей.

        -Ребята, давайте прочитаем сочинение.        

        -Хорошее сочинение?

        Прочитав сочинение, дети находят ошибки. Каждому хочется помочь Незнайке и найти ошибки, объяснив ему, почему тут

4

пишется слово. Так дети сами делают вывод: как проверить написание слов с безударной гласной в слове. Сказочные герои становятся желанными на уроке. Уточка приходит с кроссвордами. Лиса приносит загадки. Птицы приносят письма с интересными заданиями. Сказочное дерево дарит нам орехи, яблоки. Оживляют урок, заставляют думать, работать весь класс  сигнальные карточки, сделанные самими учащимися. Это карточки с безударными гласными, с парными согласными. Большую помощь слабым детям оказывают подвижные карточки в определении частей речи.

        Загадки, пословицы, поговорки, ребусы, сказки, потешки, деловые игры вызывают у детей интерес, заставляют поломать голову.

        Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Ученики одного и того же класса для выполнения одинакового задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Поэтому здесь необходим дифференцированный подход.

        Дифференцированное обучение имеет развивающее и воспитывающее значение. Дифференцированное обучение представляет работу класса в группах сравнительно одинаковых по уровню обучаемости. Это помогает организовать взаимопроверку друг друга, сильный ученик помогает слабому.

        При письме сочинения на тему «Весна» урок можно построить таким образом. Поработав по картине , составив устный рассказ , употребляя опорные слова, дети начали писать сочинение. Сильные учащиеся сразу приступили к письму сочинения. Средние получили карточки с вопросами, являющимися пунктами плана. А слабым учащимся были предложены карточки со словами на определённые правила по теме сочинения, с ними и надо будет составить и записать предложения.

При построении уроков необходимо соблюдать научность и доступность, систематичность и последовательность. Урок должен заинтересовать учащихся. Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию учащихся, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.

5

Нетрадиционные формы уроков литературного чтения.

   Важным условием развития читательской самостоятельности  является проявление личностной заинтересованности чтению. Чтобы увидеть эффективность уроков литературного чтения, необходимо создать такие условия работы на уроке или во внеурочное время, чтобы каждый ребенок смог проявить свои читательские умения, свой интерес к книге, к чтению. Лучше всего проявляется интерес ребенка и его читательские умения на так называемых нетрадиционных уроках. Какие нетрадиционные формы уроков можно предложить во втором классе? Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества

Урок-сказка

Эти уроки следует проводить в необычной форме, когда класс превращается в мир сказки, а дети - в сказочных героев. Например, после изучения сказок о животных можно провести урок-сказку «Сказочные герои — животные». Весь класс можно разделить на три группы. Первая группа представляет лис в сказках народов мира. Вторая группа готовит сказки о медведях. Третья группа — о зайцах. В течение нескольких дней дети готовятся к этому уроку. Во-первых, подбирают книги о своем герое — животном, во-вторых, инсценируют эподы из изученных сказок, в-третьих, участвуют в творческой коллективной работе «Поляна сказок». Каждый ребенок сам выбирает себе команду, а также то, с чем он хочет прийти на этот урок. Конечно, хорошо, если родители помогут превратить класс в сказку: расставить парты тремя группами, подготовить значки (бумажные кружки с мордочкой животных). Урок начинается  с рассматривания  выставки книг-сказок. Один ученик представляет свои книги. Можно предложить конкурс «Угадай сказку». Учитель читает эпизоды из сказки, а дети должны указать книгу, в которой есть эта сказка. Победителю можно вручить цветной жетон (кружок из цветной бумаги).   Каждая команда представляет свою сказку, а «зрители» должны правильно назвать ее. За правильные ответы дети получают жетоны. Побеждает та команда, которая заработала больше жетонов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая, группа должна иметь большой лист бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры. Дети рисуют свою «сказочную полянку», на которой появляются герои сказок. Учащиеся работают все вместе, помогают друг другу- Затем  команды представляют свои работы, и каждый ученик рассказывает о герое, которого он нарисовал.

    Дети в группе переживают друг за друга, помогают, радуются, огорчаются. Коллективная работа позволяет каждому ребенку в процессе эмоционального переживания

6

 приобрести небольшой опыт самовыражения. Совместные эмоциональные переживания объединяют детей, служат основой для развития меж личностных отношений.

Урок-утренник

Уроки-утренники — это уроки-праздники. Такие уроки можно проводить один- два раза в учебном году. Темой такого урока может быть «Мир сказок», «Герои-сверстники», «Царство природы» и т.д. На такой урок можно пригласить гостей. У Вас может возникнуть вопрос: почему уроки-утренники? Во-первых, этот урок проходит в рамках расписания и длится он ровно один урок. Во-вторых, по форме подготовки эти уроки требуют внеурочной подготовительной работы. В-третьих, урок-утренник  готовится  детьми,  его  содержание  составляют  материалы  уроков литературного чтения, которые особенно и понравились детям.

Нам известно, что в ходе изучения темы дети рисуют рисунки к произведениям, подбирают книги, готовят книги-самоделки, на уроках рисования и труда делают творческие работы по изученным произведениям. Дети вспоминают загадки, считалки, скороговорки, а также инсценируют стихи по теме чтения, а также, одно или два понравившихся произведения. Можно также устроить парад «живых книг». Дети сами выбирают книгу, которую они хотят представлять на празднике. На уроках рисования школьники рисуют обложку своей книги и готовят сообщение о ней: как называется, как зовут автора, кто герой книги.

       Очень интересно проходит конкурс на звание «Лучшего и  знатока книг». Учитель проводит этот конкурс, зачитывая отрывки из изученных произведений или показывая иллюстрации из знакомых книг. Учащиеся объясняют свои ответы и получают за правильный ответ жетон. Тот, кто набрал больше жетонов, объявляется «Лучшим знатоком книг».

      На этом уроке можно провести игру по группам по отбору книги на заданную тему или жанр. Каждой группе детей предлагается стопка книг (10-12 штук), из которой они должны отобрать книги по заданной теме. Например, первая группа отбирает рассказы о детях, вторая группа — стихи о природе, третья группа - сказки о животных. По сигналу каждая команда начинает работать, а побеждает та группа детей, которая быстрее и правильно выполнит задание. Заканчивается урок-утренник обязательно или посвящением в

 читатели школьной библиотеки, или слушанием необычного произведения, или чаепитием у сказочного героя.

     Этот урок-праздник помогает каждому ребенку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. Учитель и на этом уроке помогает, учит, поддерживает,

7

объясняет.

Уроки творчества

     Такие уроки можно проводить и на уроках чтения, и во внеурочное время, например в группе продлённого дня. Какие уроки творчества можно провести во втором классе? Например, очень интересно проходит «Сказочные домики». Для работы нужен длинный лист бумаги типа обоев (3 м). Учащиеся сидят за партами лицом друг к другу. На листе рисуется улица, а справа и слева дети рисуют сказочные дома (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-кувшин, теремок-рукавичка, дворец и.т.д.). Когда улица будет «застроена» сказочными домами, каждая группа детей должна «защитить» свой рисунок: назвать произведение или книгу, а также жильцов этого дома.

     Ещё можно провести урок «По дороге сказок». Технология проведения такая же, как и в предыдущем варианте. Рисуется дорога, по которой идут сказочные герои. Дети работают в группах по 2-3 человека, выбирают сказку и рисуют героев из этой сказки.

Очень интересно проходит урок творчества после чтения рассказа Г. Скребицкого «Художник-осень». К этому уроку дети приносят засушенные листья разных деревьев, кустарников. Весь класс по желанию разбивается на группы по 3-5 человек. Парты нужно поставить так, чтобы всем школьникам было удобно работать. Каждая группа работает на большом листе бумаги. Дети обсуждают и рисуют эскиз, а затем раскрашивают его или делают аппликации из засушенных листьев. Учитель предлагает детям подобрать строки из рассказа Г. Скребицкого, которые проходят к их работе, и подписать их под аппликацией. Подписывает тот ученик из группы, который лучше пишет. Затем ребята делают выставку для показа учащимся других классов, на который рассказывают о красках осени, читают стихи.

Мы предложили только несколько вариантов коллективной творческой работы. Если есть условия, то такие уроки можно проводить после изучения каждой темы.

8

IV. Заключение.

        Такое обучение оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащегося. Уже сам учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворённости собой, своей некомпетентностью, спроецированное на объект действия. Именно это переживание, вызывающее состояние внутренней напряжённости, побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным извне или случайно найденным способом выхода из неё. Только понимание причин, породивших проблему, снимает внутреннее напряжение, порождая чувство удовлетворения проделанной работой.

        Итак, важнейшим специфическим результатом развивающего обучения следует считать свободное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности. Подчеркнём: свободное развитие, т.е. развитие, не подчиненное заранее заданной норме, эталону. А это значит, что при оценке такого результата неприложимы никакие  общие мерки, критерии. Единственным показателем того, что развивающее обучение дает нужные результаты, могут служить сдвиги в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе обучения.  

        Преподавание уроков русского языка, чтения на основе современных образовательных технологий многое даёт нашим ученикам. Чтение становится для них духовной потребностью. Любовь к урокам растёт с каждым прожитым, прочувствованным уроком. Знания отличаются глубиной и прочностью, осознанностью. Развиваются коммуникативные и творческие способности учащихся.

        Использование системы нестандартных уроков и

9

коммуникативно- развивающих технологий- это выход учителя на иные горизонты профессиональной деятельности, это эмоциональное восхищение ученика учителем, учителя- учеником.

10

Вариативные программы как путь реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников.

Традиционная программа для начальных классов действует уже не один десяток. Сначала она была единственной, а теперь одна из многих.

Как нам уже известно, программы предложенные Л.В. Занковым, Д. Б. Эльконином – В.В.Давыдовым  решают проблемы развивающего обучения.

         Мы с вами более подробно остановимся на традиционной системе начального обучения. Это  

                  1. Модель «Школа- 2000-2100»;

                  2. Модель «Начальная школа ХХ1 века»;

                 3. «Гармония»;

                 4. «Школа России»;

                   5. «Классическая начальная школа»;

                 6.»Школа жизни» Ш.А. Амонашвили.

         Основные принципы традиционной система системы начального обучения подразделяются на следующие блоки:

  1. Личностно-ориентированные принципы:

        1. принцип адаптивности;

2. принцип развития;

3. принцип психологической комфортности.

  2. Культурно-ориентированные принципы:

        1. принцип образа мира;

        2. принцип целостности содержания образования;

        3. принцип системности;

4. принцип ориентировочной функции знаний;

5. принцип овладения культурой.

  3.Деятельно-ориентированные принципы:

        1. принцип обучения деятельности;

           2. принцип управляемого перехода от деятельности в учебной              ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

        3. принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной учебной деятельности;

        4. принцип творчества.

  4. Принцип мини –макса (из системы Занкова).

  Я более подробно остановлюсь на модели «Начальная школа ХХ1 века». Научным руководителем является доктор педагогических наук Н. Ф. Виноградова. В научную основу положены идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, идеи Выгодского.  

          Основные задачи, которые призвана решать данная модель:

-умение учиться (сам себя учу);

-наличие познавательных интересов  (я люблю учиться);

-внутренняя мотивация (я люблю учиться);

-элементарные рефлексивные качества (я умею принять оценку другого и сам могу оценить).

 

        Обучение по модели «Классическая начальная школа» осуществляется по учебно-методическому комплекту «Классическая    начальная школа», что является целостной системой на единых психолого-педагогических основах. Концептуальную основу  учебно-методического комплекта «Классическая    начальная школа» составляют, во- первых, принципы отечественной дидактики, как важные теоретические положения, выработанные и проверенные на практике школьного обучения в течении всей истории его существования; во-вторых, методы и приемы реализации этих принципов на основе использования трех путей познания: индуктивного, дедуктивного и традуктивного, в-третьих, формы организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, основной из которых является урок, отвечающий современным требованиям.

        В программах и учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции современной начальной школы , восходящие к  К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Это принципы развивающего обучения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциация и индивидуализация обучения, забота о том, чтобы центральной фигурой учебного процесса был ребёнок, возможность обеспечить ему постоянный интерес, увлечённость, самостоятельность в добывании знаний, возможность самостоятельной оценки результатов деятельности, а также проектирование особых условий обучений, в которых ребёнок учиться взаимодействовать с товарищами, отстаивать свою позицию, слушать и понимать товарищей, быть терпеливым и терпимым.

В основу учебных предметов данного комплекта положены принципы: каждый ребёнок должен быть успешен; каждый ребёнок должен реализовать своё «Я»; каждый ребёнок должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, находящимся в «зоне ближайшего развития»,
иметь собственную точку зрения, уметь аргументировать и,
если        нужно отстаивать её.

           Такой путь модернизации начального образования также следует признать продуктивным.

      В современных условиях прогресс всех сторон жизни общества связан с повышением качества общеобразовательной подготовки, что сегодня невозможно без модернизации содержания общего и начального образования.

      Модернизация образования - это прежде всего процесс обновления, это комплексная программа устойчивого развития нашей системы, ее реструктуризации и адаптации, которые связаны с меняющимися требованиями, условиями жизни, новыми задачами перехода России к правовому, демократическому государству, к рыночной экономике. По большому счету модернизация- это ответ на вызов времени, это серьезная, рассчитанная на десять лет программа повышения качества, эффективности, доступности образования.

     Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

        Для достижения этой цели будут решаться следующие взаимосвязанные задачи:

       обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

       достижения нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

       формирование в системе образования нормативно- правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

         повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

        развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося,

 педагога, родителя, образовательного учреждения.

          Особый разговор необходим о начальной школе. Существующая сегодня традиционная для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей, вносит негативный вклад в проблему здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентностей. Задача модернизации начальной школы становится тем более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6,5 лет.

      Сегодня требуется выработка и реализация качественно новой, личностно и развивающее - ориентированной целостной стратегии начального образования:

      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

      сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

      формирование у младших школьников желания и умения учиться;

      развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

      Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.

      Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.

      Особенностью начальной школы является отсутствие «единого старта»: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличия в их индивидуальном психофизическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь каждому реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и

оптимального  индивидуального развития.

  Учитывая требования, которые предъявляются к начальной школе каждый учитель старается организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить высокое качество образования, сохранить здоровье ребенка, обеспечить преемственность, внедрить современные педагогические технологии.

        В последние годы жизнь заставляет создавать такие образовательные программы и технологии, где на первый план выходит принцип коммуникативности, а учитель сегодня работает не просто по определенным методикам, но и вынужден в силу творческого характера своей натуры и деятельности разрабатывать собственные коммуникативно- развивающие технологии.    

        Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия- таковы три составляющие того метода, который адекватен целям и содержанию развивающего обучения.

        

Существование параллельных систем создает возможность выбора как для учителей начальных классов, так и для родителей.


Развивающее обучение- это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе начального обучения.        

        Мы  в своей педагогической деятельности стараемся разрабатывать и внедрять новое,  используем и  элементы развивающего обучения. Одним из отдельных типов развивающего обучения можно выделить проблемное обучение, оформившееся в определённую систему. Толчком к продуктивному мышлению служит проблемная ситуация. На урок русского языка приходит Незнайка. Он написал на доске сочинение- миниатюру:

                                        Весна.

        Пришла висна. Около дамов лужи. Из тёплых стран летят грочи, дразды, скварцы.Рибята делают для них домики. Они встречают пернатых гастей.

        -Ребята, давайте прочитаем сочинение.        

        -Хорошее сочинение?

        Прочитав сочинение, дети находят ошибки. Каждому хочется помочь Незнайке и найти ошибки, объяснив ему, почему тут пишется слово. Так дети сами делают вывод: как проверить написание слов с безударной гласной в слове. Сказочные герои становятся желанными на уроке. Уточка приходит с кроссвордами. Лиса приносит загадки. Птицы приносят письма с интересными заданиями. Сказочное дерево дарит нам орехи, яблоки. Оживляют урок, заставляют думать, работать весь класс  сигнальные карточки, сделанные самими учащимися. Это карточки с безударными гласными, с парными согласными. Большую помощь слабым детям оказывают подвижные карточки в определении частей речи.

        Загадки, пословицы, поговорки, ребусы, сказки, потешки, деловые игры вызывают у детей интерес, заставляют поломать голову.

        Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Ученики одного и того же класса для выполнения одинакового задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Поэтому здесь необходим дифференцированный подход.

        Дифференцированное обучение имеет развивающее и воспитывающее значение. Дифференцированное обучение представляет работу класса в группах сравнительно одинаковых по уровню обучаемости. Это помогает организовать взаимопроверку друг друга, сильный ученик помогает слабому.

        При письме сочинения на тему «Весна» урок можно построить таким образом. Поработав по картине , составив устный рассказ , употребляя опорные слова, дети начали писать сочинение. Сильные учащиеся сразу приступили к письму сочинения. Средние получили карточки с вопросами, являющимися пунктами плана. А слабым учащимся были предложены карточки со словами на определённые правила по теме сочинения, с ними и надо будет составить и записать предложения.

При построении уроков необходимо соблюдать научность и доступность, систематичность и последовательность. Урок должен заинтересовать учащихся. Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию учащихся, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.

Нетрадиционные формы уроков литературного чтения.

   Важным условием развития читательской самостоятельности  является проявление личностной заинтересованности чтению. Чтобы увидеть эффективность уроков литературного чтения, необходимо создать такие условия работы на уроке или во внеурочное время, чтобы каждый ребенок смог проявить свои читательские умения, свой интерес к книге, к чтению. Лучше всего проявляется интерес ребенка и его читательские умения на так называемых нетрадиционных уроках. Какие нетрадиционные формы уроков можно предложить во втором классе? Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества

Урок-сказка

Эти уроки следует проводить в необычной форме, когда класс превращается в мир сказки, а дети - в сказочных героев. Например, после изучения сказок о животных можно провести урок-сказку «Сказочные герои — животные». Весь класс можно разделить на три группы. Первая группа представляет лис в сказках народов мира. Вторая группа готовит сказки о медведях. Третья группа — о зайцах. В течение нескольких дней дети готовятся к этому уроку. Во-первых, подбирают книги о своем герое — животном, во-вторых, инсценируют эподы из изученных сказок, в-третьих, участвуют в творческой коллективной работе «Поляна сказок». Каждый ребенок сам выбирает себе команду, а также то, с чем он хочет прийти на этот урок. Конечно, хорошо, если родители помогут превратить класс в сказку: расставить парты тремя группами, подготовить значки (бумажные кружки с мордочкой животных). Урок начинается  с рассматривания  выставки книг-сказок. Один ученик представляет свои книги. Можно предложить конкурс «Угадай сказку». Учитель читает эпизоды из сказки, а дети должны указать книгу, в которой есть эта сказка. Победителю можно вручить цветной жетон (кружок из цветной бумаги).   Каждая команда представляет свою сказку, а «зрители» должны правильно назвать ее. За правильные ответы дети получают жетоны. Побеждает та команда, которая заработала больше жетонов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая, группа должна иметь большой лист бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры. Дети рисуют свою «сказочную полянку», на которой появляются герои сказок. Учащиеся работают все вместе, помогают друг другу- Затем  команды представляют свои работы, и каждый ученик рассказывает о герое, которого он нарисовал.

    Дети в группе переживают друг за друга, помогают, радуются, огорчаются. Коллективная работа позволяет каждому ребенку в процессе эмоционального переживания

6

 приобрести небольшой опыт самовыражения. Совместные эмоциональные переживания объединяют детей, служат основой для развития меж личностных отношений.

Урок-утренник

Уроки-утренники — это уроки-праздники. Такие уроки можно проводить один- два раза в учебном году. Темой такого урока может быть «Мир сказок», «Герои-сверстники», «Царство природы» и т.д. На такой урок можно пригласить гостей. У Вас может возникнуть вопрос: почему уроки-утренники? Во-первых, этот урок проходит в рамках расписания и длится он ровно один урок. Во-вторых, по форме подготовки эти уроки требуют внеурочной подготовительной работы. В-третьих, урок-утренник  готовится  детьми,  его  содержание  составляют  материалы  уроков литературного чтения, которые особенно и понравились детям.

Нам известно, что в ходе изучения темы дети рисуют рисунки к произведениям, подбирают книги, готовят книги-самоделки, на уроках рисования и труда делают творческие работы по изученным произведениям. Дети вспоминают загадки, считалки, скороговорки, а также инсценируют стихи по теме чтения, а также, одно или два понравившихся произведения. Можно также устроить парад «живых книг». Дети сами выбирают книгу, которую они хотят представлять на празднике. На уроках рисования школьники рисуют обложку своей книги и готовят сообщение о ней: как называется, как зовут автора, кто герой книги.

       Очень интересно проходит конкурс на звание «Лучшего и  знатока книг». Учитель проводит этот конкурс, зачитывая отрывки из изученных произведений или показывая иллюстрации из знакомых книг. Учащиеся объясняют свои ответы и получают за правильный ответ жетон. Тот, кто набрал больше жетонов, объявляется «Лучшим знатоком книг».

      На этом уроке можно провести игру по группам по отбору книги на заданную тему или жанр. Каждой группе детей предлагается стопка книг (10-12 штук), из которой они должны отобрать книги по заданной теме. Например, первая группа отбирает рассказы о детях, вторая группа — стихи о природе, третья группа - сказки о животных. По сигналу каждая команда начинает работать, а побеждает та группа детей, которая быстрее и правильно выполнит задание. Заканчивается урок-утренник обязательно или посвящением в

 читатели школьной библиотеки, или слушанием необычного произведения, или чаепитием у сказочного героя.

     Этот урок-праздник помогает каждому ребенку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. Учитель и на этом уроке помогает, учит, поддерживает,

объясняет.

Уроки творчества

     Такие уроки можно проводить и на уроках чтения, и во внеурочное время, например в группе продлённого дня. Какие уроки творчества можно провести во втором классе? Например, очень интересно проходит «Сказочные домики». Для работы нужен длинный лист бумаги типа обоев (3 м). Учащиеся сидят за партами лицом друг к другу. На листе рисуется улица, а справа и слева дети рисуют сказочные дома (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-кувшин, теремок-рукавичка, дворец и.т.д.). Когда улица будет «застроена» сказочными домами, каждая группа детей должна «защитить» свой рисунок: назвать произведение или книгу, а также жильцов этого дома.

     Ещё можно провести урок «По дороге сказок». Технология проведения такая же, как и в предыдущем варианте. Рисуется дорога, по которой идут сказочные герои. Дети работают в группах по 2-3 человека, выбирают сказку и рисуют героев из этой сказки.

Очень интересно проходит урок творчества после чтения рассказа Г. Скребицкого «Художник-осень». К этому уроку дети приносят засушенные листья разных деревьев, кустарников. Весь класс по желанию разбивается на группы по 3-5 человек. Парты нужно поставить так, чтобы всем школьникам было удобно работать. Каждая группа работает на большом листе бумаги. Дети обсуждают и рисуют эскиз, а затем раскрашивают его или делают аппликации из засушенных листьев. Учитель предлагает детям подобрать строки из рассказа Г. Скребицкого, которые проходят к их работе, и подписать их под аппликацией. Подписывает тот ученик из группы, который лучше пишет. Затем ребята делают выставку для показа учащимся других классов, на который рассказывают о красках осени, читают стихи.

Мы предложили только несколько вариантов коллективной творческой работы. Если есть условия, то такие уроки можно проводить после изучения каждой темы.

Существование параллельных систем создает возможность выбора как для учителей начальных классов, так и для родителей.












Библиография.

  1. Селевко Г. Современные образовательные технологии //  Народное образование.- 1998.

  1. Современные технологии в начальных классах..-  Мэгариф.- 2002.-№8.

  1. Об опыте инновационной деятельности.- Мэгариф.-2002.- №4.

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе.

  1. «Начальная школа».- 1996.-№1.

  1. «Начальная школа».- 1994.-№4.  

  1. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск.- 1993.
  2. «Начальная школа».- 2003.-№6
  3. «Начальная школа».- 2003.-№11

 

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.

В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...

Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения

Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей.  Это возмож...

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании обучающихся начальной школы...