Начальная школа ХХI века
опыты и эксперименты на тему

Начальная школа ХХI века. Из опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnaya_shkola_hhi_veka.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа ХХI века

 (из опыта работы)

                                                                               Мударисова Диля Мансуровна,

учитель начальных классов

гимназии имени М.Вахитова

                                  

Оглавление.

  1. Введение.

Модернизация образования.                                              1-2

  1. Основная часть.
  1. Цели и задачи начального общего образования.                            

 «Начальная школа ХХI века.»                                      3-9

  1. Нетрадиционные формы уроков по чтению по модели «Начальная школа ХХI века».                                 10-13
  2. Из опыта работы .                                                     14-16
  3. Результаты работы по модели «Начальная школа ХХI века»                                                                     17-24
  4. Конспект  открытого урока по чтению.                  25-27

     III.      Заключение.                                                           28

     IV.   Список литературы.                                                 29

  I.Введение.

Модернизация образования.    

  В современных условиях прогресс всех сторон жизни общества связан с повышением качества общеобразовательной подготовки, что сегодня невозможно без модернизации содержания общего и начального образования.

      Модернизация образования - это прежде всего процесс обновления, это комплексная программа устойчивого развития нашей системы, ее реструктуризации и адаптации, которые связаны с меняющимися требованиями, условиями жизни, новыми задачами перехода России к правовому, демократическому государству, к рыночной экономике. По большому счету модернизация - это ответ на вызов времени, это серьезная, рассчитанная на десять лет программа повышения качества, эффективности, доступности образования.

     Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

        Для достижения этой цели будут решаться следующие взаимосвязанные задачи:

       обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

       достижения нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

       формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

         повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

        развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса-обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

          Особый разговор необходим о начальной школе. Существующая сегодня традиционная для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей, вносит негативный вклад в проблему

                                                         1

 здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентностей. Задача модернизации начальной школы становится тем более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6,5 лет.

      Сегодня требуется выработка и реализация качественно новой, личностно и развивающее-ориентированной целостной стратегии начального образования:

      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

      сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

      формирование у младших школьников желания и умения учиться;

      развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

                                                      2

     II. Основная часть.

   1 глава. Цели и задачи начального общего образования. «Начальная школа ХХI века».

      Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.

      Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.

      Особенностью начальной школы является отсутствие « единого старта »: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличия в их индивидуальном психофизическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь каждому реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и оптимального,  индивидуального развития.

       Учитывая требования, которые предъявляются к начальной школе, в гимназии каждый учитель старается организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить высокое качество образования, сохранить здоровье ребенка, обеспечить преемственность, внедрить современные педагогические технологии.    

       В связи с этим в гимназии в 2002/2003   учебном   году я   начала

 работать по модели «Начальная школа ХХl века». Проект предполагает решение тех  задач и требований, которые предъявляются к образованию младшего школьника, а  именно:

     общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;

      сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как  самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию. В связи с этим  начальная школа должна реализовать следующие цели:

     1.Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

     2.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать     учебную    задачу,   определять    учебные     операции,

                                                          3

 производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

     3.Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

      Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника-появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

      Чтобы получить высокий уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, авторы проекта «Начальная школа ХХ1 века» предлагают специальную методику изучения учебных предметов.

      Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХ1 века» обеспечивает 2 типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий по принципу «труднее - легче». Т. е. каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

         В комплект входят и специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.

        Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое и воображение.

        Учебный план   ориентирован на    образовательные    области,

 которые  выделены в базисном учебном плане: Язык и литературное чтение; Математика; Естествознание; Искусство; Труд; Физическая культура.

        Математика – как самостоятельный предмет изучается со второго  полугодия первого класса. Первоначальное математическое

развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета «Грамота». Программа реализует следующие цели обучения: полноценное  интеллектуальное развитие, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, также математическую подготовку  учащихся к дальнейшему обучению.

        Каковы же цели и задачи нового курса математики в целом, как в этой связи изменяется содержание обучения, что даст курс в плане формирования интеллектуальной сферы развития младшего школьника?

        Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет,  преподаваемый в начальной школе.

                                                          4

 Однако математика среди других предметов занимает особое место. Её абстрактный характер и общность методов, широко использующихся в различных областях знаний, в наибольшей степени способствует овладению учащимися элементарной логической грамотностью, умениями применять сформированные на уроках математики общелогические понятия, приёмы и способы действий при изучении других предметов. Нет необходимости доказывать, что логическое воспитание учащихся является составной частью общей культуры мышления человека.

        Процесс воспитания культуры мышления довольно длителен. Поэтому и начинаться он должен с первых лет обучения ребёнка в школе на уровне, соответствующем его возрасту.        

 В программе заложена основа для овладения   школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии  с пятью содержательными линиями: элементы  арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия; элементы алгебры; и элементы арифметики. Для каждой из этих линий отобраны основные  понятия   (число,  отношение,  величина,  геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.

        Раскрою некоторые особенности содержания и структуры каждой из содержательных линий.

        Формирование  первоначальных представлений о натуральном

числе начинается  в первом классе.

        Параллельно начинается подготовка к решению арифметических задач. Арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой практической жизненной ситуации.

        Таблица сложения однозначных чисел в полном объеме изучается в первом классе. Вычитание  как действие, обратное сложению, обычно труднее осваивается детьми. Поэтому изучение табличных случаев вычитания по времени несколько отстает от изучения табличных случаев сложения. (Аналогично положение с умножением и  делением во втором классе).

        В изучении  таблицы сложения и табличных случаев вычитания выделены три этапа. На первом этапе рассматриваются случаи прибавления  и вычитания 1,2,3,4, когда результат не превышает 10; На втором этапе происходит выход за пределы десятка; прибавление  любого  однозначного числа к 10 и прибавление к любому однозначному числу каждого из чисел 2,3,4. Параллельно  рассматриваются табличные случаи вычитания 2,3,4. На третьем этапе таблица сложения изучается до конца, затем  соответствующие случаи вычитания.

        В целях усиления практической направленности   обучения   в

                                                        5

 арифметическую часть программы  с первого класса включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использование при выполнении арифметических  расчетов.

        С первой из величин (длина) дети начинают знакомиться в первом классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин.

            Большую роль в развитии пространственных    представлений

играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

           Образовательные области «Естествознание» и «Обществознание», а также «Труд» представлены интегрированным предметом «Окружающий мир». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения  «Окружающего    мира»   у  детей  формируются  умения и                                                          

 навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается  культура познания природы, общения и взаимоотношений.

        При изучении «Окружающего    мира»   решаются следующие задачи:

         Во-первых, расширяется содержание ознакомления с природной и обществом, уточняется понятие «Окружающий мир». Учитель работает над развитием умений школьников различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия, сделанные человеком».

        Во-вторых продолжается работа по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнению правил гигиены и физической культуры.

В-третьих, расширяются краеведческие знания, формируется понятие «родной край».

        Изобразительное искусство и художественный труд - интегрированный    учебный   предмет.   Основная  цель –  введение                                                      

 учащихся в своеобразный мир изобразительного искусства, подведение к осознанию специфики разных видов и жанров изобразительного искусства, приобщение школьников к духовным ценностям, отраженным  в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне.                                                  

        Музыкальное искусство-цель изучения состоит в воспитании у младших школьников музыкальной культуры, введении  детей в мир музыкальных образов.

                                                          6

        Физическая культура - изучается в 1-4 классах. Учитель по своему желанию выбирает любой вариативный курс физической культуры.

        Образовательная  область «Язык и литературное чтение» представлена пятью предметами – Грамота, Чтение и  письмо, Русский язык, Литературное чтение, Литературное слушание.

        Грамота – интегрированный курс, объединяющий обучение грамоте (чтению и письму) и математике, изучается  в первом полугодии первого класса по 10 часов в неделю на сдвоенных уроках. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой.

        Учебник «Грамота»- авторы: Журова  Л.Е., Евдокимова  А.О., Кочурова Е.Э.,  Рудницкая В.Н.

        Особенностью программы предмета «Грамота» является ориентировка  на введение  школьника в языковую и математическую действительность, формирование  умений учиться,                                                        

 а также навыков чтения, письма, счета.

        Особенностью учебника и рабочих тетрадей является значительно увеличенный подготовительный  период, обеспечивающий мягкую адаптацию школьника к обучении.

        Чтение и письмо - этот учебный предмет изучается во втором полугодии первого года обучения и направлен на решение лингвистического развития школьников, совершенствования  умений и навыков чтения и письма.

        Учебник «Чтение и письмо» - авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Задания, включенные  в учебник, в рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие    и   мышление    учащегося,   формируют   творческое

воображение.

                                                 

        Русский язык – как самостоятельный  предмет изучается во втором- 4 классах. В основе обучения русскому языку служат три цели:

        1. Познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.

        2. Сформировать навыки грамотного, безошибочного письма.

        3.Сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи учащихся).

        Теперь познакомимся с Программой курса «Русский язык». Материал предоставлен по блочно – «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи», каждый из которых соответствует названной цели обучения: в блоке «Как устроен наш язык»   реализуется    цель   ознакомления    учащихся  с   основами

                                                     7

 лингвистических знаний; в блоке «Правописание» реализуется цель

формирования навыков грамотного, безошибочного письма; название блока «Развитие речи» говорит само за себя. Блоки сосуществуют во времени, но не смешиваются в пределах одного урока, а сменяют друг друга в пределах одной недели.

          Литературное слушание – предмет для учащихся первого класса. Изучается в первом полугодии в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного  беглого чтения, а также во втором полугодии. Основная цель – поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста.

        Литературное чтение -  учебный предмет  изучается во 2-4-ом классе (4 часа в неделю).

        Каковы же основные особенности курса «Литературное чтение»?                                          

        Во-первых,   он     направлен    на     расширение     важнейших

 педагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ребенка и построение на этой основе дифференцированного обучения.

        Во-вторых, характерной чертой курса является «нерасчлененность» и «переплетенность» классного и внеклассного чтения, которые независимо друг от друга решают вопросы обучения чтению и формирования умений работать с детской книгой.

        Единый курс литературного чтения позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства, совершенствовать у них навыков чтения и обогащать речь учащихся средствами литературы.                                                        

        В курсе «Литературное чтение» последовательно реализуются важнейшие педагогические принципы:

- эстетический принцип, чему способствует специальный отбор произведений для младших школьников, отказ от традиционного для начальной школы набора литературных текстов сугубо дидактической направленности. Постоянное общение младших с лучшими образцами детской литературы способствует формированию их эстетического вкуса;

- принцип эмоциональности, то есть такая работа с литературным произведением, которая в первую очередь направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной отзывчивости;

                                                         8

- принцип системности и преемственности между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

Реализация этих принципов в ходе преподавания литературного чтения возможна лишь при выполнении некоторых важнейших условий, характерных условий, характерных для преподавания всех учебных предметов по нашему учебному комплекту.

     1. Содержание произведения, его художественные особенности и выразительные средства языка должны соответствовать возрастным особенностям и уровню сформированности читательских умений учащихся.

     2. Каждый ученик должен иметь тот учебный материал, который соответствует уровню его знаний и умений.

     3. Для активации деятельности учащихся на уроке должны использоваться разнообразные методы и средства обучения.

        Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие школьников.

                                                        9

 2 глава. Нетрадиционные формы уроков по чтению по модели «Начальная школа XXI века».

                                 

        Уроки литературного чтения  в  начальной  школе   по   программе

«Начальная    школа     ХХI    века»       рекомендуется    проводить       с

 использованием нетрадиционных  форм уроков.

В последние годы жизнь заставляет создавать такие образовательные программы и технологии, где на первый план выходит принцип коммуникативности, а учитель сегодня работает не просто по определенным методикам, но и вынужден в силу творческого характера своей натуры и деятельности разрабатывать собственные коммуникативно-развивающие технологии. В гимназии мы стараемся разрабатывать  и внедрять новое в уроки.    Важным условием развития читательской самостоятельности  является проявление личностной заинтересованности чтению. Чтобы увидеть эффективность уроков литературного чтения, необходимо создать такие условия работы на уроке или во внеурочное время, чтобы каждый ребенок смог проявить свои читательские умения, свой интерес к книге, к чтению. Лучше всего проявляется интерес ребенка и его читательские умения на так называемых нетрадиционных уроках. Какие нетрадиционные формы уроков можно предложить во втором классе? Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества.

Урок-сказка

Эти уроки следует проводить в необычной форме, когда класс

 превращается в мир сказки, а дети - в сказочных героев.

Например, после изучения сказок о животных можно провести урок-сказку «Сказочные герои — животные». Весь класс можно разделить на три группы. Первая группа представляет лис в сказках народов мира. Вторая группа готовит сказки о медведях. Третья группа — о зайцах. В течение нескольких дней дети готовятся к этому уроку. Во-первых, подбирают книги о своем герое — животном, во-вторых, инсценируют эподы из изученных сказок, в-третьих, участвуют в творческой коллективной работе «Поляна сказок». Каждый ребенок сам выбирает себе команду, а также то, с чем он хочет прийти на этот урок. Конечно, хорошо, если родители помогут превратить класс в сказку: расставить парты тремя группами, подготовить значки (бумажные кружки с мордочкой животных). Урок начинается  с рассматривания  выставки книг-сказок. Один ученик представляет свои книги. Можно предложить конкурс «Угадай сказку». Учитель   читает   эпизоды   из   сказки,   а   дети

                                                      10

         должны указать книгу, в которой   есть   эта   сказка.   Победителю

 можно вручить цветной жетон (кружок из цветной бумаги).   Каждая команда представляет свою сказку, а «зрители» должны правильно назвать ее. За правильные ответы дети получают жетоны.  Побеждает та  команда,   которая     заработала   больше

 жетонов. После этого дети выполняют творческую работу.     Каждая, группа должна иметь большой лист бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры. Дети рисуют свою «сказочную полянку», на которой появляются герои сказок. Учащиеся работают все вместе, помогают друг другу. Затем  команды представляют свои работы, и каждый ученик рассказывает о герое, которого он нарисовал.

   Дети в группе переживают друг за друга, помогают, радуются, огорчаются. Коллективная работа позволяет каждому ребенку в процессе эмоционального переживания приобрести небольшой опыт самовыражения. Совместные эмоциональные переживания объединяют детей, служат основой для развития меж личностных отношений.

Урок-утренник

Уроки-утренники — это уроки-праздники. Такие уроки можно проводить

один- два раза в учебном году. Темой такого урока может быть «Мир сказок», «Герои-сверстники», «Царство природы» и т.д. На такой урок можно пригласить гостей. У Вас может возникнуть вопрос: почему уроки-утренники? Во-первых, этот урок проходит в рамках расписания и длится он ровно один урок. Во-вторых, по   форме подготовки   эти  уроки  требуют   внеурочной                                                      

 подготовительной работы. В-третьих, урок-утренник  готовится  детьми,  его  содержание  составляют  материалы  уроков литературного чтения, которые особенно и понравились детям.

   Известно, что в ходе изучения темы дети рисуют рисунки к  произведениям, подбирают книги, готовят книги-самоделки, на уроках рисования и труда делают творческие работы по изученным произведениям. Дети вспоминают загадки, считалки, скороговорки, а также инсценируют стихи по теме чтения, а также, одно или два понравившихся произведения. Можно также устроить парад «живых книг». Дети сами выбирают книгу, которую они хотят представлять на празднике. На уроках рисования школьники рисуют обложку своей книги и готовят сообщение о ней: как называется, как зовут автора, кто герой книги.

       Очень интересно проходит конкурс на звание «Лучшего и  знатока книг». Учитель проводит этот конкурс, зачитывая отрывки  из изученных произведений или показывая иллюстрации из знакомых книг. Учащиеся объясняют свои ответы и получают за правильный ответ жетон. Тот, кто набрал больше жетонов,   объявляется   «Лучшим

                                                                11

 знатоком книг».

      На этом уроке можно провести игру по группам по отбору книги на заданную тему или жанр. Каждой группе детей предлагается стопка книг (10-12 штук), из которой они должны отобрать  книги   по   заданной   теме.    Например,   первая   группа отбирает рассказы о детях, вторая группа — стихи о природе,       третья группа - сказки о животных. По сигналу каждая команда начинает работать, а побеждает та группа детей, которая быстрее и правильно выполнит задание. Заканчивается урок-утренник обязательно или посвящением в читатели школьной библиотеки, или слушанием необычного произведения, или чаепитием у сказочного героя.

     Этот урок-праздник помогает каждому ребенку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. Учитель и на этом уроке помогает, учит, поддерживает, объясняет.

        Уроки творчества

     Такие уроки можно проводить и на уроках чтения, и во внеурочное время, например в группе продлённого дня. Какие уроки творчества можно провести во втором классе?    Например,   очень         интересно        проходит

 «Сказочные домики». Для работы нужен длинный лист бумаги типа обоев (3 м). Учащиеся сидят за партами лицом друг к другу. На листе рисуется улица, а справа и слева дети рисуют сказочные дома (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-кувшин, теремок-рукавичка, дворец и.т.д.). Когда улица будет «застроена» сказочными домами, каждая группа детей должна «защитить» свой рисунок: назвать  произведение  или  книгу, а   также  жильцов этого

 дома.

 Ещё можно провести урок «По дороге сказок». Технология проведения такая же, как и в предыдущем варианте. Рисуется дорога, по которой идут сказочные герои. Дети работают в группах по 2-3 человека, выбирают сказку и рисуют героев из этой сказки.

Очень интересно проходит урок творчества после чтения рассказа Г. Скребицкого «Художник-осень». К этому уроку дети приносят засушенные листья разных деревьев, кустарников. Весь класс по желанию разбивается на группы по 3-5 человек. Парты нужно поставить так, чтобы всем школьникам было удобно работать. Каждая группа работает на большом листе бумаги. Дети обсуждают и рисуют эскиз, а затем раскрашивают его или делают аппликации из засушенных листьев. Учитель предлагает детям подобрать строки из рассказа Г. Скребицкого, которые проходят к их работе, и подписать их под аппликацией. Подписывает тот ученик из группы, который лучше пишет.  Затем   ребята   делают

                                                        12

выставку для показа учащимся других классов, на который рассказывают о красках осени, читают стихи.

Я предложила только несколько вариантов коллективной творческой работы. Если  есть условия,  то такие   уроки можно проводить после изучения каждой темы.

 Такие нестандартные формы урока открывают пути для вовлечения школьников в духовные искания, дает возможность организовать деятельность каждого с учетом индивидуальных свойств, создает атмосферу творческого общения в коллективе.

        Обучение веду через игру, наглядность, движение. Создание такой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. На уроке ненавязчиво  обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес   к    учебе,   развивается    творческая

фантазия, воспитываются  нравственные качества.

        Т.о. программа «Начальная школа» ХХl века» создает благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем  его возрастным особенностям и возможностям.

                                                          13

3 глава.   Из опыта работы.

В 2002/2003 учебном году в нашей гимназии я начала обучение по модели «Начальная школа ХХI века». Я отдали предпочтение именно этой модели потому, что предпосылками для его создания стали теории Л.С. Выгодского, идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. авторский коллективов. По-моему этот проект предполагает развитие личности школьника; формирование его способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями; способность учащихся самостоятельно применять и добывать знания, быть готовыми к любым жизненным ситуациям; воспитание нравственных черт.

Знакомство  начала с изучения программы.

Учебник «Математика» В. Н. Рудницкая. Учебник удивил меня тем, что здесь содержатся сведения из различных математических дисциплин: арифметический материал, величины и их измерения; математические понятия; элементы алгебры и геометрический материал.

В первом классе дается представление о натуральном числе. Учащиеся знакомятся  с названием чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и обратном порядке, учатся пересчитывать предметы, выражать этот результат числом и записывать цифрой. Знакомство с арифметическими задачами предстает перед учащимися как описание практической жизненной ситуации. Детям нравится составлять условия задачи и решать их. Затем эти знания дети учатся применять при решении разнообразных жизненных проблем. Геометрический материал в той или иной форме присутствует в учебнике почти на каждом уроке. Геометрический материал присутствует при обучении счету в качестве наглядного материала. С помощью фигур дети с удовольствием моделируют. Большое внимание уделяю формированию графических умений - построению отрезков, фигур и т. д. Учебник обеспечивает и дифференцированный подход в обучении: ученик может выполнить задание на своем уровне, а те задания, которые трудноваты  на данном этапе, он  сможет решить позже. Дифференцированный подход проявляется: в решении задач, в сравнении групп предметов, в вычислении и т. д.

В учебнике содержатся примеры и задачи на умножение и деление. Эти задания необходимо выполнять с помощью калькулятора. Я работаю с использованием фишек. Это способствует наилучшему пониманию и усвоению табличных случаев умножения и деления. Дети уже  в первом классе запомнили

                                                14

 наиболее часто встречающиеся случаи и решают их в уме, без опоры на фишки.

Большое внимание уделяю развитию познавательных способностей детей. Много внимания уделяю подбору разнообразных и по форме, и по содержанию упражнений, направленных на развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.

Яркие, красочные рисунки привлекают внимание ребенка, вызывая у него интерес. А главное эти рисунки помогают облегчить детям понимание и усвоение учебного материала.

Тетради с печатной основой дают возможность значительно сэкономить время. Дети без учителя, самостоятельно выполняют достаточно трудные упражнения, т. к. некоторые задания содержат небольшую подсказку.

Первоначальные умения и навыки чтения и письма дети получают в ходе изучения интегрированного курса «Грамота». Именно этот курс вводит школьника в языковую среду.

Во втором полугодии – предмет « Чтение и письмо» направлен на совершенствование умений и навыков чтения и письма, на решение задач лингвистического развития школьника.

Интересно поставлена работа со словарными словами. С этими словами дети встречаются в упражнениях, в различных занимательных материалах, в ребусах и т. д. Они несколько раз проделывают разную работу с этими словами. Таким образом, им легче запомнить и написать эти слова. А главное, такая работа интересна всем.

Осуществляю связь между текстами учебника и рабочей тетрадью. Задания тесно взаимосвязаны друг с другом. На каждом уроке уделяю внимание работе над каллиграфией, словом, словосочетанием, предложением.  Большую работу веду над устной и письменной речью учащихся. Постоянно обогащаю словарный запас ребенка. Он начинает грамотно оформлять свои мысли.

Учебник « Чтение и письмо» 1 класс, авторы Л.Е.Журова,  А. О. Евдокимова, Л. Е. Ефросинина содержит много интересных рассказов, сказок, стихотворений современных поэтов. Большой объем этих произведений способствует привитию любви к чтению, развитию беглого, осознанного, выразительного чтения. Темп чтения увеличивается и к концу учебного года превышает норму. Содержания текстов актуальны и отражают все аспекты жизни, проблемы нравственности. Содержания рассказов служат основой для работы над воспитанием таких черт характера как верность, милосердие, отзывчивость, доброта, чуткость, преданность.

                                           15

Учебник «Окружающий мир» 1 класс, автор Н.Ф. Виноградова

дает    возможность    получить   школьнику   огромный   опыт,   так

необходимый в современном мире. На уроке большое внимание уделяется воспитанию правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; пониманию собственного «Я». Задания, данные в учебнике и рабочей тетради, направлены  на получение разнообразных представлений о природе, человеке, обществе и в целом об окружающем мире.

Знания, полученные на уроке, формируют у ребенка эрудицию, культуру, помогают овладевать знаниями и применять их на практике.

Опираясь на знания, полученные на уроках окружающий мир, были проведены уроки здоровья, где дети смогли показать знания, умения и навыки на практике.

Учебники излагают материал   в доступной и понятной форме для ученика. А в тетрадях ученики закрепляют знания, полученные на уроке. Красочное оформление учебников и разнообразие заданий и упражнений позволяют быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой, что позволяет более успешному усвоению программы.

Я довольна тем, что работаю по этой программе. Ведь она позволяет учителю дать максимум информации на уроке, используя самые современные технологии, добиваться высокого качества обучения.

                                                       16

3 глава.

Результаты работы по модели  «Начальная школа ХХI века»

Работая по модели «Начальная школа ХХI века»  я наблюдала такие результаты.

2002/2003 учебный год.

Результаты тестирования учащихся 1б класса по математике. 

Тема. «Табличные случаи сложения и вычитания».

Дата проведения:  20. 03.03

В классе- 14

Выполняли - 14        

Максимальное кол-во баллов –  27

Ф.И.

учащегося

Примеры на сложение и вычитание

12 баллов

Примеры

6 баллов

Состав чисел

3 балла

Выбор знака действия

4 балла

Задача №1

1 балл

Задача №2

1 балл

Общее количество баллов

Оценка

1.

Айнуллова Л.

+

+

+

+

+

+

27

5

2.

Арисова Е.

+

+

+

+

+

+

27

5

3.

Ахмеров Р.

+

+

+

+

+

+

27

5

4.

Галимов И.

+ (1 ош.)

+ (3  ош.)

+  (2 ош.)

+ (3 ош.)

-

-

16

3

5.

Ильясова А.

+

+

+

+

+

+

27

5

6.

Кадырова Э.

+

+

+

+

+

+

27

5

7.

Камалов Г.

+

+

+

+ (1 ош.)

+

+

26

4

8.

Киямова Д.

+

+

+

+

+

+

27

5

9.

Миронова Д.

+

+

+

+ (3 ош.)

+

-

23

4

10.

Мухаметзянов И.

+

+

+

+

+

+

27

5

11.

Мухаметзянова Г.

+

+

+

+

+

+

27

5

12.

Мыцык М.

+

+

+

+ (1 ош.)

+

+

25

4

14.

Султанова А.

+

+

+

-

+

+

23

4

13.

Хамидуллина А.

+

+

+

+

+

+

27

5

Итого: «5» - 9;  «4» - 4; «3» - 1

17


Результаты проверки скорости вычислительных навыков по математике

 учащихся 1 – б класса.

Дата проведения: 15.05.03.

В классе- 14 учащихся

Выполняли - 12 учащихся        

Ф.И.

учащегося

Скорость сложения, цифр в минуту

Скорость   вычитания, цифр в минуту

1.

Айнуллова Л.

14

14

2.

Арисова Е.

18

12

3.

Ахмеров Р.

21

13

4.

Галимов И.

10

1

5.

Ильясова А.

16

9

6.

Кадырова Э.

н

7.

Камалов Г.

18

14

8.

Киямова Д.

17

16

9.

Миронова Д.

12

10

10.

Мухаметзянов И.

23

16

11.

Мухаметзянова Г.

17

13

12.

Мыцык М.

10

13

13.

Султанова А.

17

15

14.

Хамидуллина А.

12

10


19

Результаты контрольной работы №6 учащихся 1 –б класса по математике.

Дата проведения:  20. 05.03.

В классе- 14 учащихся

Выполняли - 13 учащихся        

Ф.И.

учащегося

Задание №1

примеры

Задание №2

задача

в 2 действия

Задание №3

задача

на разн. сравнение

Задание №4

граф отноше-ние

    Баллы

1.

Айнуллова Л.

+

+ (недоч.)

+

+

4

2.

Арисова Е.

+

+

+

+

5

3.

Ахмеров Р.

+

+(недоч.)

+

+

4

4.

Галимов И.

+ (1 недоч.)

+(недоч.)

+

+

4

5.

Ильясова А.

+

+(недоч.)

+

+

4

6.

Кадырова Э.

7.

Камалов Г.

+

-

+

+

4

8.

Киямова Д.

+

+(недоч.)

+

+

4

9.

Миронова Д.

+

+(недоч.)

+

+

4

10.

Мухаметзянов И.

+

+

+

+

5

11.

Мухаметзянова Г.

+

+

+

+

5

12.

Мыцык М.

+

+

+

+

5

13.

Султанова А.

+

+

+

+

5

14.

Хамидуллина А.

+ (2 недоч.)

-

+

+

3

20

Результаты проверки техники  чтения в 1-б классе.

Дата проведения 12.05.03.

Норма –30 слов в минуту

Ф.И.

учащегося

Способ чтения

Допущенные ошибки

Темп чтения

Понимание прочитанного

Оценка

по слогам

слоги + цел. слова

цел. слова + слоги

цел. слова

искажение

замена

повторы

1.

Айнуллова Л.

+

+

+

13

-

3

2.

Арисова Е.

+

+

+

94

+

5

3.

Ахмеров Р.

+

+

51

+

5

4.

Галимов И.

+

+

+

34

+

5

5.

Ильясова А.

+

+

+

50

-

5

6.

Кадырова Э.

+

18

+

4

7.

Камалов Г.

+

+

57

+

5

8.

Киямова Д.

+

78

+

5

9.

Миронова Д.

+

36

-

5

10.

Мухаметзянов И.

+

+

31

+

5

11.

Мухаметзянова Г.

+

+

34

+

5

12.

Мыцык М.

+

+

21

+

4

13.

Султанова А.

+

+

+

50

+

5

14.

Хамидуллина А.

+

30

+

5

.

2003/2004 учебный год

Результаты  учащихся 2-б класса по чтению.

«5 и 4»%

«3»%

«2»%

Нач. года

78,5

13,2

7,1

1 пол.

93,7

6,3

0

      2 пол.

87,5

12,5

0

21

Таких результатов по чтению я  достигла во 2-ом классе.

Классы

Качество

49,3

87,5

Результаты  контрольных работ по  математике учащихся 2-б класса.

«5 и 4»%

«3»%

«2»%

к/р № 4

53,3

33,3

0

к/р №8

42,9

50

14,3

     к/р №14

73,3

26,6

0

22

Результаты  контрольных работ по  русскому языку учащихся 2-б класса.

«5 и 4»%

«3»%

«2»%

к/р №1

87,5

6,2

6,2

к/р №4

64,2

14,2

14,2

     к/р №8

71,1

12,2

16,7

2004/2005 учебный год

Результаты  учащихся 3-б класса по чтению.

«5 и 4»%

«3»%

«2»%

Нач. года

77,7

22,2

0

1 пол.

94,1

5,9

0

      2 пол.

94,1

5,9

0

23

Результаты  контрольных работ по  математике учащихся 3-б класса.

«5 и 4»%

«3»%

«2»%

к/р № 1

66,7

26,7

6,7

к/р № 4

68,8

31,3

0

     к/р № 9

68,7

25

6,3

Результаты  контрольных работ по  русскому языку учащихся 3-б класса.

«5 и 4»%

«3»%

«2»%

к/р № 1

33,3

46,7

20

к/р № 8

81,3

12,5

6,2

     к/р № 14

73,6

13,3

13,3

24

Тема урока: «Русская народная сказка «Снегурочка».

Конспект открытого

урока, проведённого

 во 2-Б классе.

Учитель: Мударисова Д.М..

Буинск-2003

Цели урока:

 формировать умения работать с текстом произведения, правильно называть тему, жанр, автора произведения;

        развивать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения;

        продолжить формировать понятия об авторской и народной сказках (в сравнении);

        расширять читательский опыт детей через самостоятельное чтение, выборочное чтение, анализ произведения;

        воспитывать художественный вкус.

Оборудование: учебник, модели обложек, иллюстрации к сказке В.Даля «Девочка Снегурочка», фрагмент из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка».

Ход урока.

I .    Организационный момент.

II .   Проверка домашнего задания.

- Какое произведение вы читали дома?

- Вы нарисовали иллюстрации к сказке. Расскажите о своих иллюстрациях ( какой эпизод вы нарисовали).

III. Объяснение новой темы.

1.-Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Послушайте начало произведения и определите жанр произведения: «Жили- были на свете дед и баба…»

        -Откройте учебники на с. 123.

        -Прочитайте заголовок.

        -Кто является создателем этого произведения?

        -Прочитайте название произведения.

2. Самостоятельное чтение.

        -Мы  познакомимся  с русской народной сказкой «Снегурочка». Народные сказки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Надеюсь, что это замечательное произведение искусства понравится вам. Прочитайте сказку «Снегурочка».

3. Беседа после первичного восприятия.

        -Кому понравилась сказка?

        -О ком эта сказка?

        -Что вам понравилось?

        -Какие необычные слова встретились?

4. Моделирование обложки.

        -Возьмите листочки и на её второй половине смоделируйте обложку к прочитанному произведению.

 

В.Даль

«Девочка Снегурочка»

«Снегурочка»

        -Какое это произведение по жанру?

        -Какова тема сказки?

        -Кто автор?

        -Сравните свою модель с образцом, оцените свою работу.

        -Кто выполнил верно? У кого есть ошибки, исправьте.

        -Чем похожи сказки? (темой, жанром, началом)

        -Чем отличаются?(автором)

        -Какой можно сделать вывод?

Вывод: сказки бывают литературные(авторские) и народные.

5. Физкультминутка ( звучит музыка)…

6. Работа с текстом сказки.

        -Прочитаем первую часть сказки. Будьте внимательны, чтобы правильно ответить на вопросы.(Чтение цепочкой).

Вопросы: 1. Какими словами начинается сказка. Прочитайте…

  1. О чём горевали дед и баба?
  2. Что решили сделать дед и баба?
  3.         Как ожила Снегурочка, прочитайте…
  4. Как можно озаглавить первую часть?

- Прочитаем вторую часть сказки.

Вопросы: 1. Как росла Снегурочка. Прочитайте…

                2. Какое время года наступило? Какие изменения происходят в природе?

                3. Отчего грустила Снегурочка?

                4. Как можно озаглавить вторую часть?

- Прочитаем третью часть.

Вопросы: 1. Куда собрались девушки?

                2. Кого они пригласили?

                3. Почему Снегурочке не хотелось идти в лес?

                4. Что с ней случилось?

                5. Как заканчивается сказка? Прочитайте.

                6. Как вы озаглавите третью часть?

                7. назовите главную героиню сказки?

7. Слушание фрагмента из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка».

-Русские народные сказки, их герои привлекали не только писателей своей красотой, богатым содержанием, выразительностью, богатством народного языка, а вдохновляли и композиторов на создание великих музыкальных произведений.

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков написал оперу «Снегурочка». Давайте послушаем фрагмент из оперы «Снегурочка». Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки и оперы.

        

           

IV. Домашнее задание.

                -Сочините свою сказку о Снегурочке.

V. Итог урока.

                -С каким произведением мы познакомились?

                -Какая это сказка (литературная или народная)?

                -Что особенно запомнилось или удивило вас в этой сказке?

       

                                                                         27

  1. Заключение.

«Начальная школа ХХI века» реализует следующие идеи:

-обучение строится с учетом психологических особенностей и  возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, выполнение его духовной и эмоциональной культуры;

- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Я стремимся к тому, чтобы школьник к концу обучения в начальной    школе отличался от своих сверстников ХХ века тем, что сохранился его индивидуальность. Ведь это и есть главная задача в дидактике.

 К концу обучения ребенок младшего школьного возраста 21 века должен отличаться от своих сверстников 20 века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Вспомним здесь слова Д.Б.Эльконина, который подчеркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это значит, что младший школьник неравнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает его ее субъектом, то есть школьника учат учить себя, осознавать личную ответственность  за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

                                                                     28

                                                                       

Список литературы.

1. М.В.Зверева, Н.К.Индик. «Содружество ученого и учителя». Москва, 2000

2. Н.Ф.Виноградова. «Концептуальные основы построения учебно- методического комплекта для первого звена школы», Москва: «Вентана- Граф»,2002

3.Селевко Г. Современные образовательные технологии //  Народное образование.- 1998.

4.Современные технологии в начальных классах..-  Мэгариф.- 2002.-№8.

5.Об опыте инновационной деятельности.- Мэгариф.-2002.- №4.

6.Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе.

7.«Начальная школа».- 1996.-№1.

8.«Начальная школа».- 1994.-№4.

9. http: // www. 1 september. ru

                                                                               29

                                                                             

Рецензия

на реферат, составленный учителем  начальных классов

гимназии имени М.М.Вахитова

г.Буинска Республики Татарстан

Мударисовой Дилей Мансуровной

Сегодня время требует выработки и реализации качественно новой, личностно и развивающее ориентированной целостной стратегии начального образования. Поэтому начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.

Целью реферата является ознакомление с содержанием  и с особенностями организации учебного процесса по модели «Начальная школа 21 века». Проект дает возможность  выбора наиболее эффективных  методов индивидуальной работы, использование разных методических приемов и типов упражнений, которые можно использовать для формирования у школьников желания и умения учиться.

 «Начальная школа 21 века» направлена на развитие тех целей, которые определены в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования», а именно:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Всё это отражается в выступлении. Реферат оформлен по разделам. Оформлен диагностический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века)

Рабочая  программа по русскому языку для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века) рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....