Развитие информационной культуры личности младшего школьника
статья по теме

Михайлова Елена Васильевна

Мой выбро методического комплекта УМК "Песпективная начальная школа"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие информационной культуры личности младшего школьника

Слайд 2

УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 3

Наши помощники Маша Миша Анишит-Йокоповна Асырк Торк Летучая Мышь

Слайд 4

«Оглавление» и «содержание»

Слайд 5

«Детские журналы»

Слайд 7

Составляем сборники художественных произведений

Слайд 8

Словари Русский язык ( 2 часть )

Слайд 12

Математика

Слайд 13

Технология

Слайд 14

Окружающий мир

Слайд 15

Обычные формы информации

Слайд 16

Иллюстрации к тексту

Слайд 17

Нетрадиционные источники информации художественный текст картины художников музыкальные произведения

Слайд 18

Музейный дом

Слайд 21

Музыкальные произведения классиков ( 3 - 4 кл.)

Слайд 22

Условные обозначения

Слайд 24

Ссылки на интернет-сайты

Слайд 27

Литература: учебно- методические пособия УМК «Перспективная начальная школа» Учитель начальных классов МОУ «СОШ №7» г. Новодвинска Михайлова Елена Васильевна



Предварительный просмотр:

Развитие информационной культуры личности младшего школьника

Умение добывать в окружающем мире нужную информацию ценилось всегда. Вспомните хотя бы известную пословицу – «Язык до Киева доведёт». Но если в прошлые века объём знаний в обществе увеличивался примерно в два раза за 50 лет, то сегодня учёные утверждают, что этот объём увеличивается вдвое за 2-3 года. И как же нынешнему школьнику выбрать правильные ориентиры в современном штормовом информационном море? Наверное, также как и раньше, не надеяться подобно фонвизинскому Недорослю и его мамаше на знание кучером географии, а самому лично нарабатывать свои приёмы и методы поиска необходимой информации и, конечно, использовать опыт предшественников. Современные педагоги называют это развитием информационной культуры личности. (СЛАЙД 1) Это широкое понятие включает в себя и компьютерную грамотность, и навыки чтения, и информационно-библиографическую культуру, то есть всё то, что помогает школьнику лучше ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Сегодня темпы развития  информационных технологий и темпы, с которыми объём информации увеличивается, настолько высоки, что не учитывать этот информационный шторм в школе невозможно. И, заметьте, информационную культуру надо развивать уже в начальных классах. И дальше совершенствовать на протяжении всего учебного процесса. Информационную культуру учащихся можно успешно сформировать только средствами всех учебных  предметов, не выделяя её в отдельную специальную программу или в отдельный  самостоятельный курс, потому что дополнительных часов на развитие информационной культуры личности в школе просто нет.

Все известные методы, приёмы возможности работы с источниками информации, умение найти эти самые источники должны быть внедрены во все школьные предметы. Это один из важнейших принципов нашего учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». (СЛАЙД 2)

Так в чём же главные особенности «Перспективной начальной школы»? Данный комплект – один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребёнок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами; особенности восприятия ребёнка. Организация обучения рассчитана через систему знаний в учебнике. Интересны главные действующие лица, (СЛАЙД 3) с помощью которых школьник получает знания – это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. Психологические характеристики всех героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними (а значит, и получать знания). В оформлении учебников применён принцип разноцветных страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.

УМК «Перспективная начальная школа» ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предлагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач; осуществляет самоконтроль, самооценку, т.е. ребёнок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей развивающего обучения.

Благодаря появлению новой позиции учащегося в учебном процессе и комплекту  УМК «Перспективная начальная школа», происходит формирование у ребят основ и начал информационной культуры личности. Приведу несколько примеров, как это происходит. Вот самые простые.

Уже с первого класса мы начинаем учить детей работать со страничкой (СЛАЙД 4) «Оглавление и содержание». Во втором классе у нас есть целая тема – «Детские журналы». (СЛАЙД 5) Мы знакомим детей с периодикой, объясняем, что это такое, какой периодика может быть, а что здесь можно узнать из страничек «Оглавление» и «Содержание». Дальше обучаем работе с каталогами в библиотеке. И не только с каталогами. В третьем классе дети обязательно знакомятся с библиотечными фондами, хрестоматиями по «Литературному чтению», которые входят в комплект. На их основе ребята составляют (СЛАЙД 6) сборники художественных произведений, авторские или жанровые. То есть, они постепенно, в ходе учебного процесса выявляют почти всю цепочку источников информации: вот что есть по данной теме в учебнике, вот чуть побольше в хрестоматии, а ещё есть в справочниках и словарях, а ещё, если хочешь, посмотри в списке дополнительной литературы и обратись в библиотеку.

А о словарях нужно сказать отдельное слово. В рамках русского языка мы учим работать с языковыми словарями. Их 7 и все они находятся во 2 части учебника  «Русский язык» (СЛАЙД 7,8,9,10), а в «Литературном чтении» есть сведения о писателях. В «Математике» (СЛАЙД 11)  и «Технологии» (СЛАЙД 12) - терминологические словари. В «Окружающем мире» (СЛАЙД 13) – научно-популярный словарь. То есть, с целым комплексом словарей и справочников в рамках разных предметов. Несомненно, такое обилие словарей работает на расширение кругозора детей, дает каждому школьнику возможность в процессе обучения приобрести навыки работы со всеми видами словарей. А разве не нужны навыки в работе с той информацией, которую содержат, к примеру, (СЛАЙД 14) различные таблицы, диаграммы, схемы, рисунки. Я говорю об изобразительном ряде, (СЛАЙД 15) который сопровождает текст. Но всё это достаточно традиционные источники информации.

В нашем комплекте «Перспективная начальная школа» есть и уникальные. Например, на уроках «Литературное чтение» и «Развитие речи» в рамках культурологического подхода мы учим ребят находить информацию во многих нетрадиционных источниках (СЛАЙД 16) :  в художественном тексте, в музыкальном произведении и картинах  разных художников. Ещё раз подчёркиваю, не эмоции черпать, а находить конкретную информацию. У нас есть набор замечательных репродукций – неотъемлемое приложение к учебнику «Литературное чтение» «Музейный дом» (СЛАЙД 17,18). На уроке мы предлагаем внимательно рассмотреть живописное полотно и, так сказать, считать информацию с картины, то есть, найти детали, которые бы раскрывали характер персонажей, может быть их взаимоотношения, род занятий, настроение, окружающую их обстановку, даже время дня и т.д. В результате, во-первых, мы формируем такое важное в данном случае качество учащегося, как деятельность наблюдения, во-вторых, приучаем воспринимать картину тоже как источник информации. Другими словами, ребёнок учится работать не только с явной информацией, но и с другой, которая заключена, закодирована, например, в произведениях искусств.

Ещё одним необычным носителем информации в УМК «Перспективная начальная школа» являются диски с записями классической музыки (СЛАЙД 19). Они используются с 3 класса. Каждое муз. произведение привязано к какому либо художественному произведению или репродукции картины. В учебниках есть определённые условные обозначения, которые помогают детям ориентироваться в заданиях на уроке. (СЛАЙД 20) ПОКАЗАТЬ. Вот например, работа над репродукцией картины (СЛАЙД 21) Василия Поленова «Заросший пруд» ведётся в нескольких направлениях (РАССКАЗАТЬ).

Я считаю, что в проекте «Музейный дом» вкупе с классическими муз. Произведениями кроме учебной решается и задача формирования и повышения у ребят общекультурного потенциала. Ведь, в этом случае, независимо от того, где ребёнок живёт – в городе или в селе, в центре России или на окраине страны, он приобщается к культуре, учится воспринимать и понимать живопись.

Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. (СЛАЙД  22, 23, 24) В учебниках комплекта присутствуют ссылки на Интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками. Ребёнок видит, что в учебнике по данной теме информации всего-то чуть-чуть, но он знает, где находится колоссальный информационный ресурс и умеет им воспользоваться. И вот здесь, на мой взгляд, учебник становится в учебном процессе, пусть вам не покажется это парадоксальным, фактором второстепенным. А на первое место выходит информационная культура человека. Если она высока, он сможет работать с любым учебником. И всегда учебника ему будет мало, потому что ребёнок знает, где находится основной информационный ресурс и уверен, что он сможет его достать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационной компетентности у младших школьников на уроках окружающего мира. Конспект урока "Когда жили динозавры?"

ФГОС формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении...

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в ...

Воспитание культуры личности младшего школьника через приобщение к чтению

В статье рассматривается понятие «культура личности», роль чтения в воспитании культуры личности младшего школьника. Приведены результаты исследования, характеризующие отношение младших шк...