Методические приемы на уроке и после уроков
учебно-методический материал (1, 2, 3 класс) на тему

Гончарова Екатерина Валерьевна

ПРИЕМЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy_na_uroke_i_posle_urokov.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы на уроке и после уроков

А) Методический прием «Лови ошибку!»

При объяснении материала учитель намеренно допускает ошибки. Дети на первых порах применения этого приема предупреждаются об этом. Далее учитель подсказывает учащимся «опасные» места интонацией или жестом. При этом учитель должен научить детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком (быстро поднять руку) и пояснить суть ошибки.

 

Б) Методические приемы

Как привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры? Перевозбужденные ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебной работе.

 

- «Радуга внимания»

 

Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным, каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия.

Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30-40 секунд. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом.

 

- «Охотники племени сиу»

 

Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.

Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.

Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки.

Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.

 

- «Кто меня слышит...»

 

Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».

Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.

Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».

Некоторые ученики поднимают обе руки.

 

Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза».

Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.

 

Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».

После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.

Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

 

В) Методический прием «Комментированное письмо»

 

Этот метод часто используют на уроках русского языка.

Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ваши ученики еще незнакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков и др.

 

После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание, только в том случае, если выполняются следующие условия:

   -   учитель читает каждое слово только один раз;

   -   учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

   -   учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

 

В целях соблюдения двух последних условий рекомендуется привлекать ассистентов. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке.

 

Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо — вид работы, известный учащимся с 1-го класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.

 

Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность. Анализируя ее, психолог С.Н.Калинникова выделила 7 основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

 

1)   первичное восприятие произносимого слова;

2)   самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;

3)   прослушивание комментариев;

4)   представление орфографии слова в соответствии с комментированием;

5)   уточнение первичного анализа правописания с комментированием;

6)   проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

 

Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.

Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания учащихся.

 

Г) Игровой прием «Сказочное королевство»

 

Учитель. Представьте себе, что сегодня во дворце у короля состоится бал. Все это происходит в наше время, поэтому во дворце будут современные развлечения: дискотека, игры в кегельбане. Но чтобы попасть на бал, надо пройти строгий контроль. Для начала прочитайте внимательно текст.

(Учащимся дается время для чтения.)

 

Теперь выберем двух стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал, и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на каверзный вопрос стражника по учебному тексту.

(Происходит выбор стражников.)

 

Сейчас еще раз внимательно прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Начали!

(Детям дается время на повторное чтение текста.)

 

Ну вот, теперь вы вооружились знаниями, можно по очереди подходить к стражникам — вдруг пропустят? Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту.

 

Учителю нужно сориентировать детей на выполнение игровых заданий в быстром темпе, иначе игра затянется и может произойти нарушение дисциплины. Если в классе много учащихся, можно выбрать две пары стражников.

Дети, которым не удалось в первый раз пройти во дворец, могут подойти к стражникам повторно, чтобы те задали им новый вопрос.

 

Учитель. Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли въедливы были наши стражники? Если кто-нибудь может задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников.

Всех ли пропустили на бал? Если есть еще несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро посмотрим текст. Если таких нет, то начинаем бал! Всем спасибо. Игра окончена.

 

Комментарии для учителя

Игру надо проводить динамично, чтобы она не наскучила детям. Стражниками нужно выбирать детей, имеющих проблемы с устойчивостью внимания, но интеллектуально достаточно сильных.

 

Д) Игровой прием «Древо мудрости»

 

Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее.

 

Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

 

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.

(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

 

Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».

Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

 

Дети подходят к «дереву», срывают записки, отвечают на вопросы.

В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические приемы использования интерактивной доски на уроках в начальной школе"

В номинации "Мои методические находки" я решила представить коллекцию упражнений, выполненных в ПО для интерактивной доски elite Panaboard.Представленные упражнения показывают возможность использовани...

Варианты методических приемов, которые возможно использовать на уроках модулей религиозных культур.

В работе перечислены методические приемы, которые , возможно, пригодятся преподавателям модулей религиозных культур....

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Данная статья посвящена новым творческим направлениям уроков физической культуры....

Методические приемы работы с фотографией на уроке окружающего мира

Использование фотографии на уроке, отработка навыков анализа и снтеза....

«Использование методических приемов для проведения рефлексии на уроках в начальной школе».

Слово «рефлексия»  давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на ...