Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
рабочая программа (1 класс) на тему

Нина Леонидовна Захарина

Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lepka.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Ковернинского муниципального района Нижегородской области

«Скоробогатовская средняя школа»

Принято на педсовете                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

приказом по школе от  

О.В.Кострова, директор школы

Дополнительная общеобразовательная программа

«Лепка»

Возраст детей::8 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Захарина Нина Леонидовна,

педагог дополнительного образования          

д. Сухоноска

2016 год

Пояснительная записка

       1. Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся  с ОВЗ.

        Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ОВЗ на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Необходимо научить ребёнка видеть прекрасное в простом, тогда у него появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного.  И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

      Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

     Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

2.Направленность программы:   художественная

3.Новизна дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» заключается в  том, что она  обеспечивает благоприятные  условия  для социального и  культурного самоопределения детей с ОВЗ и отвечает потребностям детей, родителей, общества.

4.Актуальность предлагаемой программы определяется возможностью вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления  здоровья, преодоления комплекса неполноценности.

Она даёт возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства                                                                                           и возможность общения и творческой деятельности,  развивает  коммуникативные навыки.

5.Педагогическая целесообразность данной программы определяется применением разработок современных педагогов  при работе с детьми с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей таких детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

6.Цель программы:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ОВЗ в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.

7.Задачи программы:

Обучающие:

- знакомить с основными видами лепки;

- формировать умения следовать устным инструкциям;          

- формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;

- создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- развивать конструктивное мышление и сообразительность;

- формировать эстетический и художественный вкус.

- развивать  способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

- вызвать  интерес к декоративно-прикладному искусству.

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Отличительной особенностью данной программы   является лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий.

4. Контроль исполняемого учащимся с ОВЗ действия.

8.Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ – 8 лет

9.Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ

Программа составлена на 1 год обучения, для детей 8 лет с ОВЗ.

Работа организована по заявлению опекуна.

10.Форма и режим занятий 

Форма занятий  индивидуальная.  

Основной вид занятий – практический.

Проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.

34 занятия в год.

11.Ожидаемые  результаты и способы определения их результативности

Предметные результаты

Знать:

-правила организации рабочего места;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.

-названия и назначение инструментов;

-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

 -исходные формы  изделий;

 -последовательность технологических операций.

-культуру поведения и труда.

-правильно организовать рабочее место;

-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

-выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;

-правильно использовать приемы доработки исходных форм;

-использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;

-пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

-самостоятельно выполнять несложное изделие;

-оформлять готовое изделие;

Личностными результатами изучения дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ являются:

- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимания, воображение, речь)

- формирование личностных качеств: трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости.

Метопредметные результаты

Коммуникативные УУД:

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- участвовать в обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Способами определения результативности успешности овладения содержания программы являются следующие методы:

педагогический мониторинг (наблюдение, опрос).

мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, оформление фотоотчёта).

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начало учебного года

Определение уровня развития,  способностей

Беседа, опрос

В течение учебного года

Определение степени усвоения материала и готовности к восприятию нового материала

Педагогическое наблюдение, опрос

По окончании изучения темы

Определение степени усвоения материала

Педагогическое наблюдение, опрос

В конце учебного года

Определение уровня развития детей

Педагогическое наблюдение, опрос, фотоотчёт

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Лепка» для детей с ОВЗ являются  самостоятельные работы репродуктивного характера, защита творческих работ.

Диагностика результативности

Методика Н. И. Гуткиной "Домик".

Задания А. Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков".

Методика  Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера: графический диктант и "образец и правило".

Методика А. Л. Венгера "Лабиринт"

Учебный план

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводный блок

1

0,5

0,5

Педагогическое наблюдение

2

Выполнение изделий самых простых объёмных форм

3

1,5

1,5

Опрос

3

Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.

15

7,5

7,5

Педагогическое наблюдение

Опрос

4

Выполнение сложных изделий

14

7

7

Педагогическое наблюдение

Опрос

Итого:

33

Содержание учебного плана

Вводный блок(1час)

Теория. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — пластилин.

Выполнение изделий самых простых объёмных форм (3 часа)

Теория. Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.

Практика

2. Изделие «Неваляшка».

3. Изделие -дерево.

4. Изделие-пирамидка.

Выполнение более сложных изделий.

Доработка исходных форм (15 часов)

Тема: « Урожай»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

5. Изделия «Апельсин», и «Лимон»

6. Изделия «Вишня» и «Виноград»

7. Изделие «Корзина». Композиция

Тема: «Большой праздник»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

8. Изделия «Торт»

9. Изделия « Пирог

Тема: « Дары леса»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

10. Изделия «Подосиновик» и «Травка»

11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка».   Композиция по теме

Тема: «Подарок маме»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

12. Изделия «Ваза» и

« Нарцисс»

13. Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Композиция по теме.

Тема: «С новым годом!»

Практика

14. Изделие «Снеговик»

15. Изделие «Ёлочка пушистая»

16. Изделие «Снегурочка»

17. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме.

Тема: «Кто на листике живёт?»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

18. Изделия «Гусеница» и Сороконожка»

19. Изделия «Улитка» и  «Бабочка»

4.Выполнение сложных изделий (14 часов)

Тема: «Озеро»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

20. Изделия «Утка» и «Гусь».

21. Изделие «Лебедь» и  «Улитки».

Тема: « Пасха»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

22. Изделие «Кулич»

23. Изделие «Яйцо»

Композиция по теме.

Тема: « Птичий двор»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

24. Изделие «Курица с цыплятами»

25. Изделия «Петушок» и  «Индюк».

Композиция по теме.

Тема: « Море»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

26. Изделия «Морская звезда» и  «Осьминог».

27. Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Композиция по теме.

Тема: « Джунгли»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

28. Изделие «Слон»

29. Изделие «Черепаха»

30. Изделие «Пальма». Композиция по теме

Тема «Картина  из пластилина»

Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра

Практика

31. «Ночное небо»

32. «Портрет»

33.Экскурсия. Посещение выставки народного творчества

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Число

Время

проведения

Форма

занятия

Кол-во

 часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводный блок (1час)

1

сентябрь

6

13.45-14.30

Беседа

1

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

Педагогическое наблюдение,

Выполнение изделий самых простых объёмных форм (3 часа)

2

сентябрь

13

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Неваляшка»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

3

сентябрь

20

Беседа. Практическое занятие

Изделие

 «Дерево»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

4

сентябрь

27

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Пирамидка»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

Выполнение более сложных изделий.  Доработка исходных форм(15 часов)

5

октябрь

4

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Апельсин» и «Лимон»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

Педагогическое наблюдение

6

октябрь

11

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Вишня» и «Виноград»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

7

октябрь

18

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Корзина».

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

8

октябрь

25

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Торт»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

9

ноябрь

8

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Пирог»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

10

ноябрь

15

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Подосиновик» и «Травка»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

11

ноябрь

22

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Мухомор» и «Лисичка».  

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

12

ноябрь

29

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Ваза» и « Нарцисс»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

13

декабрь

6

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка».

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

14

декабрь

13

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Снеговик»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

15

декабрь

20

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Ёлочка пушистая»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

16

декабрь

27

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Снегурочка»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

17

январь

9

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Гусеница» и Сороконожка»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

18

январь

16

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Улитка» и  «Бабочка»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

Выполнение сложных изделий (14 часов)

19

январь

23

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Утка» и «Гусь».

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

Педагогическое наблюдение

Опрос

20

январь

30

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Лебедь» и  «Улитки».

 Композиция по теме.

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

21

февраль

7

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Кулич»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

22

февраль

14

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Яйцо»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

23

февраль

21

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Курица с цыплятами»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

24

февраль

28

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Петушок» и «Индюк».

Композиция по теме.

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

25

март

7

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Морская звезда» и  «Осьминог».

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

26

март

14

Беседа. Практическое занятие

Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме.

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

27

март

21

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Слон»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

28

март

28

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Черепаха»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

29

апрель

4

Беседа. Практическое занятие

Изделие «Пальма».

Коллективная работа. Композиция по теме.

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

30

апрель

11

Беседа. Практическое занятие

Картина «Ночное небо»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

31

апрель

18

Беседа. Практическое занятие

Картина «Портрет»

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

32

апрель

25

Экскурсия

Посещение выставки народного творчества

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

каб.№38

33

май

2

33

ИТОГО

7.Список литературы

1. Глазова М. «Я леплю из пластилина»

2. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»

3. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Олимпиадные задания по математике 4 класс могут использоваться на школьном этапе олимпиады школьников...

Олимпиадные задания по математике 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Предлагаемые олимпиадные задания по математике для учащихся 4 класса могут использоваться на школьном этапе олимпиад по любому УМК....

Программа кружка "Росинка" 2-й год обучения. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Программа кружка "Росинка" 2 класс соответствует требованиям ФГОС НОО по составлению программ дополнительного образования....

Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....

План работы ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.

План работы ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи, приоритетные направления работы, план работы заседаний ШМО учителей начальных классов....

План ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.

План ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи работы на год, планирование заседаний ШМО, план работы на год....