ПК 4.4.
статья по теме

Кузнецова Дарья Витальевна

Предварительный просмотр:

Д. Кузнецова.

Челябинский педагогический колледж № 1

Научный руководитель Боева С.З.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«В техногенной цивилизации, - считает А.В. Толстых, - главным условием расширенного воспроизводства… было проникновение в тайны объективного существования сил неживой - и в меньшей мере живой природы… При переходе к антропогенной цивилизации условием ее объективного обоснования становится проникновение в тайны объективного существования творческих способностей человека, независимо от социальной функции, профессиональной специализации». [2, 2]

 Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям. Необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнения, умение его отстоять и аргументировать дает кейс-технология. [2]

Активизация мыслительной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Многочисленные исследования показали, что мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Чтобы ребёнок хорошо учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов, прежде всего в развитии мышления. Мыслительные способности можно развивать, работая над умением думать, рассматривать ситуацию в разных направлениях, находить необычные решения возникающей проблемы, что является основными действиями при работе с кейс-технологией.

Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в 2001 году американские исследователи Эткинсона Дж., Уилсона Й. в своей книге: "Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры" ввели впервые понятие - "ситуационные задачи". [7]

«Сase-study – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей навыки групповой работы».[4,1]

Гарвардская юридическая школа считается основоположником метода ситуаций, а Христофор Колумб Лэнгделл – пионером case-study. С  1870 г. Лэнгделл активно занимался развитием метода кейсов. В нашей стране метод case-study (или, как писали «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года на конференции преподавателей по экономическим дисциплинам метод не приняли, как «несоветский». Развиваться он стал только в 80х годах.  

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.[3]

Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции.

Основная функция case-study - учить решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учеников, развивает аналитические и коммуникативные способности. [1]

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Один из широко используемых подходов к классификации -  сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации –цель – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

 - учебные ситуации – описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

 - учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения - описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы.

Сегодня метод case-study активно используется как в высших учебных заведениях, так и в средней и начальной школе. Использование кейс-технологий в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения. [6]

Обучение с использованием кейс – технологии целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу,

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени. [5]

Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках по темам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Изучение рекомендаций европейских специалистов, позволяет сформулировать ряд «заповедей» для создателей хороших кейсов:

1.        Важен показ ситуации во всем многообразии связей, в противоречивых аспектах, побуждающий к ответу на вопрос: «А как бы Вы среагировали?».

2.        Кейс содержит проблему, опыт разрешения которой является важным в мыслительной деятельности, ценен для учащихся в личностном плане.

3.        Кейс задает основу и импульс для исследования и поиска, результаты которого при взгляде на заголовок и беглом чтении невозможно предугадать.

4.        Кейс обеспечивает вариативность в поиске путей решения проблемы, спорность оценок и возможность альтернативных решений.

5. Кейс содержит контрасты, сравнения и аргументацию важности события.

6. Кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает особенности обучающихся.

7. Кейс – «живой» материал, который после апробации требует корректировки и обновляется параллельно с изменениями, происходящими в реальной жизни.

8. Кейс воплощает личностный подход в обучении и направлен на рациональную сферу, а также на эмоциональную сферу личности.

9. Кейс четко структурирован, легко и понятно изложен, вызывает заинтересованность.

10. Хороший кейс – краткий кейс! [8]

При разборе кейса выделяют следующие этапы:

I ступень – введение в проблему.

На первой ступени в центре внимания находится осмысление проблемной ситуации. Цель – краткое описание ситуации и представление сути проблемы.

II ступень — сбор информации

Если кейс предоставляет ограниченную информацию, от учащихся требуется самим раздобыть отсутствующую, но необходимую для принятия решения, информацию. Для отбора информации должны быть выработаны критерии.

III ступень — рассмотрение альтернатив

Задача -  открыть учащимся разносторонние способы мышления и разъяснить им, что решения всегда принимаются на основе выбора из многих альтернатив.

IV        ступень — принятие решения

Чтобы суметь прийти к решению, они должны принять во внимание преимущества и недостатки каждой отдельной альтернативы, а также их последствия.

V        ступень — презентация решения

Отдельные группы представляют решение, к которому они пришли.

VI ступень — сравнительный анализ        

В рамках этой последней ступени учащимися сравниваются найденные решения с решением, принятым в действительности.

Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. Создание кейсов – процесс очень трудоемкий и требует немало времени. Но, будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение. Метод кейсов предоставляет возможность для раскрытия творческих способностей как педагога при подборе или составлении ситуационных задач, так и для учеников при работе с ситуационными задачами. Также, мы убедились, что кейс-технология способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, т.к. в процессе работы учащиеся применяют уже имеющиеся знания, самостоятельно добывают новые знания, учатся формировать собственное мнение.

Список использованной литературы

  1. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г. Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  2. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 2000.- № 10-11.- С. 177-189.
  3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 2003.- №1.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. – 512с.
  5. http://www.evolkov.net/case/case.study.html Режим доступа: 18.03.2015
  6. http://brmtit.ru/sites/default/files/doc/ped_SOUZ_zhurnal/prof/lugovaya.pdf Режим доступа:20.04.2015
  7. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov Режим доступа:11.04.2015
  8. http://cdo-vishera.ru/attachments/article/196/Кейс-технологии.doc Режим доступа: 09.10.2015


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

«Согласовано»

Заместитель директора по

____________

«__»____________2016 г.

 «Утверждено»

Директор МОУ

_____________

 «__» ____2016 г.

Программа по внеурочной деятельности

в начальной школе

«Секретный узелок – золотой стежок»

Направление: художественно-эстетическое

Возраст детей: 1-4 класс

Сроки: 4 года

Составители программы:

Ахмадулина Александра

Кузнецова Дарья

Челябинск, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Секретный узелок – золотой стежок» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Занятия в кружке способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывают аккуратность, усидчивость, т.е. способствуют развитию личности ребенка. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, занятия в кружке является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для школьников. Программа «Секретный узелок – золотой стежок» выполняет художественно – эстетическую воспитательную функцию в рамках реализации ФГОС общекультурного направления внеурочной деятельности.

Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью работы, различными способами наложения нитей и бисера.  При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.

Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре народов.

        Основная идея программы - развить у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству. Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности.

Педагогическая целесообразность: занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.

        Целью программы является формирование практических умений работы в различных техниках вышивки и шитья, развитие у учащихся индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техник.

        Задачи программы:

  • Научить различным техникам рукоделия;
  • Формировать осознанное отношение к историческому прошлому, традициям и промыслам;
  • Развивать глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
  • Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, трудолюбие;
  • Содействовать в профессиональной ориентации.

Возраст обучающихся: 7-11 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года. Каждый последующий год направлен на совершенствование техник вышивки, развитие умения сочетать несколько техник для достижения желаемого результата, самостоятельное моделирование изделий, креативное решение поставленных задач.

Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда.  Ведётся индивидуальная работа с каждым ребёнком.  Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирается для работы, нравился ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная учеником вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия и также разнообразие нетрадиционных форм занятий.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

      Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

       Предметными результатами работы в кружке  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие № 1 «История швов».  Изучение происхождения, развития и значения в современном обществе искусства шитья.

Занятие № 2 «Виды ручных швов». Устное знакомство детей с такими видами ручных швов, как "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др. с применением ИКТ и наглядных материалов, показа учителя.

Занятие № 3«Виды ручных швов». Выполнение ранее изученных видов швов ("вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др.) в ходе заполнения формы.

Занятие №4 «Гармония цвета». Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных, хроматических и ахроматических. Характеристика цвета по тону, яркости, насыщенности. Контрастное и гармоническое цветовые сочетания. Выбор цветового  решения  для изготовления различных поделок.

 Занятие №5 «Конструирование узоров, сборка: техника "изба"». Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Изготовление шаблонов (треугольник, квадрат) из плотной бумаги или картона.

Занятие №6 «Конструирование узоров, сборка: техника "изба"». Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

Занятие №7 «Конструирование узоров, сборка: техника "изба"». Раскрой деталей и соединение их между собой.

Занятие №8 «Конструирование узоров, сборка: "треугольники"». Технология выполнения прихватки по шаблонам: составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой.

Занятие №9 «Конструирование узоров, сборка: "треугольники"». Соединение деталей между собой и с подкладкой.

Занятие №10 «Выполнение проектной работы».  Ознакомление с требованиями проектной работы. Сообщение темы, сроков выполнения, основных правил.

Занятие №11 «Выполнение проектной работы».  Практическая работа. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания.

Занятие № 12 «Выполнение проектной работы». Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия из лоскутков.

Занятие №13 «Выполнение проектной работы». Изготовление изделия. Оформление готовой работы.

Занятие №14 «Выставка и презентация работ учащихся». Просмотр изделий, выполненных школьниками, их оценка, отбор лучших работ. Организация выставки: подготовка объявления, этикеток к изделиям и другие подготовительные работы.

Занятие №15 «Вводное занятие. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом». Материалы, инструменты, оборудование. Ткань. Декатировка ткани. Шаблоны. Правила техники безопасности при ручных и машинных работах.

Занятие №16 «Из истории народной игрушки и народного костюма». Экскурсия в краеведческий музей для изучения истории ремесла.

Занятие №17 «Из истории народной игрушки и народного костюма». Создание эскиза народного костюма.

Занятие №18 «Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек».  Теоретическое занятие Правила раскроя. Выкройки - лекала. 

Занятие №19 «Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек».  Раскрой материала. Швы. Каркасы для игрушек.

Занятие №20 «Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек».  Соединение деталей. Набивка деталей. Оформление.

Занятие №21 «Выкройки». Выполнение графических работ будущих игрушек в альбоме.

Занятие №22 «Выкройки». Заготовка и хранение выкроек-лекал.

Занятие №23 «Изготовление сувенирных, народных игрушек». Выбор игрушек. Составление плана работы, анализ будущей работы.

Занятие №24 «Изготовление сувенирных, народных игрушек». Создание выкроек-лекал игрушки. Подготовка деталей к сборке.

Занятие №25 «Изготовление сувенирных, народных игрушек».  Сборка деталей игрушки.

Занятие №26 «Изготовление сувенирных, народных игрушек». Окончание сборки сувенирной игрушки.

Занятие №27 «Изготовление сувенирных, народных игрушек». Итоговое оформление игрушки.

Занятие №28 «Изготовление сувенирных, народных игрушек». Театрализованная игра самодельными игрушками.

Занятие №29 «Изготовление сувениров - сказочных персонажей».  Выбор сказочного персонажа, анализ работы. Составление плана.

Занятие №30 «Изготовление сувениров - сказочных персонажей».  Подготовка лекал, ткани,  выкроек для изделия.

Занятие №31 «Изготовление сувениров - сказочных персонажей».  Создание каркаса сувенира. Начало сборки деталей.

Занятие №32 «Изготовление сувениров - сказочных персонажей».  Окончание сборки деталей, наполнение изделия.

Занятие №33 «Изготовление сувениров - сказочных персонажей».  Итоговое оформление изделия.

Занятие № 34 «Выставка работ». Просмотр изделий, выполненных школьниками, их оценка, отбор лучших работ. Организация выставки: подготовка объявления, этикеток к изделиям и другие подготовительные работы. Награждение учащихся за лучшие работу. Совместное чаепитие, обсуждение итогов. Задачи на перспективу.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие № 1 «Понятие декоративно – прикладного искусства». Знакомство с видами творчества и его направлениями. Истории русской вышивки,  западноевропейской вышивки.

Занятие № 2 «Инструменты и приспособления для вышивания». Повторение техники безопасности и повторение правил работыс инструментарием:  нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

Занятие № 3 «Инструменты и приспособления для вышивания».  Знакомство с правилами увеличения и уменьшения рисунка

Занятие № 4«Технология выполнения счетных швов». Выполнение усложненных видов швов в ходе заполнения формы.

Занятие № 5 «Технология выполнения счетных швов».Заполнение формы швами: "роспись","козлик", "косичка" счетная гладь.

Занятие № 6«Технология выполнения счетных швов». Заполнение формы швами: двойной или "болгарский" крест, «стоячий крест».

Занятие №7 «Гобеленовый шов». О происхождении данного вида и его распространение в жизни.

Занятие №8 «Гобеленовый шов». Технология изготовления гобеленового шва.

Занятие №9 «Гобеленовый шов». Заполнение формы гобеленовым швом.

 Занятие №10 «Другие виды вышивок, их использование». Технология изготовления изделия техниками: белая гладь и цветная гладь.

Занятие №11 «Другие виды вышивок, их использование». Технология изделия «вышивка ришелье»

Занятие №12 «Выполнение проектной работы». Составление небольшой композиции в технике «Гобеленовый шов». Начало заполнения.

Занятие №13 «Выполнение проектной работы». Выполнение и оформление работы.

Занятие №14 «Выставка и презентация работ учащихся».Просмотр изделий, выполненных школьниками, их оценка, отбор лучших работ. Организация выставки: подготовка объявления, этикеток к изделиям и другие подготовительные работы. Представление работ гостям выставки. Награждение учащихся за лучшие работы. Выявление задач на перспективу.

Занятие № 15 «Вводное занятие. История происхождения вышивки». Истоки зарождения вышивки и для чего она нужна.

Занятие № 16 «Крест. Полукрест». О происхождении вида и его применение в жизни.

Занятие № 17 «Крест. Полукрест».  Заполнение фигуры «квадрат» крестом.

Занятие № 18 «Двойной крест. Вышивание простым крестом». Выполнение усложненных видов швов при крашении салфетки.

Занятие № 19 «Двойной крест. Вышивание простым крестом».Украшение части салфетки.

Занятие № 20«Работа над композициями. «Жар-птица»». Разработка собственной композиции наметка орнамента и подбор материалов.

Занятие №21 «Работа над композициями. «Жар-птица»». Начало выполнения композиции.

Занятие №22 «Работа над композициями. «Жар-птица»». Работа над композицией.

Занятие №23 «Работа над композициями. «Жар-птица»». Учет ошибок и их исправление, продолжение работы.

 Занятие №24 «Работа над композициями. «Жар-птица»». Окончание работы, оформление готового изделия.

Занятие №25 «Вышивание изделия с использованием шва простым крестом». Изучение и пробное действие в технике «Простой крест».

Занятие №26«Вышивание изделия с использованием шва простым крестом». Разработка композиции на салфетке.

Занятие №27 «Вышивание изделия с использованием шва простым крестом». Обмен композициями и начало выполнения композиции друга.

Занятие №28 «Вышивание изделия с использованием шва простым крестом». Окончание работы над композицией друга и возврат товарищу.

Занятие №29 «Работа над собственными композициями». Составление собственной композиции в наиболее удобной технике.

Занятие №30 «Работа над собственными композициями». Выполнение работы в выбранной технике.

Занятие №31 «Работа над собственными композициями». Выполнение работы в выбранной технике, выявление вопросов и помощь другу.

Занятие №32 «Работа над собственными композициями». Выполнение работы в выбранной технике.

Занятие №33 «Работа над собственными композициями». Завершающая работа над собственной композицией.

Занятие №34«Выставка и презентация работ учащихся». Просмотр изделий, выполненных школьниками, их оценка, отбор лучших работ. Отправка работ на общешкольную выставку. Выявление задач на перспективу. Совместное чаепитие.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие № 1 «Игольница». Ознакомление с образцами игольниц, Анализ ее устройства : число деталей, материалы, способы соединения

Занятие № 2 «Игольница». Изготовление изделия.

Занятие № 3 «Мешочек с завязками для ниток.» Анализ устройства: число деталей, материалы, способы соединения.

Занятие № 4 «Мешочек с завязками для ниток.».  Изготовление изделия. Пришивание в мешочек завязок из тесьмы, шнура ленты в боковой шов.

Занятие № 5 «Салфетка (носовой платок)». Анализ устройства: материалы, способы оформления.

Работа в группах: Найти информацию об историческом названии предмета, её назначении, украшение.

Занятие № 6 «Салфетка (носовой платок)».  Воспроизведение в рисунках видов салфеток и их украшение. Изготовление салфетки.

Занятие № 7 «Ремонт одежды. Штопка. Пришивание пуговиц.» Использовать изученные виды швов при штопке.

Занятие № 8 «Ремонт одежды. Штопка. Пришивание пуговиц.» Различать способы пришивания пуговиц.

Занятие № 9 «Ремонт одежды. Штопка. Пришивание пуговиц.»  Элементарные способы ремонта одежды, аккуратное их выполнение.

Занятие № 10 «Нарукавная повязка с завязками(эмблема )..» Анализ устройства.

Занятие № 11 «Нарукавная повязка с завязками(эмблема )..» Снятие мерки руки, изготовление выкройки по образцу.  Начало изготовления изделия.

Занятие № 12 «Нарукавная повязка с завязками(эмблема )..» Окончание изготовления изделия. Вышивка эмблемы тамбурным швом.

Занятие № 13 «Фартук для ручного труда (простейший).»  Анализ устройства: число деталей, материалы, способы соединения.

Занятие № 14 «Фартук для ручного труда (простейший).» Нарисовать эскиз фартука по своему замыслу.

Занятие № 15 «Фартук для ручного труда (простейший)» Использовать для шитья известные швы, «подрубочный» шов.

Занятие № 16 «Подушечка- прихватка. Варежка.». Раскрой ткани по выкройке.

Занятие № 17 «Подушечка- прихватка. Варежка..» Самостоятельное выполнение работы: промётывание срезов, подшивание краёв простой подрубкой.

 Занятие № 18 «Закладка с бахромой и вышивкой.» Работа с источниками информации: сообщения, фотографии народных умельцев, украшавших предметы вышивкой и бахромой.

Занятие № 19 «Закладка с бахромой и вышивкой.» Анализ устройства её: число деталей, материалы, способы соединения. Изготовление изделия.

Занятие № 20 «Сумка с вышивкой.» Выбор узора птицы или коня. Работа с калькой.

Занятие № 21 «Сумка с вышивкой.» Изготовление изделия. Шов «вперёд иголку».

Занятие № 22 «Украшение фартука вышивкой. Тамбурный шов. Пришивание тесьмы к подолу фартука..»  

Занятие № 23 «Грелка для чайника с аппликацией. Курочка с цыплятами.» Работа с калькой.

Занятие № 24 «Грелка для чайника с аппликацией. Курочка с цыплятами.» . Работа по выкройке изделий курочки и цыплёнка. Изготовление изделия.

Занятие № 25 «Грелка для чайника с аппликацией. Курочка с цыплятами.» Украшение аппликацией.

Занятие № 26 «Кошелёк с вышивкой и аппликацией.» Работа с калькой, кусочками кожи и замши. Начало изготовления изделия.

Занятие № 27 «Кошелёк с вышивкой и аппликацией.» окончание изготовления изделия. Вставка замка.

Занятие № 28 «Кошелёк с вышивкой и аппликацией.» Украшение аппликацией: вышивка и бусинки.

Занятие № 29 «Изготовление костюмов и декорации для кукольного спектакля (Снегурочка).» Обсуждение костюмов для каждого персонажа, материал изготовления.

Занятие № 30 «Изготовление костюмов и декорации для кукольного спектакля (Снегурочка).» Работа по выкройкам.

Занятие № 31 «Изготовление костюмов и декорации для кукольного спектакля (Снегурочка).» Работа в парах(бригадах): 3-4 ч шьют наряд для куклы.

Занятие № 32 «Изготовление костюмов и декорации для кукольного спектакля (Снегурочка).» Работа в парах(бригадах): 3-4 ч шьют наряд для куклы.

Занятие № 33 «Изготовление костюмов и декорации для кукольного спектакля (Снегурочка).» Работа в парах(бригадах): 3-4 ч шьют наряд для куклы.

Занятие № 34 «Показ сказки для родителей и учащихся 1 класса». Работа детей над ролью каждого персонажа сказки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятие № 1 «Подготовка к работе с изонитью». Знакомство с видами творчества и его направлениями. Представление работ.

Занятие № 2 «Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой)».  Выполнение острого и тупого угла.

Занятие № 3 «Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой). Выполнение прямого угла в технике изонить.

Занятие № 4«Изображение окружности, Изображение спирали». Заполнение различных видов окружности.

Занятие № 5 «Изображение окружности, Изображение спирали». Выполнение спирали в технике.

Занятие № 6«Изображение окружности, Изображение спирали». Оформление работ.

Занятие №7 «Узор из углов и окружности. Птица». Создание композиции и разметка на картоне с изнаночной стороны, начало работы.

Занятие №8 «Узор из углов и окружности. Птица». Выполнение работы.

Занятие №9 «Узор из углов и окружности. Птица». Окончание и оформление работы.

Занятие №10 «Перо Жар-птицы». Разметка и выполнение композиции.

Занятие №11 «Перо Жар-птицы». Выполнение композиции и оформление работы.

Занятие №12 «Выполнение проектной работы». Составление растительной композиции и выполнение работы.

Занятие №13 «Выполнение проектной работы». Выполнение и оформление работы.

Занятие №14 «Выставка и презентация работ учащихся». Просмотр изделий, выполненных школьниками. Организация выставки: подготовка объявления, этикеток к изделиям и другие подготовительные работы. Награждение учащихся за лучшие работы. Выявление задач на перспективу.

Занятие № 15 «Вводное занятие. Для чего нам украшения?». Виды и значение украшений в жизни человека.

Занятие № 16 «Способы вышивания бисером». История вышивки бисером.

Занятие № 17 «Способы вышивания бисером».  Выполнение простых элементов.

Занятие № 18 «Воздушный змей». Заполнение фигуры бисером.

Занятие № 19 «Воздушный змей». Заполнение и оформление.

Занятие № 20«Работа над композициями. «Летняя поляна». Разработка собственной композиции наметка орнамента и подбор материалов.

Занятие №21 «Работа над композициями. «Летняя поляна». Начало выполнения композиции.

Занятие №22 «Работа над композициями. «Летняя поляна». Работа над композицией.

Занятие №23 «Работа над композициями. «Летняя поляна». Учет ошибок и их исправление, продолжение работы.

Занятие №24 «Работа над композициями. «Летняя поляна». Окончание работы, оформление готового изделия.

Занятие №25 «Украшение одежды для кукол». История украшения одежды бисером.

Занятие №26«Украшение одежды для кукол». Разработка и корректировка композиции.

Занятие №27 «Украшение одежды для кукол». Выполнение украшения различными техниками.

Занятие №28 «Украшение одежды для кукол». Окончание работы над композицией.

Занятие №29 «Работа над собственными композициями». Составление собственной композиции и выбор цветовой палитры.

Занятие №30 «Работа над собственными композициями». Выполнение работы в выбранной технике.

Занятие №31 «Работа над собственными композициями». Выполнение работы выявление вопросов и помощь другу.

Занятие №32 «Работа над собственными композициями». Выполнение работы. Предварительный просмотр.

Занятие №33 «Работа над собственными композициями». Завершающая работа над собственной композицией.

Занятие №34«Выставка и презентация работ учащихся». Просмотр изделий, выполненных школьниками за все года обучения, их оценка, анализ развития. Отправка работ на общешкольную выставку. Прощальное  чаепитие.

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 «СЕКРЕТНЫЙ УЗЕЛОК – ЗОЛОТОЙ СТЕЖОК»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные

Прогнозируемый воспитательный результат:

•        положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;

•        представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;

•        представление об основных правилах и нормах поведения;

•        умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

•        стремление использовать простейшие навыки самообслуживания.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

•        формирование этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

•        эстетические чувства (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);

•        потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.

Анкетирование для учащихся.

Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)

1-4 год обучения апрель-май

Сентябрь-октябрь

1-4 год обучения

Апрель-май

Метапредметные

 Прогнозируемый воспитательный результат:

•        находят и выделяют под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

•        умеют выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;

•     умеют   высказывать суждения; обосновывать свой выбор;

•        умеют проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;

•        сравнивают, классифицируют под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

•        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

•        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

•        формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

•        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Проектная деятельность «фартук для ручного труда», «лоскутное шитье»

3 год обучения

1 год обучения

Предметные

Прогнозируемый воспитательный результат:

•        называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

•        организовывать рабочее место для работы с материалами (тканью, нитками) и инструментами (ножницами, швейной иглой);

•        соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

•        различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

•        уважительно относится к труду людей;

•        определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

•        отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

  • анализировать предметы быта по используемому материалу.

Выставки. Театрализованное представление.

Творческие конкурсы.

1-4 год обучения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для педагога:

Обязательное:

  • рабочая тетрадь по технологии Роговцева Н.И. 1-4 класс
  • серия журналов «Формула рукоделия»
  • серия журналов «Все о рукоделии»

Дополнительное:

  • Каминская Е.А. Текстильные мишки с выкройками и шаблонами/ Е. Каминская.-М.:Эксмо, 2014.-64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  • Комплект журналов: Елена рукоделие. Спец.выпуск, №5/2015 (29) ЗАО «Эдипресс- конлига», 2015

Интернет-ресурсы:

http://www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/elementary/labour/

Для ученика:

Обязательное:

  • серия журналов «Формула рукоделия»
  • серия журналов «Все о рукоделии»
  • Журнал «Лукошко идей» (издание для рукоделия) №12(28) сентябрь 2014

Дополнительное:

  • Авторская текстильная кукла: мастер-классы и выкройки от NKLE.-СПб.: Питер,  2013.-128с.: ил.-(Серия «Своими руками»). Е. Войнатовская. Издательство Питер

Интернет-ресурсы:

http://www.rukodelie.by/18/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Канцелярия:

-Ножницы

-Линейка. Её могут заменить трафареты (углов, окружностей, фигурные лекала)

-Скотч узкий

-Цветной картон

-Альбом для рисования

-Циркуль

Предметы для рукоделия:

-Набор иголок

-Цветные  нитки

-Ткань х/б

-Лекало

-Пяльца

-Канва

-Бисер

-Мулине

-Леска

-Шило (короткое) его можно заменить булавкой с шариком на конце

Дополнительные материалы:

-Кусок мягкой резины 1 см толщиной

-Цветовой спектр

-Накладные глаза

Электрическая техника:

-Утюг

-Швейная машинка

-Настольные лампы

ИТС:

-Компьютер

-Принтер

-Проектор

-Сканер

-Доступ в интернет

Печатные издания:

-Журналы

-Рабочие тетради

-Книги

Помещение для работы:

-Парты

-Кондиционеры

-Шкафы для принадлежностей

-Кулер с питьевой водой

-Дневной свет

-Доска

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/02/14/programma-dlya-kruzhka-umelye-ruchki Режим доступа: 30.03.2016
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/11/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti Режим доступа: 02.04.2016
  3. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/12/13/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-vyshivka-krestom Режим доступа: 02.04.2016
  4. http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/12/08/ruchnaya-hudozhestvennaya-vyshivka Режим доступа: 30.04.2016
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/24/obrazovatelnaya-programma-vneurochno  Режим доступа: 08.05.2016
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/12/avtorskaya-programma-po-kruzhku-rukodelie Режим доступа: 09.05.2016
  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/06/26/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-och-umelye-ruchki Режим доступа: 30.04.2016
  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/02/09/tekhnologii-otsenivaniya-obrazovatelnykh-rezultatov Режим доступа: 24.04.2016
  9. http://doc4web.ru/tehnologiya/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-kruzhok-umelie-ruchki-lepka.html Режим доступа: 30.04.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вариант № 1

Дорогой друг!

Не хотел(а) бы ты рассказать о своих увлечениях, о том, чем тебе нравится заниматься в свободное время? Если да, мы предлагаем тебе ответить на эти вопросы. Надеемся, что твои ответы будут искренними.

1. Сколько тебе лет? __________

2. Сколько лет ты посещаешь кружок?

- 1 год

- 2 года

- 3 года и более

3. Что тебя привлекает на кружке:

(отметь один или несколько вариантов ответов)

- общение с товарищами

- общение с педагогом

- интересная деятельность

- организация досуга

- участие в конкурсах и мероприятиях

- другое_________________________

_________________________________

4. Ты посещаешь кружок:

(отметь один или несколько вариантов ответов)

- по совету родителей

- по приглашению педагога

- потому что захотел сам

- пригласили друзья

- посоветовали учителя

- другой вариант ______________________

5. Часто ли ты без причины пропускаешь занятия кружка?

а) очень часто

б) скорее часто

в) скорее редко

г) очень редко

6. Как вы считаешь: к педагогу кружка можно обратиться за советом и помощью, поделиться своими секретами ?

- да

- нет

7. Что бы ты хотел пожелать педагогу кружка?

_____________________________________________________

6. Испытываешь ли ты трудности при выполнении заданий преподавателя?

-да

-нет

7. Как ты считаешь, учитываются ли твои интересы при организации работы кружка?

  а) да           б) нет         в) не совсем        г) не все интересы

 

8. Ты хотел бы продолжить занятия в том-же кружке (тех-же кружках) в следующем учебном году?

    а) да        б) в некоторых да     в) хочу попробовать заниматься в других кружках    

    г) не хочу заниматься ни в каких школьных кружках   д) пока не знаю Выбери (отметь знаком «+») ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в кружке (секции)

Благодарим тебя за ответы!

Вариант № 2

  1. Интересуют ли тебя кружки?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Сколько своего времени ты хотел бы уделять на кружок?

а) 1 раз в неделю

б) 2 раза в неделю

в) 1 раз в 2 недели

г) другое _________

  1. Что ты хотел подарить маме на день рождения, сделанное своими руками?___________________________________________________________________________________________________________________
  2. Нравиться ли тебе участвовать в коллективных делах?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Какой вид деятельности нравиться тебе больше всего? (лепка, вышивка, рисование и т.д.)

а) лепка

б) рисование

в) вышивка

г) вязание

д) шитье

е) другое _____________

  1. Какое занятие приносит тебе радость?___________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как ты думаешь на твой взгляд, имеешь ли ты смекалку, фантазию?

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. С каким настроением ты посещаешь уроки ИЗО и технологии?

а) с приподнятым

б) с обычным

в) с плохим

  1. Хотел ли бы ты создать выставку своих работ?

а) да

б) нет

в) не знаю

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ (М.ШНАЙДЕР)

Назначение теста

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н)применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Тестовый материал
  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Ключ к тесту

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы.

Подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация результатов теста
  • 0-3 балла – низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
  • 4-6 баллов – средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
  • 7-10 баллов – высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.



Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Д.В. Кузнецова, руководитель С.З. Боева

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

«В техногенной цивилизации, - считает А.В. Толстых, - главным условием расширенного воспроизводства… было проникновение в тайны объективного существования сил неживой - и в меньшей мере живой природы… При переходе к антропогенной цивилизации условием ее объективного обоснования становится проникновение в тайны объективного существования творческих способностей человека, независимо от социальной функции, профессиональной специализации» [2, 2].

 Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Она должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям. Необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнения, умение его отстаивать и аргументировать дает кейс-технология [2].

Активизация мыслительной деятельности младших школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Многочисленные исследования показали, что мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Чтобы ребёнок хорошо учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов, прежде всего в развитии мышления. Мыслительные способности учащихся младших классов можно развивать, работая над умением думать, рассматривать ситуацию в разных направлениях, находить необычные решения возникающей проблемы, что является основными действиями при работе с кейс-технологией. Актуальность кейс-метода заключается в том, что данная технология предполагает ориентацию образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению. Уроки в начальной школе позволяют создать оптимальные условия для этого.

Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в 2001 году американские исследователи Эткинсона Дж., Уилсона Й. ввели впервые понятие – "ситуационные задачи". [4]

 «Сase-study – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей навыки групповой работы».[4,1]

Гарвардская юридическая школа считается основоположником метода ситуаций, а Христофор Колумб Лэнгделл – пионером case-study. С 1870 г. Лэнгделл активно занимался развитием метода кейсов. В нашей стране метод case-study (или, как писали «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин еще в 20-е годы прошлого столетия. Развиваться он стал только в 80-х годах.

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу [3].

Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Разбор кейсов может быть, как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить в письменной, устной или мультимедийной форме. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

Основная функция case-study – учить решать сложные неструктурированные проблемы. Кейс активизирует учеников, развивает аналитические и коммуникативные способности [1].

Сегодня метод case-study активно используется как в высших учебных заведениях, так и в средней и начальной школе. Использование кейс-технологии в средней школе уже прошло апробацию. Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. В условиях школьного обучения возможно использование case-study при организации открытой дискуссии по материалу кейса, в ходе группового опроса, при проверке результатов обучения. [6]

Обучение с использованием кейс-технологии целесообразно применять:

  • когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости,
  • когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений,
  • когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени. [5]

Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках по темам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Но как утверждает активный исследователь в области проблемного обучения – И.Я. Лернер, нужно помнить, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».

Изучение рекомендаций европейских специалистов, позволяет сформулировать ряд «заповедей» для создателей хороших кейсов:

1.        Важен показ ситуации во всем многообразии связей, в противоречивых аспектах, побуждающий к ответу на вопрос: «А как бы Вы среагировали?».

2.        Кейс содержит проблему, опыт разрешения которой является важным в мыслительной деятельности, ценен для учащихся в личностном плане.

3.        Кейс обеспечивает вариативность в поиске путей решения проблемы, спорность оценок и возможность альтернативных решений.

4. Кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает особенности обучающихся.

5. Кейс четко структурирован, легко и понятно изложен, вызывает заинтересованность. [2]

При разработке кейса учителю начальной школы необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также его особенности. Например, кейс должен соответствовать изучаемой теме, дидактическим целям и уровню знаний учащихся младших классов в этой области.

При разборе кейса выделяют следующие этапы: введение в проблему, сбор информации, рассмотрение альтернатив, принятие решения, презентация решения, сравнительный анализ. В зависимости от темы, типа урока последовательность работы с кейсом может изменяться. Например, при проверке усвоенных знаний по теме этапы презентации решения или сравнительного анализа могут опускаться.

Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. Создание кейсов – процесс очень трудоемкий и требует немало времени. Но, будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Кейсы способствуют активизации мыслительной деятельности младших школьников, т.к. в процессе работы учащиеся применяют уже имеющиеся знания, самостоятельно добывают новые, учатся высказывать собственное мнение. Метод кейсов предоставляет возможность для раскрытия творческих способностей как педагога при подборе или составлении ситуационных задач, так и для учеников при работе с задачами.

Список использованной литературы

  1. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г. Н. Прозументовой. - Томск, 2003.
  2. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 2000.- № 10-11.- С. 177-189.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. – 512с.
  4. http://www.evolkov.net/case/case.study.html Режим доступа: 18.03.2015
  5. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov Режим доступа: 11.04.2015