ПК 4.4.Педагогические разработки
методическая разработка по теме

Сметанина Альбина Леонидовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования г.Челябинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №95 г.Челябинска»

Согласовано:                                                                Утверждено:

зам. директора по ВР                                                         Директором

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования «Страна радужного солнышка»

Направление: духовно-нравственное

Возрастные  границы:        7-10 лет

Срок  реализации: 4 года        

                                                        

                                                                                        

Челябинск, 2016

Пояснительная записка

        Программа внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов.
Направление программы - духовно-нравственное.
Программа рассчитана на 4 года обучения. 
Общее количество часов: 270  из расчёта 2 часа в неделю.
      Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
    Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.

Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учитель — ученик — родитель), с другой — как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.

Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.

Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата — необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития, личные интересы, способности, потребности учащихся, возможности и творческий потенциал.

Программа «Страна радужного солнышка» духовно-нравственного направления развития личности. Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе (1-4 классы). Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.

Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.

Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:

способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру; поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;

пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность
возможностей.

Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.

Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, В.А.Караковского и др.

В. А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. По мнению В. А. Сухомлинского, «воспитание — это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Противоречие необходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания, позволяющей сохранять в своих границах вариативность индивидуального развития.

В программе отражены также идеи В. А. Караковского о приоритетных фундаментальных ценностях, а именно:

человек - абсолютная ценность;

мир человека - это взаимодействие людей;

семья - структурная начальная единица общества;

труд - основа человеческого бытия;

знания - результат творческого труда;

культура - богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей личности;

отечество - единственно уникальная для каждого Родина;

Земля - общий дом человечества;

мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами и    главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

Выбор названия программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» не случаен. Солнце — источник света и жизни на нашей планете, силы и роста всего живого на ней, и потому испокон веков оно является для людей символом света и добра. Выдающийся педагог современности Ш. А. Амонашвили пишет: «Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло»

Солнце дает жизнь всему живому, зажигая огнем, согревая своим теплом весь мир. Только в таком солнечном жизненном пространстве и может раскрыться личность ребенка.

Принципы   и   подходы программы:

  • деятельностный подход;
  • сотрудничество участников образовательного процесса. Ученик - учитель — родители;
  • единство требований семьи и школы;
  • гуманизация;
  • демократизация;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.

Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные творческие направления работы по программе: красный — «Отечество»; оранжевый — «Человек»; желтый — «Мир человека»; зеленый — «Труд»; голубой — «Земля и мир»;  синий — «Культура»; фиолетовый — «Знания».

Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны: жизнь маленькой страны Радужного солнышка отражает жизнь нашей любимой России.

Обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников: психологические классные часы «Кто Я, какой Я?»,

Мое воображение»,психологические игры «Цвета эмоций», «Комплименты», «Сравнения», «Волшебный цветок» и т. д. Занятия со специалистами: психологом, социальным педагогом по индивидуальным планам. Создание в классе «зон интересных увлечений», где дети могут найти себе занятие по душе.

Поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки. Оказание помощи детям с проблемами в обучении, гиперактивным детям и детям с неустойчивым вниманием, детям с личностными проблемами, детям с проблемами в семье (социальный аспект), детям в кризисной ситуации.

Основные методы и формы работы: проведение анкетирования учащихся, консультации для родителей, диагностика родительского отношения, беседы, семинары, тренинги, вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов, коррекция тревожности, формирование социального доверия, коррекционные занятия для проблемных семей, коррекционная работа с детьми «группы риска» в период каникул, конкурсы рисунков, игры на свежем воздухе «Снежные забавы», походы по родному краю, экскурсии в музеи.

Актуализация содержания деятельности с учетом интересов обучающихся: каждое мероприятие проводится при активном участии детей: «Сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем!».

Профилактика асоциального поведения. Для предупреждения правонарушений
и коррекции отклонений поведения необходимо изучать индивидуальные особенности и субъектный опыт каждого ребенка. Этот подход основан на осознании учащимся доверия и заботы взрослых в сочетании с требовательностью.
Воспитательная работа с такими учащимися строится на основе нравственного
идеала,        анализа        положительных        и отрицательных
поступков в их поведении и его последствий. Организация взаимопомощи в
коллективной деятельности (при необходимости, по договоренности с учителями-
предметниками, с хорошо успевающими учащимися организуются специальные занятия во внеучебное время).

Использование различных методик контроля, диагностики, анализа результатов деятельности. Подбор критериев и показателей для контроля, диагностики, анализа результатов деятельности обусловлен комплексом поставленных целей и задач.

Большое внимание уделяется целенаправленному развитию личности младшего школьника, приобретению им опыта ценностных ориентации.

Ценностные установки реализации программы:

  • воспитание доверием, заботой и уважением;
  • воспитание ответственностью;
  • воспитание творчеством;
  • воспитание через здравомыслие;
  • воспитание готовности к принятию нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тема урока

всего

практика

теория

урока

урока

Тема раздела

по порядку

по теме

Тема 1: Отечество. «Моя Родина — Россия!» 4 часа

1.

1.

Моя Родина - Россия.

1

1

Моя малая Родина - Земля

1

1

2.

2.

Нижегородская. Экскурсия в краеведческий музей.

3.

3.

Фольклорные театральные посиделки «Растяпинские сказки».

1

1

4.

4.

Традиции и праздники. Всей семьёй на Масленицу.

1

1

Тема 2: Человек. «Я — личность»5 часов

5.

1.

«Я - личность».

1

6.

2.

«Азбука нравственности».

1

7.

3.

«Дружба крепкая...».

1

8.

4.

«Уроки духовной жизни».

1

9.

5.

«Помним твой подвиг, Солдат!».

1

Тема 3: Культура. «Всё сумею, всё смогу» 4 часа

10.

1.

Посещение кукольного театра. Спектакль «Лесная автобыль».

1

1

11.

2.

Организация фотовыставки «Зимняя сказка».

1

1

12.

3.

Посещение выставки картин Дзержинских художников в ТИП «Весенние зарисовки».

1

1

13.

4.

Конкурс чтецов «Мои любимые стихи».

1

1

Тема 3: Мир знаний. «В мире мудрости и ума» 4 часа

14.

1.

Рейд «Соберу я свой портфель».

1

1

15.

2.

Презентация «Моя любимая книжка».

1

1

16.

3.

Интеллектуальный бой «Занимательные головоломки».

1

1

17.

4.

Конкурс на составление лучшего кроссворда на тему «Птицы - наши друзья».

1

1

Тема 4: Труд. «Путь к профессии». Мир человека. «В мире людей» 7 часов

18.

1.

Организация выставки рисунков на тему «В мире профессий».

19.

2.

Организация фотовыставки «Профессии наших родителей».

20.

3.

Экскурсия в Центр Художественных Ремёсел.

21.

4.

«Азбука общения».

1

22.

5.

Презентация своей семьи «Моя дружная семья».

23.

6.

Коллективное творческое дело

24.

7.

Ролевая игра-«Мир профессии»

Тема 5: Земля и мир. «Мир в нас — мир вокруг нас». 5 часов

25.

1.

Исследовательская экспедиция «Самовар».

1

1

26.

2.

Акция «Сделаем мир прекраснее».

1

1

27.

3.

Организация фотовыставки «По страницам семейного альбома».

1

1

28.

4.

Посещение выставки экзотических животных.

1

1

29.

5.

Экскурсия в природу «Удивительное рядом».

1

1

Тема 6: Здоровье. «Мир спорта и здоровья». 4 часа

30.

1.

Конкурс-смотр «Культура внешнего вида».

1

1

31.

2.

Спортивное соревнование «Румяная лыжня».

1

1

32.

3.

«Если хочешь быть здоров...».

1

1

33.

4.

Прогулка с фотоаппаратом «Удивительное рядом».

1

1

итого

33

27

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...