Преемственность основных направлений начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
материал на тему

Доклад-сообщение о работе учителя в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prioritetnaya_tsel_shkolnogo_obrazovaniya_-_moy_doklad.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение _____

Преемственность основных направлений начального и основного общего образования

в условиях реализации ФГОС

Докладчик Фолимонова Л.В.,

учитель начальных классов

МБОУ Мешковской СОШ

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться

Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). То есть,  универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

  • Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

  • Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации;

-пользоваться разными видами чтения;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

 – осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

  • Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

В наиболее активной форме  развитие метапредметных умений у моих учеников происходит посредством применения метода проектов. 

 Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса. В структуре метода проектов обычно выделяют пять этапов. Всего это пять шагов. Шаги – это этапы работы над проектом.

1.     Выбор темы.

2.     Планирование деятельности

3.     Осуществление деятельности по решению проблемы

4.     Оформление результатов

5.     Презентация результатов.

«Успешные» технологии

Проблемный диалог - вместо объяснения темы …

– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками

Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…

- вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста

Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…

- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Можно так же отметить общие направления в преемственности обучения для всех учителей предметников:

1. Согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника: - готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.

8.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

9.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Приложение 1. 

Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень 

Уфимцевой Л.П., доктора психологических наук г. Красноярска.

Этот комплекс отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения:

- произвольности;

- само регуляции;

- теоретического (понятийного) мышления;

- учебно-познавательной мотивации.

Диагностика сформированности саморегуляции.

Фронтально для всего класса на 10 минут даётся задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1- и т.д.), делать в каждой строке перенос, не «заезжать» на поля, писать не на каждой строчке, а через одну.

Оценка результатов: высокий уровень - ученик принимает все правила и удерживает их в полном объёме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное; средний уровень -ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает делать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ на предложение проверить ограничивается беглым просмотром; низкий уровень -ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается.

Диагностика сформированности произвольного внимания.

Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определённое время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить).

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над нами расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним.

Сорняки шыпучи и плодовиты.

На стоу лежала карта нашего города.

Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

В лесной чаще было тихо и прохладно.

Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок:

 высокий - не заметили 1-2 ошибки; средний - не заметили 3-4 ошибки; низкий - не заметили 5 и более ошибок.

Диагностика речевого развития.

Цель методики: выявить особенности речевого развития детей.

 Задачи: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнем речевого развития.

 Материал: короткие рассказы.

Ход работы. Учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать.

Анализ результатов. Обратить внимание на следующее.

Особенности восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребёнок при чтении текста; степень его заинтересованности, вовлечённости в работу, просит ли он повторить текст).

Особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после прочтения, после повторного прочтения, сколько раз пришлось повторить текст); пересказывает самостоятельно или пришлось оказывать помощь; задаёт ли ребёнок уточняющие вопросы; с чего начинает пересказ, насколько он подробен, имеются ли отклонения от темы, наличие комментариев. Нужно отметить скорость речевого высказывания, построение предложений (насколько они просты или сложны, какие наиболее часто встречаются), многословен пересказ или нет; имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексики следует отметить, осуществляется ли пересказ «своими словами», насколько богат словарный запас ребёнка или же пересказ ведётся близко к тексту, по линии его упрощения. Требуется выявить, воспринимает ли он метафору, как он её понимает, владеет ли ею сам.

Особенности отношения к смысловому содержанию текста, степень адекватности понимания смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нём.

Если испытуемый затрудняется выполнить пересказ, то задаются дополнительные вопросы, например: «О чём этот рассказ?», «О ком говорится в нём?», «Что удалось запомнить из данного рассказа?» После называния основного персонажа рассказа можно спросить, что и как персонаж сделал, что у него из этого получилось.

Если ученику удалось без подсказок быстро пересказать текст, желательно спросить его о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.

К высокому уровню необходимо отнести детей, успешно справившимися с пересказом текста, пересказ осуществляется без повторного прочтения; обошёлся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчётливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.

К среднему уровню можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и с помощью взрослого. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз.

К низкому уровню относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью. Можно наблюдать невнятное бормотание, отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получится»).

Диагностика сформированности понятийного мышления.

Определение существенных признаков понятий.

 Найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Подчеркни эти слова.

Чтение (слово, глаза, книга, печать, очки)

Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)

Сравнение понятий.

Определить, что между словами общего (очень коротко, из 3-4 слов).

Дождь-град, нос-глаза, сумма-произведение, водохранилище-канал, предательство-трусость.

Исключение понятий.

Какое лишнее? Подчеркни его.

Дуб, дерево, ольха, ясень.

Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Смысловое соотнесение понятий.

 Два первых слова находятся в определённой связи. Третье и одно из пяти слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найди и запиши это 4 слово.

Волк: пасть = птица: ? (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)

Птица: гнездо = человек: ? (люди, рабочий, птенец, дом, разумный)

Холодно: горячо = движение: ? (взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти)

Война: смерть = тепло: ? (дыхание, жизнедеятельность, вещество, температура, гибель)

Роза: цветок = газ: ? (кислород, дыхание, горение, состояние вещества, прозрачный)

Оценка результатов. За каждый правильный ответ -1балл.

Высокий - 20 - 16 баллов, средний - 15 - 11, низкий - меньше 10 баллов.

Диагностика мотивационной сферы.

Отношение к учению.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос».

Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

Какой день недели ты больше всего любишь? Почему?

Что в школе для тебя самое интересное?

Чем бы ты хотел заниматься, придя из школы?

Что в школе для тебя самое неинтересное?

А что самое неприятное? Почему?

Высокий - общее положительное отношение к школе, доминирование познавательных интересов, отсутствие отрицательных переживаний; средний - при общем положительном отношении к школе, доминировании познавательных интересов всё же выявлены области отрицательных переживаний; низкий - общее отрицательное отношение к школе, доминирование внеучебных интересов, отрицательные переживания.

Мотивы учебной деятельности.

Инструкция: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни только те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям. Помни, что можешь подчеркнуть не более 3 пунктов».

1. Учусь потому, что на уроках интересно.

2. Учусь потому, что ругают за плохие отметки.

3. Учусь потому, что хочу больше знать.

4. Учусь потому, чтобы потом было легко работать.

5. Учусь потому, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь потому, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь потому, что нравится учиться.

8. Учусь потому, что хвалит учительница за хорошие успехи.

9. Учусь потому, что родители наказывают за двойки.

10. Учусь потому, что за хорошую учёбу ставят в пример другим.

11. Учусь потому, что узнаю много нового.

Вопросы анкеты выявляют следующие мотивы:

Познавательные (1, 7, 11 вопросы).

Социальные:

- широкие социальные (3, 4)

- узкие социальные (6, 10)

- избегание неприятностей (2, 9)

- ориентация на одобрение (5, 8)

Анализируется доминирование познавательных или социальных мотивов.

Общий вывод о сформированности учебной мотивации делается на основе анализа взаимосвязи общего отношения к школе и сформированности учебных мотивов.

Высокому уровню соответствует высокий уровень общего отношения к школе и преобладание познавательных мотивов учения.

Среднему уровню - средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения.

Низкому уровню - низкий уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения ( в основном преобладает мотив «избегание неприятностей».

Общий вывод по результатам диагностики.

На основании анализа сформированности всех психологических новообразований сделано общее заключение о готовности обучающихся 4 класса перехода на II ступень школьного обучения.

Высокая готовность - ученик выполнил все предложенные задания на высоком уровне - 3

Средняя - ученик выявил либо средний уровень сформированности всех новообразований возраста; либо низкий уровень сформированности одного-двух новообразований при высокой сформированности остальных - 5;

Низкая - ученик выявил низкий уровень сформированности всех новообразований возраста - 2.

Выявление уровня сформированности психологических новообразований у младшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения в средней школе и оказать учащемуся необходимую психолого-педагогическую поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон»   Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...