Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС (Из опыта работы) Учитель начальных классов Гаврик Н.А.

Слайд 2

Вот так всё начинается…

Слайд 4

Практическая работа.



Предварительный просмотр:

К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее.

(Из опыта работы)

Уважаемые коллеги! Сегодня мы  говорим с вами о проблеме преемственности, о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной школы в старшую, и как их к этому подготовить.

        Мы уже разобрались: что такое преемственность?

        Преемственность трактуют по-разному, понимая ее как

  • внутреннюю связь между отдельными частями единого курса,
  • либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета,
  • либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к учащимся.

        Рассматривая преемственность на “практическом” уровне, хочу обратить ваше внимание на три аспекта:

  • преемственность в содержании курса;
  • преемственность в формах и методах работы;
  • преемственность в требованиях к учащимся.

        Преемственность в содержании курса. Работая по УМК «Начальная школа 21 века» и изучая программу старших классов «Алгоритм успеха» (Математика – А.Г. Мерзляк и т.д., Русский язык –     А.Д. Шмелёва и тд.) стараюсь сохранить преемственность в содержании курса.

        Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы  становится  ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

Какими же формами и методами обучения можно этого добиться.

        В современной дидактике  существуют организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные («Звуковичок», «Эрудит»), классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

          При фронтальном обучении управляю учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

На уроке и внеклассной деятельности организую сотрудничество учащихся и определяю единый для всех темп работы. Для педагогической эффективности фронтальной работы необходимо держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если мне удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников (происходит это в том случае, если  заинтересовать учащихся). Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

  При групповых формах обучения управляю учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся («Информатика»,  «Окружающем мир»). Преимущество постоянных групп – экономия времени. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания ( «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Информатика»). Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся (такая форма работы предусмотрена практически на каждом уроке, даёт возможность дополнительно контролировать весь класс, более сильным учащимся помочь менее успешным). Деятельностью учебных групп руковожу как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых  назначила с учетом мнения учащихся.

  Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание,  данное  с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной (всем известные карточки, перфокарты, задания из учебников из раздела «Для дополнительной работы», рабочие тетради на печатной основе и т.д.). В том случае, если уделяется внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализировано - групповой.

Методы обучения и их классификация

        Под методом подразумевается набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Метод обучения, за огромное время своего существования, приобрел самое разное толкование ведущими учеными в области педагогики, но исходя из толкования самого метода, можно метод обучения охарактеризовать, как набор практических и теоретических сведений, необходимых для обучения учащегося какому-либо учебному предмету.

         Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам:

1)По источникам и типу подачи информации:
- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;
- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;
- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.
2
) По взаимодействию учителя и обучаемого:
- метод совместного поиска истины;
- метод исследования и познания.
3)
По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:
- организационные методы;
- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;
- контролирующие методы.

Преемственность в требованиях к учащимся.

        В концепции УМК «Алгоритм успеха» ценностные ориентиры определяются также и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

     Это человек:

  • любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  • умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

        В основной школе учащиеся больше работают самостоятельно. Поэтому в 4 классе все больше времени уделяется самостоятельной работе.

        Для проверки уровня знаний учащихся  использую типовые тестовые задания для второго, третьего и четвертого классов. Тесты подобраны таким образом, что помогают выяснить насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность, что очень важно в начальных классах. Учащиеся учатся работать самостоятельно.  

В основной школе большое внимание уделяется проектной деятельности (из последних: «Окружающий мир» темы «Почва» и «Соседи России» мини-проект в котором дети искали «Общее между Россией и Японией», а  «Технология» по теме

 «Дом и семья» проект «Дизайн интерьера», «Дизайн техники» - проект «Конструкторское бюро»).

 Поэтому стараюсь заинтересовать учащихся проектной и исследовательской работой на самой ранней ступени обучения.  Мои ученики  принимают активное участие в коллективных проектных и исследовательских работах, проводят индивидуальные исследования. Учащиеся проводили исследования, делали обобщения, выводы, создавали математические модели реальных ситуаций.

Так же большое внимание уделяю групповой работе, работе в парах.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

  • Преемственность в содержании курса – взаимосвязь программы в начальной и основной  школе.
  • Преемственность в формах и методах работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе.
  • Преемственность в требованиях к учащимся – основное требование это - умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...

«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...