Обмен опытом. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе воспитательной работы класса
опыты и эксперименты на тему

Кузнецова Татьяна Геннадьевна

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo_uchiteley_nachalnyh_klassov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

г. Балаково Саратовской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Обмен опытом. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе воспитательной работы класса


                                               Подготовила

                                                                       учитель начальных классов

                                                                              Кузнецова Татьяна Геннадьевна

2017 г.

Обмен опытом. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе воспитательной работы класса

                                                           Творчество обязательно должно являться                            

                                                            нормальным и постоянным спутником    

                                                            детского развития.

                                                                                                Б. В. Давыдов

      Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого.                                                        

       В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом – «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен.

      Я считаю, младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве - они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют; проявляя при этом огромную фантазию и выдумку. Творчество проявляется во всех сферах их деятельности. Оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности.

       В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас - учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество - норма детского развития».

      Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый  ребёнок может подняться на самые большие высоты

творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

Второе -  раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье - упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.        «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».

Четвертое - это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

Пятое - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

      В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

      Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

      Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собст-венным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный,  деятельный  характер,  обеспечивая  субъективную    позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические  умения,  а  также формируют у  детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

      Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся к выступлениям. За прошлый учебный год ребята нашего класса принимали участие в общешкольных праздниках: «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Новогодний утренник», мероприятиях «Весёлые старты», «День здоровья». Посредством активного привлечения к концертному исполнительству у ребят сформировался тем самым заметный сценический опыт. Так, в рамках предметной недели проходил литературный ринг «Сказочный денек», в завершении которого учащиеся нашего класса показали спектакль по сказке В.Сутеева «Под грибом». В подготовке к внеклассному мероприятию «Мама, мамочка, мамуля» были задействованы все без исключения ребята класса. Вознаграждение за труд - отзыв в газете. «Экомода» научила девочек выходить на подиум.

      Наши ребята всегда принимают участие в общешкольных конкурсах рисунков («День народного единства», «Моя мама лучшая на свете», «Космос глазами детей» и т.д.), городских конкурсах рисунков и поделок («Веселая зебра», «Православная книга: книга, которая меняет жизнь» и т.д.), в фото-конкурсах («Улыбнись, я снимаю», «И всё это – мой край родной!»), региональных конкурах (экофестиваль «GreenWay» в номинации экодекор «Хвала рукам, что пахнут хлебом»). Ребята довольно часто занимают призовые места. 

      Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

     Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче». Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» – для меня эта истина является и девизом, и руководством к действию.

     Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива.

     В заключение хочу сказать, что девиз нашего класса: «Радуга! Раскрасим жизнь яркими красками!» Надеюсь, что мои цветики – семицветики впитают в себя то добро, которое несет им окружающий мир, состоящий из любящих, неравнодушных и творческих людей!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку

Развитие творческих возможностей уч-ся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрас...

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»

Работа представлена для обмена опытом работы учителей-занковцев...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»

quot;Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения". В работе рассказывается о развитии творческих способностей младших школ...