Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.
статья на тему

Яруллина Ольга Николаевна

С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.

Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе.

Значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках проектной деятельности, будет способствовать значительному повышению экологической культуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarullina_o.n._vystuplenie_19.10.2017.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.

Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе.

Значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках проектной деятельности, будет способствовать значительному повышению экологической культуры школьников.

У нас в лицее такая работа проводится уже очень давно, а проводить исследования, обучающиеся начинают уже с первого класса.

Первый опыт исследователя ребята получают, участвуя в проекте «Семена Дружбы».  Цель этого проекта — дать возможность детям получить первые навыки практической и исследовательской деятельности, почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей на земле, развивать творческие способности учащихся.

Весной дети получают пакетики с семенами растений. Это могут быть и цветы, и овощи.  Выращивают растения они на своих садовых и огородных участках. А если нет ни того, ни другого, но очень хочется участвовать в проекте – подойдет и балкон. Но задача ребят -  не только получить урожай, но и провести наблюдения за растениями, и оформить результаты своих наблюдений.  

Организаторами проекта был разработан специальный «Огородный дневник», который дети заполняют в процессе выращивания садовых и огородных культур. Дневник включает в себя несколько разделов:

  • Заметки по собственному экологически чистому огороду (пришкольному участку): где расположен участок, характер местности, тип почвы.
  • Экологическая характеристика района, где находится участок: описание местности, состояния водоема, леса, соседство промышленных объектов.
  • Внесение удобрений: каких, сколько, когда и как.
  • Полив: как часто, какой водой.
  • Уход за грядками: прополка, прореживание, рыхление и т.д.
  • Наблюдения за погодой
  • История урожая: когда появились первые всходы, цветы, плоды.
  • Таблица урожая
  • Отзыв о проделанной работе (заполняется родителями или педагогом).
  • Оценка хозяйства.
  • Впечатления от выращивания растений.

Заполняя дневник, дети учатся быть наблюдательными, планировать и фиксировать свои действия, анализировать успехи и неудачи. Календарь работы способствует развитию у ребят умения вести дневник наблюдений с помощью условных знаков, обозначающих вид деятельности или погодные явления. Знаки дети придумывают самим.  

В «истории урожая» можно отразить свои наблюдения, поделиться впечатлениями: кто самый – самый, какие растения «принесли радость», «удивили», «огорчили».

Необычным для традиционных дневников наблюдения является раздел «Таблица урожая», в котором ребятам предлагается оценить результаты своего труда: рассчитать площадь посева, валовый сбор (в килограммах, штуках, объеме), урожайность. А подсчитав затраты на удобрения, семена, аренду земли и сравнив их со стоимостью полученного урожая, можно оценить собственную прибыль от проделанной работы. Такая оценка развивает у ребенка уважение к труду людей на земле, чувство собственной значимости, помогает детям адаптироваться в непростых «рыночных» отношениях.

Но предлагаемая форма огородного дневника не является строго обязательной. В него можно вносить свои изменения и дополнения в зависимости от интересов и возраста ребенка. И если в первом классе обучающиеся просто проводят наблюдения за ростом растений, то более старшие дети проводят настоящие исследования: влияние на рост растений сроков посадки, режима полива, вида удобрений, фаз луны – вот далеко не весь перечень направлений исследований участников проекта. Очень интересной и необычной оказалась работа моей ученицы Дубины Алисы, которую она выполнила в 4 классе. Алиса вырастила огурец и тыкву в бутылке.

Особую активность и личную заинтересованность в проведении и получении результатов исследования дети проявляют, если исследование проводится по проблемам, волнующим школьников, если проблемы выдвигали они сами. В качестве примера хочу привести исследование, которое проводили ученики 1 класса Гуков Фёдор и Королёв Антон “Снег, как источник воды”. В пластиковые стаканчики ребята собирали снег в течение двух недель и оставляли их в классе на подоконнике, чтоб снег растаял. Снег, превратившийся в воду ребята выливали на белую тарелку и внимательно рассматривали, отмечая количество загрязнителей (пылинки, песок, фрагменты растений). Ребята придумали свою шкалу (слабое загрязнение, среднее и сильное). Все полученные результаты заносили в таблицу. И конечно же, делали выводы.

           И таких проблем, над которыми задумываются наши дети, очень много. Вот неполный перечень тем исследовательских работ, которые выполнили мои ученики: “Воздух, которым мы дышим”, “Снег, как источник воды”, “Овощи в бутылке”, “Вода из-под крана: стоит ли её пить?”, “Пауки”, “Почему в горах так трудно дышать?”, “Всё о шоколаде”, “Сравнение пшеничного и ржаного хлеба”, “Роль собаки в жизни человека”, “Роль дождевых червей в почвообразовании”.

Особенностью работы над исследовательскими работами в начальной школе является то, что без помощи родителей нам не обойтись. Поэтому в работе над проектами я стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. И такая работа приносит свои результаты. Очень интересное и грамотное исследование провела вместе с мамой моя ученица Яковлева Кристина. Доступными для ее возраста средствами она исследовала водопроводную воду. Таким образом, родители тоже принимают участие в экологическом воспитании детей, а заодно, воспитываются и сами.

При проведении исследования очень важно, чтобы ребенок научился проходить все его этапы: понимал актуальность исследования, его цели, задачи, проблемы, умел выдвигать гипотезы, предполагать результат, научился работать с литературными источниками, делать выводы.

Для того, чтобы выполнить исследование о роли дождевых червей в почвообразовании, ученик 2 класса Гуков Фёдор познакомился с биологией дождевых червей, выяснил, чем они питаются, как перемещаются и выяснил роль дождевых червей в почвообразовании. Все это – тоже часть экологического воспитания. Очень важно, чтобы ребенок осознал, что все на земле взаимосвязано, каждое живое существо очень важно для сохранения жизни на Земле.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Поэтому результаты своих исследований дети обязательно показывают. Защита работ проходит в классе. Представляя результаты исследований, ребята вовлекают в обсуждение поднятых ими экологических проблем своих одноклассников.

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды».

Выполняя исследовательские работы, мои ученики на конкретных примерах убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий. Поэтому учащиеся активно участвуют в природоохранных акциях и проектах таких, как: “Чистый берег”, “Чистый двор”, “День Земли” “Мы за ЗОЖ” “Защитим птиц”, “Яркие крышечки”. Выпускаем стенгазеты «О здоровом образе жизни». Младшие ученики пишут сказки, стихи о природе. Как традиция в зимнее время развешиваются кормушки и подкармливаются зимующие птицы. Объявляется конкурс на лучшие кормушки и скворечники.

У детей развиваются практические умения рационального взаимодействия с окружающей средой.

Таким образом, экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.

В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Выступление на семинаре "Формирование УУД младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"

Данное выступление поможет учителю начальных классов при работе над проектами....

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»

Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....