«Метапредметная образовательная работа выпускников начальной школы»
методическая разработка на тему

Старикова Ирина Анатольевна

Данная работа преследует две цели.

Первая цель: оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы на данном этапе работы образовательной организации.

Вторая цель: познакомить учителей с одним из вариантов проверочных работ по метапредметным образовательным результатам и собрать все содержательные  замечания и оценочные суждения по тексту данной работы.

Метапредметные образовательные  результаты,которые оцениваются с помощью данной работы ,разделены на 3 блока: информационная грамотность,учебная грамотность и коммуникативная грамотность.В работу включены именно те умения ,которые являются для начала обучения в основной школе  базовыми и необходимыми для дальнейшего обучения. Именно эти образовательные результаты должны ,по мнению разработчиков данной работы,обеспечить нормальный (эффективный)стандарт учащихся пятых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

       

Выступление  на тему: «Метапредметная  образовательная работа выпускников начальной школы»

МО учителей нач.классов

Старикова И.А.

Данная работа преследует две цели.

Первая цель: оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы на данном этапе работы образовательной организации.

Вторая цель: познакомить учителей с одним из вариантов проверочных работ по метапредметным образовательным результатам и собрать все содержательные  замечания и оценочные суждения по тексту данной работы.

Метапредметные образовательные  результаты,которые оцениваются с помощью данной работы ,разделены на 3 блока: информационная грамотность,учебная грамотность и коммуникативная грамотность.В работу включены именно те умения ,которые являются для начала обучения в основной школе  базовыми и необходимыми для дальнейшего обучения. Именно эти образовательные результаты должны ,по мнению разработчиков данной работы,обеспечить нормальный (эффективный)стандарт учащихся пятых классов.

Основные умения:

Под каждое умение разработаны (блоки),которые содержат два задания разного уровня.Задание 1-обычного (базового) уровня,которые демонстрируют формальное использование этого умения при решении задач.Например   Построить геометрическую фигуру на основе заданной инструкции.1.Построй прямой угол. 2.На одной стороне  угла отложи отрезок АВ=6 см 3.Построй отрезок ВС,найди его середину и обозначь ее

Задание  2-более сложное (повышенного)уровня,которое демонстрирует более широкие возможности использования предлагаемого умения при решении практических задач.

Например  Преврати текст-описания в текст –инструкцию,и дай ему название. Учащемуся предлагается в каждом блоке задачи выбрать только одно задание на его усмотрение.Всего в работе 20 заданий.Каждому учащемуся необходимо решить только 10 заданий (по одному заданию на выбор из каждой задачи).Учащиеся в каждой задачи выбирают задание только 1 уровня.Возможны и промежуточные  варианты-выбираются задания разного уровня.Такой ход позволит оценить адекватность самооценки учащихся при самостоятельном выборе заданий ,сопоставить их предпочтения с качеством выполнения выбранных заданий.

Итак ,наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в основной школе является:

-работа с инструкциями и по инструкциям

-работа с знаково-симоволическими средствами(моделями)

-работа с таблицами,графами и диаграммами

- все,что связано с эксперементами (выдвижение гипотез и их опытная проверка)

-позиционность(работа с разными точками зрения,их  сопоставление и выдвижение собственных)

-умение учиться:определение границы знания и поиск необходимой информации,

- контрольно-оценочные действия

- сравнение,классификация,анализ и обобщение данных.

Ребята  решали все два варианта задания .52% ребят справились с такими заданиями из 1 блок –Информационная грамотность  (1.Соотнесение текста математической задачи с несколькими чертежами к ней. 2.Выбор чертежа ,соотвествующего текста.3.Видеть,выдвигать гипотезы и находить им доказательства.4.Использование информации,представленной в различных формах(текст,диаграмма и т.д.)для решения поставленных задач,выдвижение гиппотезы(предподложения).5.Работа с описанием эксперемента по тексту и его коррекция. Из 2 блока-Коммуникативная грамотность справились ребята на 48% (1.Работа с точками зрения других учащихся,формулирование своей собственной точки зрения.2.Отношение к разным точкам зрения,выдвижение и обоснование собственной точки зрения .)Из 3 блока-Учебная грамотность ребята справились с заданиями на 58% русский язык (1.Учащийся должен выделить слова ,в которых все звуки находятся в сильной позиции .2.Проверка орфограмм слабых позиций (безударных гласных)в корне слова (изменение слова ,подбор родственных слов).Математика(1.Ученику дается в готовом виде правило .Он должен его применить для решения новой задачи.2.Ученик по заданной графической схеме ,изучив ее устройство ,должен решить новую задачу. 3.Деление геометрических фигур на две группы по определенному основанию ,заданному в рисунке..3.Использование предметных знаний в бытовой ситуации.4.Нахождение нового способа действия .Окружающий мир 36%(1.Сравнение ,классификация объектов по одному или нескольким основаниям,обобщение)

Организаторам всей этой работы было интересно посмотреть ,какие результаты этого плана могут показать учащиеся сейчас,а затем провести подобную работу через  год ,когда из начальной школы будут выходить первые выпускники ,прошедшие программу под ФГОС.В связи с этим по результатам данной работы не должно быть каких- либо «последствий» для детей и педагогов.Необходим  чистый старт ,чтобы понять ,в каком направлении следует строить коррекционную работу.

А коррекционную работу по данным результатам надо вести в следующем направлении.

1.Окружающий мир (1.Перевод текста-описания в текст – инструкцию.2.Работа с информационным текстом :выделение в тексте гипотезы эксперемента и его этапов.3.Чтение столбчатых диаграмм и на основе данных формулировка гипотез(предположений)Использование информации,представленной в различных формах (текст, диаграммы)для решения поставленных задач,выдвижение гипотезы.

2.Русский язык (1.Работа с точками зрения других учащихся ,формирование своей собственной точки зрения.2.Способность определять ,каких именно знаний и умений недостает человеку для действий в новой ситуации.Умение видить границу знаний  незнаний в позиции другого человека.)

3.Математика (1.Учащийся анализирует решение и ответ двух других  учеников ,устанавливает ошибки не только в ответе  ,но и в способе решения задачи.2. Нахождение нового способа действия (дети не владеют сравнением дробей. 3. Графическое моделирование в нестандартной ситуации.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая проверочная работа, направленная на оценку метапредметных образовательных результатов выпускников начальной школы, 4 класс

Стартовая работа метапредметных результатов проводится в выпускном классе начальной школы. в работе представлены задания из разных учебных дисциплин начальной школы. Задания состоят из 10 задач (блоко...

Анализ стартовой проверочной работы выпускников начальной школы

Данная работа преследует две цели: 1) оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы. При анализе работ выявляются умения учащихся а...

Интегрированная контрольная работа для выпускника начальной школы

Контрольно-измерительные материалы на основе единого текста предназначены для выпускников начальных классов....

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы для выпускников начальной школы по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Итоговая работа для учащихся 4 классов проводится в соответствии с Распоряжениями Департамента образования города Москвы от 28 июня2013 г. № 102р и от 28 октября 2013 г. № 220р для общеобразовательных...

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы для выпускников начальной школы по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Итоговая работа для учащихся 4 классов проводится в  соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня2013 г. № 102р для общеобразовательных учреждений, участвующих в...

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы для выпускников начальной школы по МАТЕМАТИКЕ

Итоговая работа для учащихся 4 классов проводится в соответствии с Распоряжениями Департамента образования города Москвы от 28 июня2013 г. № 102р и от 28 октября 2013 г. № 220р для общеобразовательных...

Итоговая работа по русскому языку для выпускников начальной школы ( диктант ), 2014-2015 учебный год.

Текст диктанта позволяет проверить степень сформированности орфографических умений у выпускников начальной школы....