Проект «Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»
проект (2 класс) по теме

«Методические рекомендации по организации  проектной деятельности во 2 а классе  в рамках русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx46.87 КБ
Файл smolina_v.s.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Методические рекомендации по организации

проектной деятельности во 2а классе

в рамках русского языка»

                                                

Смолина Вера Станиславовна,

                                               учитель начальных классов

МАОУ лицея №14

имени Ю. А. Гагарина,

2016г


ПРОЕКТ

«Части речи.  Паспорт имени существительного»

2класс

В РАМКАХ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

Коллективный проект

1.        Руководитель проекта:        Смолина Вера Станиславовна

2.        Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом:  Русский язык

3.        Учебные дисциплины, близкие теме проекта:  литературное чтение, технология, изобразительное искусство

4.        Возраст учащихся, на который рассчитан проект:   7-8 лет

5.        Состав проектной группы:  весь 2 «А» класс

6.        Цель проекта:

формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию проекта «Части речи. Паспорт имени существительного».
7.        Задачи проекта:

        -развитие умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения данной задачи с использованием знаний об имени существительном;

        -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

        -развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

        формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

        формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять  тексты в устной и письменной формах;

-уточнить представления учащихся об имени существительном, их классификации и назначении;

формировать умения пользоваться находить полезную информацию в словарях, составлять собственные задания, для выполнения которых потребуются словари;

- работать в команде

8.        Необходимое оборудование: наглядные пособия, «Частотный словарь русского языка», компьютер для поиска информации.

9.         Продукт проекта: создание «паспорта имени существительного»,  презентация по теме, проектные работы в виде «паспортов».



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Действия

Материал

Действия

Материал

1 Подготовительный этап

1) Мотивация

а) выбираю предметную область

Русский язык

б) осознаю проблему

Не умеют распознавать имена существительные

в) формулирую цель

Организуем проектную деятельность с целью освоения детьми признаков имени существительного

г) представляю конечный продукт

Паспорт имени существительного

2) Организация проблемной ситуации

а) формулируем вопросы для беседы

Прочитать текст

Рассыпались слова

Какие  слова «потерялись»?

Что произошло с текстом?

Кто догадался о чем пойдет речь?

Дует сильный ___ . Целый ____ идет частый ___ . Кругом ____ . ___ улетают в теплые ___. ____ скачут около ___ ___. Настала скучная ___ .

Дети самостоятельно делятся на группы

Дети читают текст. Вставляют слова

Зачитывают получившийся текст

Конверты со словами (имена существительные: ветер, день, дождик, лужи, птицы, края, сороки, жилища, людей, пора)

- Сегодня перед нами стоит непростая задача, мы начнем разрабатывать проект о тех самых словах, которые потерялись, а вы нашли.

Как оформим работу?

Подумайте, в какой документ можно внести все данные об имени существительном?

(подвести к понятию паспорт)

- формирование проблемы и из нее целиБудем работать с существительными(все узнаем об имени существительном)

Учащиеся называют различные виды документов

- не знаю имени существительного, как они изменяются, не знаю признаки имен существительных

3) Прогнозирование продукта

Составим паспорт имени существительного.

Что такое паспорт?

«Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно), а тот, кто знает, как можно воспользоваться нужной информацией»

Где встречали слово «паспорт»?

Какая информация содержится в паспорте?

Страница паспорта (может выглядеть как настоящий паспорт-книжка)

Наш библиограф обобщит информацию о паспорте, а мы посмотрим слайд как же выглядит паспорт

- определение продукта: обсуждаем как выглядит продукт, его структура (строение, из чего состоит, как устроен)

- уточнение лексического значения

- дети приводят примеры, где используют паспорт

- в зависимости от вида

По словарю

- рассматриваем образец

Слова библиографа: «Паспорт – официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования. Паспорта бывают у человека, ветеринарные паспорта, паспорта бытовой техники

4) Определение критериев оценки

- существенные признаки (параметры) образца (страницы, обложка, содержание страницы)

Описываем внешний вид, устанавливаем параметры (что это будет? (большое – маленькое))

- перечисляем параметры, которые становятся критерием (получилось – не получилось)

2 Техно-логи-ческий

1) Выбираем материал

В чем актуальность проекта «Паспорт имени существительного»?

Поисково- исследовательский

Высказывают предположения о видах, оформлении проектов, необходимости и целях

Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного

2) Составляем алгоритм организации проектной деятельности детей

Разобьем наши действия по этапам выполнения

- Изготовление «корочки» паспорта, вклеивание листов паспорта и т.п.

- заполнение паспорта информацией (в том числе рисунками: портрет, прописка «город существитеное»

- информацию получим из словарей; заданий, которые будем выполнять; дополнительной литературы

Картон, клей, бумага (белая и цветная), ножницы, ручки, карандаши и т.п.

3) Выбираем средства

Что потребуется для изготовления паспорта?

Откуда будем «черпать» информацию?

Высказывания детей: обсуждение темы, предмета исследования, необходимых средств (в т.ч. словари)

Словари, задания, которые будем выполнять и которые помогут определить признаки, особенности имени существительного

3 Практический

1) Координирование действий

После просмотра слайда с изображением паспорта, показа настоящего паспорта (своего)

1) сделаем основу

Из чего и как?

2) Что надо, что бы внести информацию в наш паспорт?

3) Оформить паспорт

- самостоятельная работа по созданию проекта (паспорт имени существительного)

«Добыть» ее из различных источников, в том числе выполняя упражнения

Картон, бумага, карандаш и т.д. будем сгибать, вклеивать листы, разлинуем и т.д.

4) Стимуляция и организация самостоятельной деятельности учащихся

Приступаем к исследованию

1) Внимание на экран

К какой части речи относятся эти слова?

Почему так называется эта часть речи?

2) Распредели слова по смысловым группам (явления, события, чувства, действия)

3) Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Что?

4) Какие слова отличаются написанием от других? Почему?

5)Наблюдение над изменением существительных по числам.

– вставить данные имена существительные в предложения (слайд)

Сколько предметов обозначают слова в скобках?

Можем ли использовать существительные из скобок без изменений?

Что мы сделаем, чтобы слова подошли по смыслу?

О чем говорит это задание?

- поэтапная реализация проекта

На экране слова: лес, ученик, дом, поезд

Имя существительное

Работают в своих группах

Вносим информацию в паспорт

Дети дают ответы (собственные и нарицательные)

- запись информации в паспорт

Чтение текста и выполнение задания

Один. Единственное число

Нет

Изменим существительные так, чтобы они обозначали много предметов.

Имена существительные изменяются по числам. Бывают единственного числа и множественного

Ответы детей

На второй странице паспорта запишем определение имени существительного

Гром, свист, темнота, праздник, жажда, голод, цветение, скука, желание, грусть, зависть, красота, выступление, вбрасывание, прыжок, концерт, гроза, снегопад.

Кто _________

Что__________

Лисица, соловей, Сергей, Мария, Щелково, карта, мороз, город, деревня, синица, снежинка, олень

Наступила золотая ___. Летят желтые ..с… . Собираются в далекие края ___ . (лист, осень, птица, дерево)

Листья, птицы, деревья и т.д.

Делаем запись в паспорт

5) Рефлексивная остановка

1)Вы уже имеете определенную информацию об имени существительном. Поэтому можете нарисовать его портрет

2) Наблюдение над ролью существительных в предложении

Интеллектуальный тренинг

1) Зачеркните лишнее слово в строке

2) Переставь буквы так, чтобы получились слова. Дай им общее наименование

3) Отгадай загадки и напиши какими именами существительными являются слова-отгадки.

Рефлексия промежуточных ситуаций и способов достижения цели

продолжается работа с текстом, в котором дети изменяли существительные по числам

Выполняют задание

Работают по группам

Учебные предметы

Разгадывание загадок

Одушевленные, неодушевленные

- выполнение портретов – рисунков

Последнее предложение текста. Находят подлежащее. Определяют у него часть речи.

1) А) линейка, ручка, карандаш, резинка

Б) облака, книги, лампы, столик

В) воробей, ручей, ночь, конь

Г) поле, стекло, мороз, утро

2) Уникчеб ____

Традеть _______

Зинрека _______

Каруч ________

Нейлика ______

Фельторп _____

3) В этом домике жильцы –

Все отличные пловцы.

Что за дом у них такой?

До краев налит водой.

На ветке не птичка –

Зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто это?

В руки ты его возьмешь-

И тебе не страшен дождь!

Если ясен горизонт,

Что оставил дома?

Есть ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Кто родился с усами,

Но с закрытыми глазами?

6) Сборка деталей продукта.

1) Все ли данные мы указали, которые есть в паспорте? Как вы думаете, какую дату мы поставим?

2) Вставьте буквы в клеточки, чтобы получились имена существительные (единственного числа)

Нет даты рождения

Заполняют таблицу

Это может быть дата начала изготовления паспорта, либо дата окончания работы, когда паспорт будет готов

с

т

ь

с

т

Ь

с

т

Ь

с

т

Ь

с

т

Ь

с

т

ь

4. Аналитико-корректировочный

1) Проверка на соответствие запланированному результату

Все ли данные указали?

1) Наблюдение над существительными (по родам)

Какой вывод можно сделать об имени существительном?

2) Наблюдение над ролью существительных в предложении

- проверка результата на соответствие цели и начальным представлением

- найти лишнее в каждой строке

Ответы детей

Нет рода

  • Линейка, ручка, карандаш, резинка;
  • Воробей, ручей, ночь, конь;
  • Поле, стекло, мороз, утро

2) корректировка компонентов акта деятельности учащихся

1)Где живет имя существительное? (это может быть «Город Существительного» или «Город частей Речи»)

Анализ компонентов акта деятельности

- рисование «Прописки – регистрации» - город

3)Подведение под критерии

Иллюстрированный материал для показа

5. итоговый

1) помощь в подготовке презентации

Какие возникли затруднения?

Как нужно поступить?

- представление продукта своего проекта

2) помощь при обобщении

- Что надо сделать, чтобы определить какой частью речи являются слова?

- на какие вопросы отвечают имена существительные?

- как называются имена существительные, которые отвечают на вопроскто? Что?

- Какие слова отличаются написанием от других? Почему?

- слова написанные с маленькой буквы как называются?

- наш библиограф дополнит наши знания любопытными фактами

Прочитайте на слайде отрывок стихотворения и скажите о чем же идет речь?

Самооценка проекта и взаимооценка работ участников проекта

Чтение отрывка

Ответы учащихся

По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все, что его окружает. Еще первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям, и эти наименования закрепились в языке. Поэтому имя существительное – важнейшая часть речи. Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов, существительные составляют 4 тысячи.

«Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!»

3) выводы о значении проектной деятельности и способах реализации

Какой проект выполняли?

Что мы изготовили?

В чем для вас состоит ценность данного проекта?

Какие умения и способности вы открыли в себе и в своих товарищах?

Сделайте вывод нашей работы

Проверим, что получилось(просмотр работ (слайд)

ответы

Пособие по русскому языку

- каждое пособие по русскому языку помогает нам узнать что-то новое о нашем языке

Работали командой (группой)

Получили продукт: Составили паспорт имени существительного

Список литературы

  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. «Начальная школа», 2005, №9.
  • Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Авт.сост.: Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность. Методика обучения. М. «Вако», 2013.
  • Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. М. «Вако», 2015
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.,2005.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  • Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • Словари:
  • О.И. Ляшевская, С.А.Шаров Частотный словарь современного русского языка  (на           материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009
  • С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

  • Толковый словарь русского языка для начальной школы. Шведов С.М. 2006 «Современное слово».
  • Школьный орфоэпический словарь русского языка. Введенская Л.А. Изд.центр «МарТ» 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Паспорт «и мя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Автор: Смолина Вера Станиславовна, лицей №14 имени Ю.А. Гагарина Щёлковского муниципального района

Слайд 2

Составить паспорт имени существительного Цель проекта:

Слайд 3

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дует сильный ветер. Целый день идёт частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетают в тёплые края. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

Слайд 4

Паспорт – официальный документ

Слайд 5

Имя существительное

Слайд 6

С раннего детства человек общается, разговаривает, употребляя разные части речи, в том числе и существительные.

Слайд 7

Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи.

Слайд 8

Наступила золотая … . Летят жёлтые … с … . Собираются в далёкие края… Осень, птица, дерево, лист

Слайд 9

Наступила золотая осень . Летят с деревьев жёлтые листья . Собираются в далёкие края птицы

Слайд 10

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Означено словами!

Слайд 11

п рИСТУПАЕМ К РАБОТЕ

Слайд 12

Дружная работа

Слайд 13

Адрес проживания

Слайд 14

Город Существительных. Парк множественного числа .

Слайд 15

Результат работы

Слайд 16

Информационный продукт Паспорт имени существительного Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет, отвечает на вопросы Постоянные признаки Начальная форма Род Число Падеж Склонение Член предложения кто? что? Собственное, нарицательное; одушевленное, неодушевленное Мужской, женский, средний Единственное, множественное Подлежащее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации деятельности учащихся начальных классов в кружке "Геометрия вокруг нас"

Представленные методические рекомендации помогут в организации кружковой работы, направленной на реализацию программы внеурочной  деятельности  младших школьников  по научно-познаватель...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»

Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...

Методические рекомендации и поурочные планы к урокам по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, технологии, окружающему миру для учителя начальных классов. 1-4 классы УМК "Школа России".

Методические  рекомендации  и  поурочные  планы   для учителя начальных  классов по математике, русскому языку,литературному  чтению, музыке,технологии, окружаю...

Методическая разработка к уроку закрепления во втором классе по русскому языку

Методический материал к уроку разработан с использованием памяток к изучению орфограмм по русскому языку . К каждой памятке подобраны упражнения для закрепления....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Тайны русского языка"

Эта программа будет полезна педагогам школ-интернатов, работающих с детьми младших  классов с ОВЗ....