Стратегия пересказа текста
статья (2 класс) на тему

Успенская Мария Александровна

Приемы работы с текстом в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_pereskaza_teksta.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Успенская, учитель начальных классов

МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н. Белкина»

Суздальского района

Стратегия подготовки подробного пересказа текста

Причина того,

что люди так мало запоминают из того,

 что они читают, заключается в том,

 что они слишком мало думают сами.

 Георг Кристоф Лихтенберг.

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.  Большую роль в этом играет работа по развитию устной речи,  обучение  правильному построению предложения и связных высказываний, умению грамотно, последовательно и лаконично отвечать на поставленные вопросы,  давать развернутые ответы.

Одним из приемов развития устной речи является пересказ текста. С одной стороны, пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний. С другой, пересказ – эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления.

Пересказ текста вызывает сложности у обучающихся 2 класса, но так как данный вид работы встречается на протяжении всего периода обучения в школе, то качественное его выполнение является важным и значимым в формировании универсальных учебных действий при работе с информацией.

Целью исследования стало выявление индивидуальных стратегий обучающихся и разработка универсальной стратегии подготовки подробного пересказа.

Для достижения поставленной цели требовалось решить ряд задач:

  1. Разработать анкету  для изучения отношения обучающихся к пересказу.
  2. Провести диагностическое обследование по выявлению индивидуальных особенностей восприятия обучающихся.
  3. Разработать вопросник для выявления стратегии подробного пересказа.
  4. Выявить индивидуальные стратегии пересказа у обучающихся.
  5. Создать универсальную памятку подготовки подробного пересказа.

        Гипотеза исследования состояла в том, что в результате работы по созданию универсальной стратегии улучшится качество подробного пересказа текста у школьников, пересказ будет плавный, уверенный, без слов-«паразитов», повысится мотивация при подготовке пересказа и сократится время на его подготовку дома.

Работа проводилась на базе МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина» среди учеников 2 класса. В исследовании приняли участие 15 школьников в возрасте 8-9 лет.

Исследовательская работа по данной теме состояла из четырёх основных этапов:

1) подготовительный;

2) диагностический;

3) практический;

4) обобщающий.

Подготовительный этап включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по данной теме. Особое внимание было уделено методическим наработкам педагогов в концепции ЦРПС.

Диагностическая работа началась с выявления отношения школьников к пересказу текста. Для этого была составлена небольшая анкета, состоящая из трёх вопросов. Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты выявления отношения

обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»

 к пересказу текста

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

  1. Нравится ли тебе пересказывать текст?

8 ч. – 54%

4 ч. -26%

3 ч. – 20%

  1. Как ты считаешь, у тебя хорошо получается пересказывать текст?

2 ч. – 13%

7 ч. – 47%

6 ч. – 40%

0,5 часа

1 час

много

  1. Сколько времени ты тратишь на подготовку пересказа?

7 ч. -48%

4 ч. – 26%

4 ч. – 26%

Из приведённых в таблице данных видно, что почти половина группы испытуемых на первый вопрос либо затрудняется ответить, либо отвечает негативно. Почти половина испытуемых считает, что у них не получается хорошо пересказывать текст, а 40% школьников вообще затрудняются ответить на этот вопрос,  и только 13% учащихся уверены в своём умении. Результаты ответов на вопрос о количестве времени, которое тратят школьники на подготовку пересказа, говорят о том, что больше половины учащихся тратят на подготовку пересказа от одного часа и более.  

Полученные данные заставили задуматься об уровне школьной мотивации учащихся 2 класса и применить методику Н.Г.Лускановой «Анкета для оценки уровня школьной мотивации».  Результаты использования данной методики представлены в таблице.

Результаты изучения уровня школьной мотивации

 обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»

Уровень

Результат

  1. Высокий уровень

2 ч. – 14%

  1. Хорошая школьная мотивация

6 ч. – 37%

  1. Средний уровень (положительное отношение к школе)

4 ч. – 28%

  1. Низкая школьная мотивация

2 ч. – 14%

  1. Негативное отношение к школе

1 ч. – 7%

Приведённые в таблице данные указывают на то, что у 51% школьников отмечается высокий уровень мотивации, у 28% школьников – положительное отношение к школе, но  21% учащихся  испытывают определённые  мотивационные затруднения.

         В диагностическую работу  было включено изучение  ведущих репрезентативных систем у школьников по методике А.А. Плигина.  Результаты представлены в таблице.

Сводная таблица анализа ведущей репрезентативной системы

  обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»

Система восприятия

В

А

К

ВАК

ВК

Количество учеников (%)

 5 ч. -33%

1 ч. – 7%

7 ч. – 46%

1 ч. – 7%

1 ч. - 7%

Из полученных  данных следует, что  у 46% второклассников преобладает кинестетическая система восприятия (К), у 33% школьников – визуальная (В), у 7% школьников – аудиальная (А), у 7% школьников – присутствуют все три системы (ВАК) и у оставшихся  7% школьников - две системы (ВК).

На этапе практической работы на одном из первых занятий ученики получили задание: подготовить пересказ текста, составить и записать план своих действий.  Приведу примеры выявленных первичных стратегий учащихся.

Первичная стратегия пересказа текста Саши К., ученицы 2 класса

  1. Пришла домой, достала учебник и прочитала два раза. (Действия, связанные с условиями; предметные действия.)
  2. Рассказала своим игрушкам.(Аудиальный канал.)
  3. Потом рассказала ещё раз. (Аудиальный канал.)
  4. С четвёртого раза у меня получилось рассказать весь текст полностью. (Аудиальный канал.)
  5. Когда мама проверила, я закончила пересказ. (Действия, связанные с условиями; предметные действия.)

В данной стратегии отсутствует целеполагание, нет мотивации, отсутствуют критерии достижения цели, мало операций и действий, нет контроля качества и коррекции деятельности, т. е. данная стратегия не соответствует модели Т.О.Т.Е. По сенсорным предпочтениям стратегия аудиальная. Отсутствуют интеллектуальные действия и операции.

Первичная стратегия пересказа текста Даши П., ученицы 2 класса

  1. Мы в школе на уроке читали текст. (Предметные действия.)
  2. Я запомнила его, потому что он был интересный. (Действия, связанные с условиями.)
  3. Я представила этот рассказ в голове как мультик и пересказала текст. (Предметные действия; визуальный канал.)

  В данной стратегии тоже отсутствует целеполагание, нет мотивации, отсутствуют критерии достижения цели, очень мало операций и действий, нет контроля качества и коррекции деятельности. Данная стратегия тоже не соответствует модели Т.О.Т.Е. Из сенсорных предпочтений можно выделить только визуальные. Интеллектуальные действия и операции тоже отсутствуют.

 Для выявления и развития индивидуальных стратегий на основе вопросника из «Учебно-методического комплекса ЦРПС» А.А. Плигина и Е.М. Тишкиной был разработан вопросник с элементами листа анализа, соответствующий модели Т.О.Т.Е.

Вопросник с элементами листа анализа для выявления стратегии подробного пересказа текста в начальной школе.

  1. Зачем ты готовишь пересказ?
  • Хочу, чтобы похвалил учитель.
  •  Хочу, чтобы похвалили родители.
  •  Хочу, чтобы заметили одноклассники.
  •  Хочу получить 5.
  •  Хочу выполнить задание учителя.
  •  Хочу научиться пересказывать.
  •  А что еще?_______________________________________________________
  1.  Что ты почувствовал, представил, услышал,  когда получил задание?
  • Боязнь, что не справлюсь.
  • Боязнь, что не хватит времени.
  • Желание выполнить задание лучше всех.
  • Интерес к заданию.
  • Спокойствие.
  • Уверенность, что справлюсь.
  • А что еще?________________________________________________________
  1. Как ты поймёшь, что готов пересказать этот текст?
  • Я могу пересказать родителям.
  • Могу ответить на вопросы после текста.
  • Быстро подготовил пересказ.
  • Понял смысл текста.
  • Получил похвалу мамы.
  • Рассказал без остановок.
  • Рассказал без повторов и слов-«паразитов».  
  • А что ещё? _______________________________________________________
  1. С какого действия ты начинаешь работу?
  • Готовлю рабочее место, удобно сажусь.
  • Читаю заголовок.
  • Рассматриваю иллюстрации.
  • Читаю текст первый раз.
  • Оцениваю размер текста.
  • Перечитываю непонятные слова, ищу в словаре их обозначение.
  • Делю текст на смысловые части.
  • Читаю 1 часть, потом 2 часть, потом 3 часть и т.д.
  • Пересказываю текст по частям.
  • Пересказываю текст целиком.
  • А что еще?________________________________________________________
  1. Что ты видел, слышал, чувствовал, когда пересказывал текст?
  • Зрительно представил, как я буду рассказывать перед классом.
  • Увидел мультфильм про героев.
  • Играл роль одного из героев.
  • Напевал мелодию.
  • А что еще?________________________________________________________
  1. Что тебе помогло запомнить текст?
  • Составил письменно план.
  • Пересказал по плану,
  • Смотрел на опорные слова.
  • Ответил на вопросы в конце текста.
  • Что ещё?__________________________________________________________


  1.  Как ты понял, что правильно готовишь пересказ?
  • Ответил на вопросы после текста.
  • Пересказал текст, не глядя в учебник.
  • Возвращался к тексту, перечитывал и понимал, что ничего не пропустил.
  • Нравится, как пересказываю.
  • Записал себя на телефон.
  • Рассказал перед зеркалом.
  • рассказал зрителям-игрушкам без запинок.
  • А что ещё?________________________________________________________
  1.  Что ты делал, если не мог пересказать?
  • Читал ещё раз.
  • Перечитывал по частям.
  • Подчеркивал важные предложения в тексте карандашом.
  • Просил помощи у родителей.
  • А что еще?________________________________________________________
  1. Что тебе мешало в работе?
  • Шум.
  • Слабое освещение.
  • Медленно читаю.
  • Плохо себя чувствую.
  • Задание было трудное.
  • Я невнимательный.
  • Прослушал задание.
  • А что еще?________________________________________________________
  1.  Как ты понял, что достиг цели?
  • Смело и уверенно рассказал.
  • Я не боюсь ответить у доски.
  • Я могу ответить на любой вопрос учителя по тексту..
  • Я доволен собой.
  • Устал.
  •  Готов пересказать учителю и классу.
  • А что еще?________________________________________________________
  1.  Какой последний шаг ты сделал?
  • Просмотрел текст ещё раз.
  • Проверил, насколько хорошо знаю план текста.
  • Просмотрел вопросы ещё раз.
  • Пересказал без запинки и слов-«паразитов».
  • А что ещё?_____________________________________________________________

Предложенный вопросник позволил выявить более подробные  индивидуальные стратегии школьников. Приведу примеры  стратегий, полученных  с помощью вопросника.

Стратегия пересказа текста Саши К., ученицы 2 класса

  1. Готовлю пересказ, потому что хочу научиться пересказывать. (Управленческий акт – целеполагание.)
  2. Когда получила задание, почувствовала уверенность, что справлюсь, интерес к заданию. (Операции чувственного познания – восприятие.)
  3. Пойму, что готова пересказать текст, когда пойму смысл текста и расскажу его без остановок. (Предметные действия.)
  4. Читаю текст первый раз. Делю его на смысловые части. Пересказываю по частям. (Предметные действия; аналитико-синтетические действия.)
  5. Когда пересказывала, зрительно представляла, как буду рассказывать перед классом. (Предметные действия.)
  6. Письменно составила план текста. Смотрела на выделенные слова. Ответила на вопросы в конце текста. (Операции логического познания – построение суждения и утверждения; операции чувственного познания – проговаривание.)
  7. Пересказала текст, не глядя в учебник. Рассказала перед зеркалом. Рассказала зрителям-игрушкам без запинок. (Предметные действия.)
  8. Если не могла пересказать, читала текст ещё раз, перечитывала по частям и пересказывала снова. (Управленческий акт – контроль, коррекция.)
  9. Мешал шум и то, что я медленно читаю. (Предметные действия.)
  10. Поняла, что достигла цели, когда смело и уверенно рассказала, не боюсь ответить у доски, готова пересказать перед учителем, довольна собой. (Управленческий акт – фиксация результата; личностная рефлексия.)
  11. Посмотрела на текст ещё раз, пересказала без запинки и слов-«паразитов».  (Управленческий акт – контроль и фиксация результата; предметные действия.)

Данная стратегия соответствует модели Т.О.Т.Е., в ней прописаны цель, мотив, критерии результата, разнообразные действия и операции, есть контроль и коррекция деятельности, есть выход из процесса и фиксация результата. В стратегии задействованы все три сенсорных канала восприятия информации, трудно выделить ведущий канал. В стратегии присутствуют следующие интеллектуальные действия и операции: управленческие акты, аналитико-синтетические действия, операции чувственного познания и операции логического познания.

Стратегия пересказа текста Даши П., ученицы 2 класса

  1. Готовлю пересказ, потому что хочу, чтобы обратили внимание одноклассники, хочу быть примером. (Управленческий акт – целеполагание.)
  2. Когда получила задание, почувствовала желание выполнить задание лучше всех. (Операции чувственного познания – восприятие.)
  3. Пойму, что готова пересказать текст, если похвалит мама. (Предметные действия.)
  4. Читаю заголовок и автора. Читаю текст первый раз. Потом второй раз. Пересказываю весь текст целиком. (Предметные действия; операции чувственного познания – восприятие.)
  5. Когда пересказывала, зрительно представляла, как на меня смотрит весь класс и ждет, когда я всё расскажу. (Операции чувственного познания – представление.)
  6. Запомнить текст мне помогли знания об авторе, я знаю, что он пишет интересные рассказы. (Операции чувственного познания – узнавание.)
  7. Пересказала текст, не глядя в учебник. (Предметные действия.)
  8. Если не могла пересказать, читала текст ещё раз. (Управленческий акт – контроль.)
  9. Мешал шум. (Операции чувственного познания – восприятие.)
  10. Поняла, что достигла цели, когда смогла ответить на все вопросы после текста. (Управленческий акт – контроль; предметные действия.)
  11. Пересказала текст без запинки и слов-«паразитов». (Управленческий акт – фиксация результата; предметные действия.)

Данная стратегия соответствует модели Т.О.Т.Е., в ней есть мотив, критерии, использованы разнообразные действия, есть контроль за результатом, выход из процесса и фиксация результата. В стратегии преобладают визуальные сенсорные предпочтения, меньше аудиальных и совсем мало кинестетических.  Из интеллектуальных действий и операций можно отметить управленческие акты (целеполагание, фиксация результата), операции чувственного познания (восприятие, представление, узнавание).

Сравнивая первоначальные стратегии и стратегии, полученные в результате работы с вопросником, можно сделать вывод о том, что работа по вопроснику дала хорошие результаты по развитию и обогащению индивидуальных стратегий школьников: увеличилось количество действий и операций, появились новые способы действий для подготовки пересказа, добавились сенсорные каналы для восприятия информации.

Анализ стратегий школьников побудил к поиску и активному применению специальных приёмов для развития умения пересказывать текст. Использовались следующие приёмы:

  • Создание мотивации. «Расскажи, как будто ты был очевидцем событий».
  • Предвосхищение событий. «Как вы думаете, почему рассказ  называется именно так?»
  • Работа с незнакомыми словами (поиск в словарях, подбор синонимов, подчёркивание, выписывание и т.д.)
  • Деление текста на части по вопросам.
  • Коллективное составление обычного плана, цитатного плана.
  • Иллюстрирование текста.
  • Пересказ с предварительным нацеливанием. «Перескажи от лица определённого героя».
  • Определи последовательность событий.
  • Подбери пословицу к тексту.
  • Задай вопрос герою.

 Приём выбора наиболее ценных действий при работе со стратегиями позволил составить универсальную стратегию подготовки пересказа, которую можно использовать как памятку.

Универсальная стратегия подготовки пересказа текста.

  1. Готовлю пересказ, чтобы научиться пересказывать, получить «5» и  похвалу учителя. (Управленческий акт – целеполагание).
  2. Получив задание, чувствую уверенность в своих силах, интерес к заданию, желание выполнить задание лучше всех. (Операции чувственного познания – восприятие).
  3. Пойму, что готов пересказать текст, когда пойму смысл текста, смогу уверенно и плавно пересказать без пауз и слов-«паразитов». (Предметные действия).
  4. Готовлю рабочее место, выключаю телевизор, удобно сажусь. Читаю заголовок, затем читаю текст первый раз. (Операции чувственного познания – ощущение; предметные действия).
  5. Представляю, как буду рассказывать в классе, мысленно представляю мультфильм, напеваю мелодию. (Операции чувственного познания – представление).
  6. Чтобы запомнить текст, вспоминаю сведения об авторе, уточняю  смысл непонятных слов, составляю план, представляю последовательность событий, делаю рисунки-наброски. (Операции логического познания – систематизация понятий, построение рассуждения; операции чувственного познания – воспоминание; аналитико-синтетические операции – анализ, синтез, отождествление).
  7. Если смело могу пересказать текст, не глядя в учебник, без запинок и слов-«паразитов», то готовлю пересказ правильно. (Управленческий акт – контроль).
  8. Если не могу пересказать, то читаю текст ещё раз, подчёркиваю важные предложения, делю текст на части и пересказываю по частям. (Управленческий акт – коррекция).
  9. Проверяю, не мешает ли мне что-либо. (Операции чувственного познания – восприятие).
  10. Если смело могу ответить на вопросы после текста, уверенно рассказываю, без пауз и слов-«паразитов», доволен собой, то понимаю, что задание выполнено. (Операции логического познания – построение рассуждения).
  11. Просматриваю текст ещё раз. Хвалю себя за работу. (Управленческий акт – фиксация результата; личностная рефлексия).

Полученная стратегия соответствует модели Т.О.Т.Е. – в ней есть цель, критерии, разнообразные действия и операции, коррекция и контроль действий, выход из процесса и фиксация результата. Действия разнообразны по каналам восприятия. Интеллектуальные действия и операции представлены широко – и операции чувственного познания, и операции логического познания, и аналитико-синтетические действия, и управленческие акты.

На этапе обобщения было выявлено, что работа со стратегиями привела к изменениям в отношении обучающихся к пересказу текста.

Сравнительная таблица результатов выявления отношения

обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»

 к пересказу текста

Вопрос

Да

(начало)

Да

(конец)

Нет

(начало)

Нет

(конец)

Не знаю

(начало)

Не знаю

(конец)

  1. Нравится ли тебе пересказывать текст?

8 ч. – 54%

8 ч. – 54%

4 ч. -26%

4 ч. – 26%

3 ч. – 20%

3 ч. – 20%

  1. Как ты считаешь, у тебя хорошо получается пересказывать текст?

2 ч. – 13%

6 ч. – 40%

7 ч. – 47%

4 ч. – 26%

6 ч. – 40%

5 ч. – 34%

0,5 часа

0,5 часа

1 час

1 час

много

много

  1. Сколько времени ты тратишь на подготовку пересказа?

7 ч. -48%

9 ч. – 66%

4 ч. – 26%

1 ч. –

7%

4 ч. – 26%

4 ч. – 26%

Из приведённых в таблице данных отчётливо видно, что на 27% увеличилось количество обучающихся, которые считают, что у них хорошо получается пересказывать текст, на 22% увеличилось количество обучающихся, которые готовят пересказ за полчаса,  на 19% уменьшилось количество  учеников, готовивших пересказ за один час. Но на вопрос о том, нравится ли  пересказывать текст, изменений в цифрах не произошло.

Работа со стратегиями помогла повысить мотивацию обучающихся.

Сводная таблица результатов изучения уровня школьной мотивации

 обучающихся 2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»

Уровень

Результат

(начало)

Результат

(конец)

  1. Высокий уровень

2 ч. – 14%

4 ч. – 27%

  1. Хорошая школьная мотивация

6 ч. – 37%

5 ч. – 33%

  1. Средний уровень (положительное отношение к школе)

4 ч. – 28%

6 ч. – 40%

  1. Низкая школьная мотивация

2 ч. – 14%

0%

  1. Негативное отношение к школе

1 ч. – 7%

0%

В данной таблице  ясно просматривается положительная динамика роста школьной мотивации. Главным показателем  является отсутствие результатов низкой мотивации и негативного отношения к школе.

Работа со стратегиями нашла своё отражение и в результатах анализа техники чтения обучающихся.

Сводная таблица анализа техники чтения

обучающихся  2 класса МКОУ «Сновицкая сош имени С.Н.Белкина»

Декабрь 2013 г.

Апрель 2014 г.

Ниже нормы

3 ч. – 21%

1 ч. – 7%

Норма

0

2 ч. – 14%

Выше нормы

12 ч. -79%

12 ч. – 79%

Из приведённых в этой таблице данных следует, что на 14% уменьшилось количество обучающихся, имеющих результат техники чтения ниже нормы.

 Работа по выявлению и развитию индивидуальных стратегий обучающихся, составление универсальной стратегии подготовки пересказа текста позволили достичь  положительных результатов: повысилась школьная мотивация обучающихся,  сократилось время подготовки пересказа школьниками, улучшились результаты техники чтения, пересказы второклассников стали более уверенными, плавными, эмоциональными.

Литература

  1. Плигин А.А. «Познавательные стратегии школьников», М., 2012г.
  2. Учебно-методический комплекс по программе курса повышения квалификации учителей «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников»/ А.А. Плигин, Е.М.Тишкина. - Владимир, 2012г.
  3. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. Справочник по литературному чтению в 1-4 классах. – М., 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в 4 классе "Краткий пересказ текста (на материале сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" )"

Урок разработан  для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза»....

Тест по литературному чтению, 4 класс. Тема: Пересказ текста.

Тест дает учителю оперативную информацию об усвоении учащимися  программного материала....

Стратегия списывания текста в 1 классе

Списывание текста в 1 классе вырабатывает навыки, которые лежат в основе грамотного письма, решает такую цель, как выработка внимательности при п...

Методическая разработка "Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы"

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся 2 классов с ОНРIII...

Памятка для пересказа текста

Этот материал поможет учащимся готовить пересказ текста....

Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов).

Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов)....

Работа с текстом. Связная речь. Пересказ текста. Тест 2

Работа с текстом. Связная речь.Пересказ текста....