«Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики»
методическая разработка на тему

Волкова Наталья Павловна

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ » Подготовила учитель начальных классов Волкова Наталья Павловна

Слайд 2

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении этот термин - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Основные виды универсальных учебных действий, которые соответствуют ключевым целям общего образования: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция . Прогнозирование — это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Слайд 4

К моменту поступления ребенка в школу выделяют следующие показатели сформированности регулятивных УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку. В толковом психологическом словаре термин «прогноз» - это предсказание хода и результата любого процесса. «Прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск». В школе под прогнозированием понимается предварительное оценивание результатов арифметических действий, позволяющее избежать очевидных ошибок в вычислениях.

Слайд 5

Возможности формирования универсального учебного действия прогнозирование в процессе освоения математических знаний В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами используется специальный прием прикидки результата — определение границ искомого числа. На этапе восприятия и осмысления текста задачи учащиеся определяют, больше или меньше какого-либо из данных чисел должен получиться ответ. После того как задача решена, проводится сравнение прогноза с полученным результатом. В случае расхождения прогноза и ответа выявляется его причина, связанная, как правило, с неверным решением задачи. Сопоставление ответа с прогнозом дает возможность обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.

Слайд 6

Прием прикидки ответа помогает увидеть важность правильного выбора действия. Например, ученикам дается задача «В вазе лежало 8 яблок, из них 2 красных, а остальные — желтые. Сколько желтых яблок лежало в вазе?» Некоторые ученики называют правильный ответ (6), но записывают неверное решение: 2 + 6 = 8. Для предупреждения данной ошибки перед решением приведенной задачи полезно сделать прикидку ответа, спросив: «В ответе должно получиться число больше или меньше, чем 8?» В случае неверной записи решения нужно вернуться к сделанному прогнозу: «Мы определили, что должно было получиться меньше 8, а получилось 8. Следовательно, задача решена неправильно».

Слайд 7

Сравни, поставь знаки >, < или =. 10-6 10-5 10-9 11-9 2+10 10+2 Выполнение несложного прогнозирования предполагают и задания, в которых нужно поставить знаки >, < или = при сравнении величин или выражений. На основе рассуждений учащиеся предполагают, какой знак нужно поставить, говоря, например: «10 – 5 > 10 – 7, так как чем больше вычтем, тем меньше останется», — а затем проверяют свой прогноз вычислениями.

Слайд 8

Полезно предлагать учащимся выполнять прогнозирование при решении примеров с пустыми окошками. Например, ученикам дается задание подумать над тем, в каком из выражений + 4 = 7, + 5 = 9 или +5 = 10 первое слагаемое будет больше. После решения ученики определяют, оправдался ли прогноз. Большие возможности для формирования универсального действия прогнозирования имеются при изучении величин ( н-р длины), если перед началом измерения школьники делают прикидку результата, например: «Какова длина отрезка в сантиметрах?» . Высказанное предположение проверяется с помощью измерений.

Слайд 9

Таким образом, формирование универсального учебного действия прогнозирования осуществляется в тесном единстве с формированием действий контроля, коррекции, оценки, анализа и других универсальных учебных действий. Это обеспечивает в конечном итоге становление у младших школьников умения учиться, способствует практической направленности обучения математике в начальной школе

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных действий нравстенно-этической направленности

В релизации  ФГОС нового поколения большое внимание уделяется духовно-нравственому воспитанию младших школьников. Формирование УУД нравственно-этической направленности проходило на занятиях...

Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...

Формирование универсальных действий учащихся на уроках русского языка.

В статье содержатся варианты заданий по русскому языку по формированию универсальных действий....

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Групповая работа, как средство формирование универсальных действий

Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизмен...