«Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе»
статья на тему

Ефлютина Ирина Анатольевна

Я работаю в школе 26 лет, в моей педагогической деятельности в каждом классе были дети, которые требовали к себе особого внимания. Были дети из неблагополучных, неполных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на протяжении этих лет работаю над проблемой обучения таких детей.Для меня важна задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, т.к. в последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ивановская СОШ»

Доклад на тему:

«Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе»

Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна-

учитель начальных классов

   Я работаю в школе 26 лет, в моей педагогической деятельности в каждом классе были дети, которые требовали к себе особого внимания. Были дети из неблагополучных, неполных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому на протяжении этих лет работаю над проблемой обучения таких детей.

    Для меня важна задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, т.к. в последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения.

К особенностям слабоуспевающих учащихся я отношу:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- - учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

- дети, в основном, из асоциальных семей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

    Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим признакам: низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Как проявляется:

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков: ребенок не умеет учиться:

работать с текстом;

выделять главное, существенное;

не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью характеризуется:

отвлекаемостью;

подвижностью;

неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса обусловлено:

с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

со сверстниками;

учителями;

отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес: не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.) Нуждается в поддержке, показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления: делаем большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

   Чтобы предотвратить неуспеваемость, своевременно выявляются образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываем своевременную ликвидацию этих пробелов.

Устанавливается правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректируются эти способы, систематически обучаю учащихся общеучебным умениям и навыкам.

   Пытаюсь так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Какую помощь оказываю слабоуспевающему ученику:

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий через индивидуальный маршрут, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

Различные формы взаимопомощи.

Дополнительные занятия с учеником.

Как повышаю работоспособность:

Провожу разнообразные виды деятельности, физминутки.

Всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Какие виды работ провожу со слабоуспевающими учениками:

Карточки для индивидуальной работы.

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

Творческие задания.

“карточки-конспекты”.

При этом стремлюсь понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, а также стараюсь проявить:

- разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика

- умею встать на позиции ученика

- НЕТ на уроке насмешливому тону!

- умеет вести непринуждённый диалог

- учу работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применяю:

- опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль - конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

- при формулировании целей урока включает как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

- рационально распределяю учебный материал (трудное – сначала!)

- применяю частую смену видов деятельности на уроке

- многократно проговариваю и закрепляю материал урока

- стремилюсь к применению алгоритмов на уроках

   Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как я этого добиваюсь?

    Применяю дифференцированный подход в обучении, который осуществляется на любом из этапов урока:

- при закреплении.

- при проверке домашнего задания.

- при самостоятельной работе.

   Дифференцированный подход к обучению применяю при использовании соответствующих дидактических материалов:

- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как организую  дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий?

- трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

- общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

- индивидуальные дифференцированные задания.

- групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

- общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

В своей работе главное, я считаю (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

- слабому – выполнить посильный объем работы.

   Решению этих и других проблем служит правильно организованная поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной технологии и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

    Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Поэтому, я пытаюсь организовывать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы.. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний.

   Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время тратят на достижение главной цели урока. Учитель только направляет работу, частично помогает, корректирует.

На уроках создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); – помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); – для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней часто использую разнообразные формы и жанры урока. Например:

- урок-игра

- урок-спектакль

- урок-путешествие

- урок-детектив

- урок-сказка

    В своей практике я используют технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

    При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

    Еще одной из главных форм моей работы является работа над техникой чтения. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость, пока его не научишь элементарному - читать. Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.

    Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.

Практика показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено. По мнению психологов, скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Поэтому мною ведется систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения на своих уроках. Чтение – это труд, и труд тяжелый. От повышения техники чтения среди слабоуспевающих учащихся повышается и качество обученности.

МОУ «Ивановская СОШ»

Доклад на тему:

«Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе»

Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна-

учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе

содержание, формы проведения мероприятий,направленных на оказание помощи слабоуспевающему ученику...

Особенности работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе

В статье описаны медоды работы со слабоуспевающими детьми. Разработаны упражнения...

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе по ФГОС.

В статье раскрываются категории слабоуспевающих учащихся, признаки отставания детей по учебным предметам, виды помощи неуспевающим на уроке, методы обучения...

Отчет о работе с одаренными и слабоуспевающими детьми в начальной школе

Отчет о работе с одаренными и слабоуспевающими детьми в начальной школе, результативность работы, выводы....

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе...