«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».
статья на тему

Егорова Галина Семёновна

, мы начинаем включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы они приобрели навыки и привычку к самооценке и самоанализу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_otsenivaniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

 «Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

                                                                                                      « Тот, кого я учу, - это, прежде всего,

                                                                                                       живой человек, ребёнок, а потом

                                                                                                       ученик. Оценка, которую я ставлю

                                                                                                       ему-это не только измеритель его

                                                                                                       знаний, но, прежде всего, моё отно-

                                                                                                       шение к нему, как к человеку».

                                                                                                                                         В.Сухомлинский.

Школьные психологи наших дней утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сегодня сталкиваются в начальной школе-это тревога младшего школьника по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции одноклассников и родителей на результаты учёбы.

Есть интересные психологические исследования, где доказывается отрицательное влияние тревожности ученика начальных классов, связанной с контролем и оценкой его учебной деятельности, на его психическое состояние. Данное явление, свойственное нашей школе, определяется в первую очередь тем, что на этой составляющей методической системы меньше всего отразилась общая тенденция к личностно ориентированному обучению: подходы учителя к контролирующей и оценочной деятельности сегодня такие же, как и прежде.

Новые подходы к контролю и оценке выявили возможность гуманизировать этот процесс, сделать его, как ни странно это звучит, радостным и желанным для ребёнка.

Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико: ученик-прежде всего- и все желающие (родители, директор и другие) получают представление о сформированности знаний, умений и навыков, что позволяет скорректировать процесс учения и обучения. В этом случае и ученик, и учитель ставят перед собой два вопроса: что я делаю не так, если…и как я должен изменить свою деятельность, чтобы…?  Как видим, вопросы и для школьника, и для педагога одни и те же, и каждый задаёт их себе! Обычно всё бывает наоборот: учитель предъявляет требования к ученику, а тот, в свою очередь, обвиняет в необъективности учителя. Это происходит потому, что мы упускаем важную функцию контроля и  оценки- совместный анализ (и ученика, и педагога) характера ошибок, их причин, а также поиск путей преодоления этих ошибок.

Из сказанного следует важный вывод: чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.

Какими же особенностями системы оценки обладает УМК «Школа России»?

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);
  • использование планируемых результатов освоения данной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов
  • на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внутренней и внешней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся метапредметных и предметных процедур оценки состояния личностных результатов;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментарию и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания(портфолио), характеризующей динамику индивидуальных
  • образовательных достижений;
  • использование таких форм и методов оценки, как: проекты, практические работы,
  • самоанализ, самооценка, наблюдения и другие;

Итак, мы начинаем включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы они приобрели навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); вводим используем критериальную систему оценивания; используем разнообразные виды, методы, формы и объекты оценивания(внутренняя и внешняя оценка) при последовательном нарастании объёма внешней оценки на каждой последующей ступени обучения, вводим интегральную оценку, в том числе портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (н-р, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информациейи т.д).

Система оценивания строится на следующих принципах:

  • оценивание является постоянным процессом.
  • В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
  • Оценивание может быть только критериальным.
  • Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобрели навыки и привычку к самооценке.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.

Материал из опыта работы по созданию и критериям оценки портфолио обучающихся начальных классов с соотвествии с ФГОС....

: «Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС»...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОЦЕНКИПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Методики мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов в условиях ФГОС

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Современная школа должна ребенка: «научи...

Система мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения образовательных программ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательн...