ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
опыты и эксперименты на тему

 

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.  

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом. При таком подходе к обучению знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Основные преимущества интегрированного урока:

1.Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Каждый из этих уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Закономерности интегрированного урока:

1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;

2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;

5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную но и смысловую связанность;

7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны:

  • Комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
  • Соотношение изученного и изучаемого;
  • Соединение отдельных компонентов в одно общее;
  • Предупреждение недочётов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук.

Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходит к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин.

Третий этап – планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Педагогические и методические технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных (по И. Бабанскому) схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

При интегрировании уроков английского и русского языка у учителей могут возникнуть определенные трудности: недостаток общих тем и трудности в установлении связей между интегрируемыми компонентами, совершенно разные методы и принципы обучения этим дисциплинам, разная структура урока, разный уровень владения детей русским и английским языком.

Вместе с тем, на мой взгляд, существует необходимость создания системы интегрированных уроков русского и английского языка. На начальном этапе изучения иностранного языка велика связь с родным языком, зачастую дети не видят различий в языковых явлениях родного и иностранного языков (например, предложения с глаголом-связкой), в их сознании эти явления накладываются друг на друга и возникает языковая интерференция. Интегрированные уроки русского и английского языка дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание.

Мной была предпринята попытка интегрирования уроков русского и английского языка и есть задумка создания целой системы интегрированных уроков для начальной школы. В качестве основных методов интегрированного обучения нужно использовать игровые приемы, грамматические сказки, загадки, ребусы, проблемные вопросы и ситуации, драматизацию. В интегрированном обучении английскому и русскому языку большую роль играет наглядность (репродукции, фотографии, аутентичные материалы) и технические средства обучения (магнитофон, видео, DVD).

Особенностью интегрированных уроков русского и английского языка является их принадлежность к одной образовательной области “Филология”. Поэтому такие уроки могут проводиться как одним, так и двумя учителями. Однако сценарии этих уроков обязательно должны составляться совместно. Рекомендуют проводить интегрированные уроки русского и английского языка разными учителями, так как методика преподавания этих предметов существенно отличается, преподавая “свой” предмет, учитель чувствует себя комфортнее. Но так как имею образование учителя начальных классов, могу справиться с поставленной задачей самостоятельно. С другой стороны, детям было бы намного интереснее видеть на уроке двух учителей, а не одного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .         ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКИнтегрированный урок технол...

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Интегрированный урок по математике и технологии на тему: “Путешествие в Японию. Закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел (математика), знакомство с оригами (технология)”

Цель урока: закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел (математика), знакомство с оригами (технология).Задачи:• повторить и закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел...

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...

CLIL - технология интегрирования уроков английского языка и других учебных дисциплин

В данной статье представлены теоретические основы использования методики интегрированных уроках в процессе раннего обучения иностранным языкам....

Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР.

ДОКЛАД Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР.       Термин «интеграция» все ...