Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС.
статья на тему

Широких Ольга Владимировна

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагогическом консилиуме, разрабатываются методические рекомендации и выстраивается учителем коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на осенней методической сессии

Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС

Подготовила: Широких Ольга Владимировна,  

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5

г. Лабытнанги, 2017

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.  

При появлении данной процедуры появилась возможность сравнить уровень образовательных достижений с всероссийским. Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагогическом консилиуме, разрабатываются методические рекомендации и выстраивается учителем коррекционная

работа по устранению пробелов в знаниях.

Сложное время перемен в российском образовании требует от учителя чёткого понимания сущности своей профессиональной деятельности, своего предназначения.

 Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать эмоции и чувства, эффективно общаться с людьми.  

На мой взгляд, системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников, а система развивающего обучения Л.В. Занкова, как нельзя лучше вписывается в основные задачи развития образования.

Анализ собственной профессиональной деятельности помог мне выделить проблему, решение которой, на мой взгляд, позволит, и улучшить качество обучения, и развить важнейшие интеллектуальные и личностные качества учеников.

Это проблема низкого уровня мотивации отдельных первоклассников, отсутствие элементарных навыков самообслуживания, отсутствие внимания и усидчивости. И как следствие  - низкий уровень адаптации, результат – низкий уровень обученности.  

А значит один из дидактических принципов системы развивающего обучения Л. В. Занкова  «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых» остаётся актуальным и обязательным для реализации и сегодня.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Низкий уровень умственного развития. Причины:

 Педагогическая запущенность.

 Частые заболевания.

 Пропуски занятий.

 Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

 Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

 Учитывать все признаки предмета или явления.

 Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться:

 работать с текстом;

 выделять главное, существенное;

 не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется:

 отвлекаемостью;

 подвижностью;

 неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса. Обусловлено:

 с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

 ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Низкая работоспособность выражается

 В утомляемости

 Истощаемости

 Медленном темпе работы

 Главный для каждого педагога вопрос «как учить?» выводит нас на одну из важнейших категорий педагогики – категорию методов обучения. Метод – это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи обучения. Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Федеральным Государственным Образовательным Стандартам.

По результатам ВПР по русскому языку для 2 класса учащиеся моего класса справились с работами не хуже, чем по России и региону.

Средний процент по всем заданиям выше, чем по России и региону.

Задания были направлены на выявление уровня овладения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковами фонетическими и синтаксическими умениями, а также УУД.

Если рассмотреть детально каждое задание, то ученики хорошо справились

(1)- с умением списывать предложения неосложнённого текста и осуществлять самоконтроль

(3)- с умением опознавать согласные звуки по глухости-звонкости

(6)- с умением переносить слова

(7)- с умением составлять предложение и правильно оформлять предложение на письме.

Вызвали затруднения задания 2 - умение распределять слова в алфавитном порядке, 4 – умение различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, 5 – умение делить слова на слоги.

Алфавит мы выучим, и значит устраним проблему в упорядочивании слов.

Умение опознавать согласные звуки по мягкости и твёрдости отработаем вместе с логопедом.

Больше всего выявился пробел по анализу слоговой структуры слова, с умением делить слова на слоги, которое выявляет ещё овладением познавательного УУД – построением логической цепи рассуждений.

Фонетический этап обучения грамоте начинается с введения понятия "слог". В лингвистике это понятие трактуется по-разному: "Слог — минимальная единица речевого потока: гласный звук (слогообразующий элемент) или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками.

Мы разбирали, что такое слог, из чего он может состоять, как определить количество слогов в слове.

Как же я стала проводить коррекцию по этому затруднению.

Задание1. Разделите слова на слоги, допустив все возможные ошибки.

АФИША

ЧТЕНИЕ

УКАЗ

ИНЕЙ

  • Афи-ша
  • Аф-иша
  • Чте-ние
  • Чт-ени-е
  • Ук-аз
  • Ин-ей
  • И-не-й

Задание 2. Разделим эти слова на несколько групп:

1) гласный звук является слогообразующим, сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками образуют слог: А-фи-ша И-не-й Чте-ни-е

Для коррекции этого правила можно вычленять гласный звук или подчёркивать его.

2) нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной:

А-фи-ша У-каз  И-ней

Для коррекции этого правила можно применять создание коллизий на уроке или применять коллективный поиск решения, направляемый учителеми т.д.

Существует много различных приёмов деления слов на слоги:

  • количественный и порядковый счёт слогов в слове;
  •  подсчёт прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова;
  • схематическое изображение слогового состава слова;
  • скандированное произношение…

В своей работе я использую последний приём.

Фрагмент урока

- Известно ли вам, что болельщики на стадионе изучают русский язык?

Не верите? А что кричат болельщики, чтобы поддержать любимую команду? (Дети называют возможные слова: или название команды, или Шайбу] Или Молодцыи др.)

- Давайте на время станем болельщиками, продолжает учитель, — и прокричим некоторые слова поддержки. Но только будем наблюдать, как произносятся слова: целиком или как-то иначе. (Дети скандируют слова по заданию учителя: У-ра,у-ра, у-ра! Да-вайда-вай, да-вай! Фи-ниш, фи-ниш, фи-ниш и др.)

- Что произошло со словами? (Они распались на кусочки.)

- Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть — это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)

- Давайте покажем на схеме количество слогов в слове | или ии.

Из представленного фрагмента урока вытекают следующие методические выводы.

1. Для того чтобы слово "распалось" на кусочки-слоги, его необходимо два-три раза произнести особым образом — проскандировать. Скандированное произношение — это тот способ действия, которым должны овладеть учащиеся для деления слова на слоги, поэтому произносить слово и наблюдать (слушать) за его изменениями дети должны сами.

2. В центре внимания учителя должен находиться процесс освоения детьми способа действия, поэтому в течение всего периода обучения он не должен меняться: если надо разделить слово на слоги, следует его проскандировать.

В заключении хочется отметить, что  главная методическая цель любой нашей работы — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается различными  путями.

А главная цель любого мониторинга – помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка достижения планируемых результатов и осуществление мониторинга по учёту индивидуального прогресса ученика начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

С 1 сентября 2011 года начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в рамках которого все учителя планируют на уроках достижение...

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.

В докладе рассказано о том, как учитель может дополнить содержание образования, чтобы качественно подготовить ребёнка к аттестации....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осва...