«Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»
проект на тему

Чувилова Татьяна Анатольевна

Проект выступления на районном семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект выступления на районном семинаре по теме

«Обучение в сотрудничестве как метод

формирования коммуникативных универсальных  

действий при реализации ФГОС»

(Выступали учителя начальных классов МОУ «СОШ № 84»

Чувилова Татьяна Анатольевна,  Лопасова Елена Николаевна)

1 слайд   (Тема выступления на семинаре)

Поток информации  и её объём в нашей жизни сегодня постоянно увеличивается, поэтому условия современной жизни диктуют нам необходимость формирования креативной личности, владеющей информацией, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, уметь общаться и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Приобретения эти осуществляются в том числе и на уроках.

2 слайд  (УМК «Перспективная начальная школа» )

 Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная Начальная Школа» соотнесены с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта  начального общего образования. УМК «Перспективная начальная школа» предполагает систему заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе, что позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика, на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

3 слайд

Цель программы «Перспективная начальная школа», по которой третий год работает наша школа, - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Это означает, что система образования включает как предметное, так и надпредметное содержание. На первом месте сейчас стоят задачи формирования УУД.

Слайд 4

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Слайд 5 (Коммуникативные УУД)

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

  • сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Цель коммуникативного подхода - научить школьников: общаться с одноклассниками и взрослыми; обосновывать собственную точку зрения; уважать другую точку зрения; владеть устной диалогической речью смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения. Коммуникативные действия можно определить как совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса

6 слайд  (Механизмы формирования коммуникативных ууд) 

В УМК «ПНШ» включены механизмы формирования коммуникативных УУД:

7 слайд Во всём УМК используется единая система условных обозначений.

8 слайд

  • единая внешняя интрига;

9 слайд

  • общие сквозные герои;

10 слайд

  • раскрытие разных точек зрения на любое изучаемое явление;
  • единое коммуникативное пространство;

11 слайд

  • механизмы удержания целостной картины мира;

работа клубов младшего школьника. (слайды)

развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Таким образом, коммуникативные действия обеспечивают социальную  компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями  слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

12 слайд  (Работа в парах)

Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Перед введением в урок этой формы организации деятельности, в первом классе проводим классные часы о дружбе, взаимопомощи, в ходе которых формулируем правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Слайд 13

В учебнике Н.А. Чураковой «Русский язык» ярко представлены задания на формирование коммуникативных УУД через инициативное сотрудничество. Это задания, требующие распределения работы с соседом по парте, коммуникации как взаимодействия, учёт позиции собеседника.

Слайд 14,15,

Так в учебниках комплекта для выполнения учащимся предлагаются  следующие задания (прочитать по одному)

Слайд 16

Учебник по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» создает условия для групповой и парной работы детей. Чтение по цепочке или по ролям, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. Вопросы типа «Ты соглашаешься с Мишей? Можешь подтвердить эту точку зрения? Может Маша права? А ты чьё мнение разделяешь?»

В 3-м классе его инструментарий обогащается заданиями, цель которых - обучение детей работе с учебником, справочной и дополнительной литературой (художественными и научно-популярными текстами), что является ещё одним из основных требований нового образовательного стандарта. .

17 слайд  (Групповая работа.  Видеоролик)

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

  • группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей;
  • в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики;
  • если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы);
  • если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
  • важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»); в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда; учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание (это бывает слабый ученик), если он может обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, так как цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.   (Видеоролик)

18 слайд  (Тест «Рукавичка»)

В начале первого года обучения проверялись коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию). Для диагностики использовалась методика «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман,) Детям, сидящим парами, дают лист бумаги, где просят изобразить по одной рукавичке и украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Показатели уровня выполнения задания: 40 % низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 30 % средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 30 % высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Выполняя задания УМК, позволяющие учащимся планировать учебное сотрудничество, взаимодействовать, управлять коммуникацией, во втором полугодии мы получили изменения в результатах. Для диагностики взяли то же задание. Детей, которые не могли договориться, отстаивали только свою точку зрения, было 10 %: 40% - средний уровень – сходство частичное; 50% - высокий уровень – рукавички украшены одинаковым узором

19 слайд  (Тест «Дорога к дому»)

В третьем классе с целью выявления уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности, было предложено задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»). Двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому. Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень не был показан учащимися: у 30 % имеется хотя бы частичное сходство с образцом, указания отражают часть необходимых ориентиров, вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание: 70 % показали высокий уровень  - в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения дорожки, в частности указываю номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат с образцом.

20 слайд   (Коммуникативные УУД)

Каждый выпускник начальной школы должен уметь  свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС» Чувилова Татьяна Анатольевна - учитель начальных классов Лопасова Елена Николаевна - учитель начальных классов

Слайд 2

УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 3

Цель программы «Перспективная начальная школа» - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Слайд 4

Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 5

Коммуникативные УУД

Слайд 6

Механизмы формирования коммуникативных УУД

Слайд 8

Механизмы формирования коммуникативных УУД Единая внешняя интрига

Слайд 9

Механизмы формирования коммуникативных УУД Общие сквозные герои

Слайд 10

Механизмы формирования коммуникативных УУД Раскрытие разных точек зрения на любое изучаемое явление

Слайд 11

Механизмы формирования коммуникативных УУД Р абота клубов младшего школьника

Слайд 12

Работа в парах

Слайд 13

В учебнике Н.А. Чураковой «Русский язык» ярко представлены задания на формирование коммуникативных УУД через инициативное сотрудничество. Это задания, требующие распределения работы с соседом по парте, коммуникации как взаимодействия, учёт позиции собеседника.

Слайд 14

Русский язык 2 класс. Запиши 5 слов названий-предметов мужского рода вместе с любым из предлагаемых слов названий-действий. А твой сосед по парте пусть выполнит это же задание, но только со словами-названиями предметов женского рода. Составь диктант из 10 слов. Продиктуй его соседу по парте, а потом запиши тот диктант, который он составил для тебя. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

Слайд 15

«Математика 2 класс» Составь и запиши 5 верных числовых равенств и 5 верных числовых неравенств. А сосед по парте проверит их. Запиши все возможные разности «круглых» десятков, значения которых были бы меньше 20. Сколько разностей у тебя получилось? Сравни свой результат с результатом соседа по парте. Составь три задания на сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд. Выполни эти задания и предложи соседу по парте проверить правильность их выполнения.

Слайд 16

Литературное чтение 2 класс. Чтение по цепочке или по ролям, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. Вопросы типа «Ты соглашаешься с Мишей? Можешь подтвердить эту точку зрения? Может Маша права? А ты чьё мнение разделяешь?»

Слайд 17

Видеоролик

Слайд 18

Тест «Рукавичка»

Слайд 19

Задание «Дорога к дому» ( модифицрованный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Слайд 20

Каждый выпускник начальной школы должен уметь: свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирование коммуникативных универсальных действий на уроках математики в 1 классе при работе с пособием "Спектра"

Статья раскрывает особенности работы с математическим комплектом , состоящим из деревянного счётного матераила "Математические кораблики", демонстративного магнитного плаката и альбома для групповой и...

Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников

Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....

Формирование коммуникативных универсальных действий средствами совместно - творческой деятельности (работа в группах).

В статье рассматриваются возможности формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий средствами совместно – творческой деятельности (работа в группах). Компетентность и г...

коммуникативные универсальные действия.

В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до с...

Проект выступления на районном семинаре по теме «Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Статья Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС ОВЗ

В этой статье описаны примеры реализации ФГОС ОВЗ на примере универсальных учебных действий...