Формирование коммуникативных универсальных действий средствами совместно - творческой деятельности (работа в группах).
статья на тему

Наймушина Ирина Анатольевна

 

В статье рассматриваются возможности формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий средствами совместно – творческой деятельности (работа в группах). Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой деятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессом общения. Широкие возможности для решения этой проблемы даёт использование группового метода обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных учебных универсальных действий средствами совместно – творческой деятельности (работа в группах).

Наймушина И.А., учитель начальных классов, МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

Как научить ребёнка учиться? Умение учиться – это умение, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это коммуникация. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. 

 К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. На примере проекта «Лес – наш друг» можно проследить этапы совместной деятельности, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.

Тип проекта: информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.

Проблема: на одной из экскурсий в лес обратила внимание детей на красоту природы, которая нас окружает. Для того, чтобы полюбоваться этим великолепием решила специально сделать остановку там, где был мусор, оставшийся после «любителей отдохнуть на природе». Учащиеся сами заметили, что гармонию природной красоты нарушили действия людей. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с миром природы. И посыпались вопросы: «Почему? Что? Где? Когда? Зачем? Как? Чем помочь?». Так родилась идея проекта.

Цель проекта:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных обитателях леса, представителях растительного мира леса.

2.Показать значение леса в жизни человека и влиянии деятельности человека на состояние лесных богатств.

3.Формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

4.Воспитывать экологическую культуру учащихся.

По завершении работы над проектом

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса; представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

1 этап  Организационный момент.

   На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (1 урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого этапа происходит распределение учащихся на группы. Группы организовываются по количеству страниц предполагаемого проекта. Состав группы продумывается заранее с учётом дифференцированного подхода. Для этого используются фишки разного цвета, которые раздаются детям до урока. Дети пересаживаются в соответствии с образовавшимися группами. Уточняются особенности работы на данном уроке. Работаем каждый в своей группе, выполняем взятую на себя роль, не мешаем друг другу.

 2 этап Формулирование темы и целей.

     Учитель предлагает учащимся принять участие в проекте «Лес – наш друг». Внутри каждой группы распределяются роли: теоретики, практики, иллюстраторы, исследователи. Объясняются действия в группе.

Действия в группе.

  • Обсуждение задания (коллективно)
  • Выполнение практического задании (практики)
  • Оформление задания (иллюстраторы)
  • Формулирование выводов (теоретики)
  • Применение результатов (исследователи)

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта, обсуждение целей проекта. В результате обсуждения называются следующие цели:

  • Узнать новые сведения о лесе.
  • Вывести правила поведения в лесу.
  • Узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.
  • Учиться сотрудничать.

3 этап. Подготовительный

     На этом этапе происходит обдумывание содержания проекта. Проводится этот этап в форме «мозгового штурма» по картине «Лес». «Теоретики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

1.Виды леса. 2.Обитатели леса. 3.Значение леса в жизни людей. 4.Правила поведения в лесу. 5.Что полезно, а что вредно. 6.Красная книга.

В ходе этого этапа подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. В данном случае, проект рассматривается как разработка определённой темы, результатом которой является определённый продукт. Таким продуктом совместной деятельности могут быть: опорные схемы; таблицы; иллюстрации; дидактические игры.

4 этап. Этап проектной деятельности.

В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. На этом этапе очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы группы. Начинают работу «исследователи». Они выполняют наблюдения, позволяющие «теоретикам» сделать выводы и систематизировать в виде правил, схем, рисунков. Наглядное подтверждение каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы», За практическое применение отвечают «практики».

Для выполнения практических заданий использованы иллюстрации, картинки, детские книги, настольно- печатные игры и т.д. Дети работают с большей степенью самостоятельности.

1 раздел «Виды леса»

Предлагаются разрезные карточки и изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Исследователи» раскладывают карточки на две группы.

«Теоретики» делают вывод о существовании хвойных,  лиственных и смешанных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Практики» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

2 раздел «Обитатели леса»

Дети получают картинки из набора «Что где растёт, кто где живёт».

«Исследователи» располагают картинки растений и животных на фоне леса.

«Теоретики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам подготовленным заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, пишут и оформляют загадки, которые приготовили на других уроках проектного цикла.

«Практики» готовят рассказ к этой странице альбома.

3 раздел «Значение леса в жизни людей»

Дети получают картинку с изображением леса, набор  предметных картинок из серии «Что нам даёт лес», разрезанные стишки о лесе.

«Исследователи» составляют из строчек стихотворение (знакомое).

«Теоретики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

«Практики» составляют текст сообщения.

4 раздел «Правила поведения в лесу»

Дети получают набор карточек, состоящий из двух групп:

  • Условные знаки, запрещающие какие либо действия в лесу.
  • Словесные формулировки правил поведения в лесу.

«Исследователи» раскладывают картинки парами, приводя в соответствие знак и правило.

«Теоретики» по картинкам определяют вредное влияние деятельности человека на природу.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Практики» готовят рассказ по материалам работы группы.

5 раздел «Что полезно, а что вредно»

Дети получают набор разных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

«Исследователи» создают две группы картинок под названием «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».

«Теоретики» находят признаки по которым можно спутать растения и грибы этих групп .

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Практики» готовят сообщение.

6 раздел «Красная книга»

Предлагаются картинки, фотографии с изображением животных и растений, дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.

«Исследователи» отбирают нужные картинки, фотографии, рисунки.

«Иллюстраторы» оформляют страницу.

«Теоретики» и «Практики» готовят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

5этап. Этап запуска проекта.

Этап практического применения, Испытание всего проекта. На этом этапе главная роль отводится «практикам». Но и остальные члены команд – групп могут задать вопросы, поправить, привести примеры. На этом этапе все материалы вывешиваются на доске.

6 этап Самоанализ проектной деятельности.

Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями столкнулись, анализируют причины трудностей.

7 этап

Итог всей работы в целом. Определяют значение проекта.

       Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

- снижается школьная тревожность;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирование коммуникативных универсальных действий на уроках математики в 1 классе при работе с пособием "Спектра"

Статья раскрывает особенности работы с математическим комплектом , состоящим из деревянного счётного матераила "Математические кораблики", демонстративного магнитного плаката и альбома для групповой и...

Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников

Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....

Формирование коммуникативных универсальных действий

В данной статье расмотрены примеры формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников....

Проект выступления на районном семинаре по теме «Обучение в сотрудничестве как метод формирования коммуникативных универсальных действий при реализации ФГОС»

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".

Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....

Формирование коммуникативных универсальных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики

Формирование  коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики...