Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ
материал на тему

Заярная Екатерина Игоревна

Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ

Полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач образования на современном этапе.

Совершенствование   системы   образования   в   соответствии   с Законом   Российской   Федерации    «Об   образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе и для детей с ОВЗ,   требует построения системы психолого-медико-педагогического сопровождения, внедрения   в   практику   работы   общеобразовательных   учреждений комплексных   мер,   направленных    на   своевременное   обеспечение каждому   ребенку   адекватных   условий   для    развития,   воспитания, получения  полноценного  образования.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. При этом объектом внимания и заботы становится не только ребёнок, но и его семья, как основополагающий институт социализации ребёнка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная  комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении  актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном учреждении способен осуществить психолого-медико-педагогический консилиум ОУ.

Психолого – медико – педагогический консилиум – один из перспективных методов психопрофилактической работы, главной целью деятельности которого является создание и реализация специальных образовательных условий (далее - СОУ) для ребенка с ОВЗ, разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения и воспитания в ОУ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Психолого-медико-педагогический консилиум призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации развития, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий.

На сегодняшний день существует ряд проблем психолого-медико-педагогического сопровождения в образовательном учреждении:

  • низкий уровень и несвоевременность диагностики и коррекции из-за нехватки необходимого штата квалифицированных специалистов;
  • недостаточно решены вопросы преемственности в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы, учителей начальной школы и среднего звена;
  • отсутствие специальных педагогических знаний учителей общеобразовательных классов о типологических особенностях школьников с ограниченными возможностями здоровья;
  • низкий уровень заинтересованности родителей детей с ОВЗ в организации необходимой своевременной медицинской или специальной педагогической или психологической помощи.

Принципы работы психолого – медико – педагогического консилиума

  1. Основополагающим принципом работы ПМПк является общепедагогический принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
  2. Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума. В работе ПМПк необходима интеграция психологического и педагогического знания.
  3. Принцип закрытости информации.
  4. Принцип междисциплинарности.

Л.М. Шипицына выделяет следующие основные принципы психолого – медико – педагогического сопровождения, на которых основывается деятельность специалистов консилиума:

  1. Непрерывность сопровождения.
  2. Комплексность сопровождения.
  3. Принцип индивидуального сопровождения.
  4. Принцип системного сопровождения.

Регламент деятельности консилиума

После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, индивидуальной программе сопровождения и/или обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК. Обследование проводится методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблюдение и педагогическое анкетирование).

Скрининговое обследование проводится педагогами и психологом ОУ. По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ, индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения и/или их обучения по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.

Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ, рекомендуется пройти ПМПК  с целью уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимости прохождения ПМПК, отказа от направления ребенка на ПМПК родители выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе протокола консилиума, а обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в ОУ.

По результатам обследований специалистов ПМПК проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором конкретизируются пакет СОУ и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК.

В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась образовательная программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится заседание консилиума, основной задачей которого является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.

Итогом деятельности консилиума на этом этапе является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, и ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, необходимая корректировка программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка.

В ситуации, когда эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и эффективность деятельности специалистов минимальны, отсутствуют или имеют негативную направленность, а состояние ребенка ухудшается, эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, не соответствует имеющимся образовательным критериям или имеет негативную направленность для развития ребенка, консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения ПМПК с целью изменения пакета СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок сможет освоить при подобном изменении своего состояния, форм и методов необходимой в данной ситуации психолого-медико-педагогической помощи. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с ним.

Заключение консилиума носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Взаимодействие с родителями

При формировании личности ребёнка с ОВЗ значимость семьи существенно возрастает. Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Но отношение в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными, они проходят определённые фазы психологического осознания факта рождения ребёнка с недоразвитием: от состояния растерянности к отрицанию поставленного диагноза и формированию семейных мифов по поводу развития ребёнка.

По мере принятия диагноза ребёнка и понимания его смысла родители могут испытывать депрессивные состояния, угрызения совести, чувство вины, обиду. Завершающая фаза психологического осознания – это зрелая социально – психологическая адаптация родителя, правильная оценка им ситуации. Родитель начинает руководствоваться интересами ребёнка, устанавливает адекватные эмоциональные контакты, изменяет свой образ жизни, цели и жизненные ценности. Часть родителей способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же нуждаются в психолого – педагогической и медицинской помощи и поддержке.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий такта, терпимости и психологических знаний. В сегодняшней реальности мнение родителей и педагогов о роли школы в воспитании ребенка не всегда совпадает. У педагога и родителя есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на него. Педагог имеет возможность наблюдать ребёнка в общении с товарищами, учителями, в процессе учения, то есть в тех ситуациях, которые большей частью недоступны наблюдению родителей. Но педагог не знает о жизни ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и самим собой, следовательно, у него также нет целостной картины развития. Педагоги и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возникающие ошибки.

Что помогает достигать положительных результатов в отношениях с родителями?

- Добровольность в сотрудничестве.

- Искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем.

- Уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагога или психолога.

- Конфиденциальность индивидуального общения с педагогом и психологом.

Взаимодействие и взаимопонимание возникают тогда, когда педагоги с уважением относятся к взглядам родителей, признают их право воспитывать у своего ребенка те качества, которые являются ценными именно с их точки зрения. Такой подход не только повышает эффективность взаимодействия, но и делает его более гуманным.

Важно!

Получить согласие родителей на психолого-медико-педагогическое сопровождение;                гибкость педагогов во взаимоотношениях с родителями, нацеленность на сотрудничество,

ответственность за результаты взаимодействия с родителями.

Большую роль в построении системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся принадлежит педагогу-психологу. Он должен

  • помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;
  • показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;
  • показать особенности  самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;
  • помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;
  • обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;
  • наметить реальную программу работы с ребёнком.

Примечание.

  • Информация о ребёнке или его семье должна быть представлена в форме, не нарушающей их права на конфиденциальность.
  • Обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определённые аналитические обобщённые материалы.
  • Материалы, которые представляет психолог, должны быть написаны языком, доступным и понятным педагогам, медику и другим участникам консилиума (без излишнего использования специальной терминологии). Формулировки должны быть точными, без разночтений.

Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, логопед, дефектолог, социальный педагог, школьный медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения ученика, с учётом данных о его прошлом состоянии, разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.

ПМПк помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков;

помогает развитию и учащихся, и учителей, и всего педагогического коллектива, «…в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...

Самооценка обучающихся в условиях введения ФГОС

laquo;Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». Г.А. Цукерман В современном мире каждый человек дол...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОВЗ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

Оптимизация коррекционной логопедической работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)

В этой статье раскрыта тема комплексного подхода к коррекционной логопедической работе в начальной школе с детьми ОВЗ (ТНР)....