СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.3 КБ
Office presentation icon odarennye_deti.ppt1.85 МБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

        Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

        Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

        Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

        Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

        Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

        Определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность);
  • Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над учебными проектами;
  • Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады;
  • Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях;
  • Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных детей в условиях класса со смешанными способностями по следующим направлениям (сотрудничество учителя и ученика, возможность выбора учеником сложности контрольного задания, создание ситуации успеха и уверенности, тематический учет знаний, гарантирование ученику права на повышение оценки, поощрение ученика и др.)

        В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей обучающихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания  «круглого стола», творческие и нестандартные задания. Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.

        Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий и во внеурочное время, направленных на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям.

        Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.

        Так, обучающиеся начальной школы с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и в республиканских и всероссийских: «Золотое руно», «Полиглот», «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт» и др.

        При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».

        Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и  дать плоды» - вот над чем работает сейчас современная начальная школа.

        Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

        В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями - предметниками, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Литература

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004

2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибирский государственный университет — 2008

3. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. М., Просвещение, 1990


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение, - проектно-исследовательская деятельность, - игровые технологии (деловые игры и путешествия), - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации, развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), - творческие и нестандартные задания.

Слайд 5

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе Внеурочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - факультативы, - предметные недели, - театрализованные праздники, - олимпиады и конкурсы по предметам.

Слайд 6

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться» Сократ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Данная презентация раскрывает систему работы с одарёнными детьми в начальной школе....

СИСТЕМА РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Проблема работы с одаренными учащимися. Виды одаренности. Принципы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в начальных классах»

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного прое...