Формирование у учащихся способов учебного сотрудничества
презентация к уроку на тему

Губар Марина Александровна

В презентации представлены этапы работы по формированию у учащихся способов учебного сотрудничества

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у учащихся способов учебного сотрудничества Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман Выступающий: Губар Марина Александровна

Слайд 2

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, думать, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что истоком самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Слайд 3

1 ЭТАП. Начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

Слайд 4

2 ЭТАП - РАБОТА В ПАРЕ Передача ученикам учительской функции контроля и оценки; Формирование у них познавательных мотивов, умения размышлять; Стойкое усвоение состава и последовательности выполнения определенных операций; Концентрация внимания; Развитие рефлексии; Дополнительная помощь «слабым» ученикам; Достижение сознательной дисциплины

Слайд 5

Приёмы работы в парах Статическая пара Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель < = > ученик Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль (повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество) 2 1

Слайд 6

Динамическая пара (основа для коллективного способа обучения) Общее задание делится между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Слайд 7

3 этап: групповая работа Организация групповой работы состоит из трех этапов: 1.Планирование групповой работы. 2.Проведение групповой работы. 3.Анализ групповой работы

Слайд 8

Планирование групповой работы 1.Место и задачи групповой работы: - задача не может быть решена индивидуально; совместное решение ускоряет процесс поиска решения; специфика задания требует распределения операций между членами группы

Слайд 9

Планирование групповой работы 2. Принципы формирования групп и место их расположения

Слайд 10

Планирование групповой работы 3. Продолжительность работы групп небольшая по времени; - время работы малых групп 5 – 7мин.; - полный цикл: групповое обсуждение, межгрупповой диалог и рефлексия работы 15 – 20 мин.

Слайд 11

Планирование групповой работы 4. Возможные варианты решения. продумать варианты решения, которые могут быть предложены детьми составляет свои вопросы детям в подобной ситуации

Слайд 12

Планирование групповой работы Способы фиксации результатов совместной деятельности фиксация на листе; схема, рисунки, вопросы; алгоритм действия; словесная формулировка;

Слайд 13

Проведение групповой работы 1. Постановка проблемы; 2. Образование групп, распределение ролей; 3. Групповой диалог; 4. Представление результатов обсуждения; 5. Подведение итогов

Слайд 14

Анализ групповой работы . Произошло ли принятие задачи каждым ребенком? Целесообразным ли было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи? Удалось ли детям быстро собраться в группы и распределить обязанности? Следили ли организаторы за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только «сильных» учеников? Возникали ли учащихся проблемы с организацией работы в группе? Заботилась ли группа о том, чтобы каждый участник мог озвучить результат совместной работы? На чем дети делали акцент при обсуждении результатов? Чем она была для них полезна?

Слайд 15

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Слайд 16

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем .

Слайд 17

Учителю на заметку Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; Нельзя требовать в классе абсолютной тишины Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество в начальной школе как способ формирования личностных УУД.

В работе говорится о применение групповой формы работы как одной из форм учебного сотрудничества учителя и ученика, а также между учениками...

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности

В статье рассматривается проектная деятельность через призму ФГОС. Приведены типы проектов, а также материал из опыта проектной деятельности школы....

Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться

В статье представлена теоретическая часть по данной теме и представлены задания специально предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем....

Понятие универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД

алгоритм оценивания своего задания;n открытие новых знаний;n работа в группах;n самопроверка;n проблемная ситуация;n работа с информацией;n проектные формы работы...

Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий

Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий...