Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
методическая разработка на тему

Томенко Людмила Васильевна

Выступление на МО с обобщение опыта работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности  учащихся в процессе обучения»

Эпиграфом к моему выступлению я взяла такие слова «Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.»

Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения?

слайд

Не первый год  я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности  учащихся в процессе обучения»

слайд

Задачи:

  • использование разнообразных методов и приемов для активизации познавательной деятельности в процессе обучения;
  • использование современных образовательных технологий ;
  • формирование  у учащихся информационно- коммуникативных компетенций;
  • развитие творческих способностей учащихся, работа с одаренными  и слабоуспевающими детьми.

слайд

                                    Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду.
                                                          Покажи мне, – я смогу запомнить.
     Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»    

         слайд

   Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) вошли в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача учителя заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня учитель должен научить активной познавательной деятельности, способам как добывать знания, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.           

Любимой формой деятельности младших школьников, является игра.

слайд

В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.    Поэтому игра или ее элементы обязательно должны быть на уроках в начальной школе.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта, счет закрытыми глазами и т.п.

Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. Можно использовать на уроках литературного чтения при чтении по ролям, инсценировании произведений.

Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на уроке мы получили письмо от гномов, в котором сообщалось, что похищена Снегурочка. Можно предложить детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью освободить ее.

Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр. Даются им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

слайд

Проведение нестандартных уроков – еще один способ активизации познавательной деятельности . Это уроки – путешествия, уроки- сказки и т.п. Но данные формы уроков я использую на этапе закрепления или обобщения изученной темы.

слайд

Федеральный государственный  отвечаю образовательный стандарт  способов предъявляет к выпускникам  условия начальной школы ряд требований,  прием среди которых  учащиеся обращают на себя  способностей внимание такие,  как «умение  помощь организовать сотрудничество  каждого и совместную деятельность  позволяет с учителем и сверстниками,  школьниками старшими школьниками  учитель и взрослыми в совместной  проекта учебно-исследовательской и проектной  проявляют деятельности; работать  учителю индивидуально и в группе;  немалый находить общее  совмещения решение и разрешать  тоже конфликты на основе  видение согласования позиций  писате и учёта интересов;  важнее формулировать, аргументировать  формирование и отстаивать своё мнение».

слайд

Формированию этих навыков способствует использование на уроке различных форм групповой работы и работе в паре.   Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

слайд

Задачи групповой работы на уроке  

  1. Активная познавательная деятельность
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  3. Развитие умений успешного обучения
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе

Но эта работа будет приносить результат только тогда, когда дети научатся выполнять работу сообща. Этому  я начинаю учить учащихся с 1 класса.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

слайд

Работа по активизации познавательной деятельности  в соответствии с  ФГОС невозможна без применения на уроках современных образовательных технологий, которые я использую в своей работе.

  • Исследовательские;
  • Проектные;
  • Развивающие;
  • Здоровьесберегающие;
  • ИКТ технологии
  • технологии  проблемного обучения

слайд

Современное оборудование позволяет использовать  в работе исследовательские методы. Особенно это важно для уроков окружающего мира и кубановедения. Учащиеся учатся выдвигать гипотезу, в ходе деятельности опровергать или доказывать ее. Они с интересом включаются в такую работу, что является очень ценным, а грамотное распределение обязанностей, умелое деление на группы, дает возможность каждому ученику почувствовать свою значимость.

слайд

Элементы гипотезы, проблемный диалог  можно использовать на различных уроках.  Например, когда проводим  устный счет в нетрадиционной  форме и используем сказочных героев, которые по – разному решают одну и ту же задачу. ( Один правильно, другой – неправильно, один рациональным способом, другой –нет)  Анализируя подобные задания мы обращаем внимание детей на то, почему сказочный герой сделал ошибку, что необходимо знать или узнать.

слайд

В последнее время много внимания уделяется проектной деятельности .

Учебные проекты по предметам  начальной школы (русский  предметам язык, литературное  творческий чтение, математика, окружающий мир,  обучении ИЗО, технология,  музыка) для школьников-исследователей – это  возможность делать  что-то интересное  самостоятельно или  в группе, максимально  используя свои  возможности; это  деятельность,  позволяющая  проявить себя,  попробовать свои силы, приложить  свои знания,  принести пользу  и показать публично  достигнутый результат;  это деятельность,  направленная на решение  интересной проблемы,  сформулированной самими  учащимися.

слайд

Работа над проектами позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Конечно, без помощи взрослых ученик начальной школы (особенно 1-2 класс) не сможет самостоятельно выполнить и оформить проект. На родительских собраниях учу родителей, как помочь ребенку выполнить проект, ведь не секрет, что это все работа и соревнование среди родителей, кто своему ребенку сделает лучший проект. В лучшем случае ученик хотя бы прочитает дома работу, а в худшем просто принесет в класс, даже не имея представления о том, что там написано.  Поэтому я много работаю над тем, чтобы дети могли защитить свой проект. Например, проект «Моя любимая буква» 1 класс. Учащиеся  не только демонстрировали у доски, изготовленные вместе с родителями буквы, но и объясняли выбор буквы, читали наизусть стихи о ней  или загадки.

слайд

Мне нравятся групповые проекты, которые имеют большое познавательное значение.  На уроках окружающего мира, кубановедения много внимания уделяется изучению своей малой Родины.

Расскажите, что вы знаете об истории нашей станицы? Как оказалось очень мало. Идея проекта появилась сама собой. Класс был разделен на группы, каждая из которых получила свое задание.

 Первая группа искала ответы на следующие вопросы:

- Когда возникло первое поселение на месте нашей станицы?

- Как назывался хутор, образованный казаками – переселенцами?

- Когда образовалась станица Ольгинская?

- Почему станица носит такое название?

Вторая группа собирала  информацию о том, почему улицы станицы носят названия Я.Я. Берзина, М.П. Лушпая, М.Н. Мазая, П.Д. Кичи.

Третья группа фотографировала достопримечательности станицы, здания, имеющие историческую ценность, готовила материал о гербе станицы Ольгинской.

Кроме этого каждая группа продумала  вопросы  для викторины по своей теме.

После защиты  мини-проектов мы  выбрали  представителей от групп  для организации творческой команды по разработке презентации-викторины «История моей малой Родины станицы Ольгинской»,  которая стала результатом нашего проекта.  Все материалы, полученные при выполнении проектной работы имеют большую ценность, так как могут использоваться и на уроках кубановедения, окружающего мира, при проведении классных часов.

слайд

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеет создание на уроке комфортной психологической  обстановки. Одним из этапов современного урока является – мотивация.

В первую очередь  стараюсь вызвать у детей эмоциональный настрой на работу.

Например:

«Поделись улыбкою своей»

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

«Мешок настроений»

Я принесла волшебный мешок. Давайте положим туда все плохое и выбросим его.

 «Аутотренинг»

Я готов к работе.

Мои глазки внимательно смотрят.

Мои ушки внимательно слушают.

Мои ручки старательно пишут.

Моя голова думает.

Мой язык не болтает без дела.

слайд

На доске слова: «хочу», «могу», «умею», «делаю». Учитель дает им такую расшифровку:

«Хочу» - я хочу пожелать вам увеличить объем ваших знаний в полтора раза.

«Могу» - сообщаю, что на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

«Умею» - мы с вами умеем применять изученные правила в решении упражнений.

« Делаю» - делаем каждый себе установку: « Понять и быть тем первым, который увидит ход рассуждений, ход решения».

 Умение в нужный момент подбодрить ученика, иногда просто улыбнуться ему – помогает более эффективно организовать процесс обучения.

слайд

Мы живем в век информатики и компьютерной техники, что несомненно накладывает отпечаток на процесс обучения, учитель работает над формированием у учащихся информационно- коммуникативных компетенций, использует  в работе информационные технологии. Это то, что вызывает у учащихся неподдельный интерес, который необходимо направить в нужное русло.

Прежде всего, это знакомство с компьютером, его возможностями, использование его не только для развлечения, но и для получения новых знаний.  При этом большое внимание я уделяю умению искать с помощью компьютера информацию по теме, обрабатывать ее, оформлять, распечатывать, умению создать мультимедийную презентацию,  использую задания развивающего характера.

На уроках технологии и ИКТ я учу ребят создавать презентации. Благодаря использованию интерактивной доски, работа проходит интересно. Каждый учащийся («цепочкой») выходит к доске, выполняет задание класса: вставляет картинку, делает для неё рамку, печатает текст, выставляет анимацию и т. д. В конце работы – просмотр презентации.

Результат этой работы – первые детские презентации о своей семье, подготовка сообщений по теме урока и т.п.

слайд

Компьютер выступает в роли тренажера, средства для диагностики и контроля. С его помощью можно закрепить навыки: определение падежей, таблицу умножения, единицы времени, длины, можно проверить полученные знания, получить за это отметку.

слайд

Работу организую или «цепочкой», или группами.

Результат моей работы – достижения моих учеников.  Это хорошие результаты при написании контрольных и проверочных работ, участие в различных творческих конкурсах, в онлайн – олимпиадах.

Разработки своих уроков и презентаций я размещаю на своем сайте https://infourok.ru , в течении 5 лет работала руководителем РМО учителей начальных классов.

Я стараюсь, чтобы каждый ученик не остался незамеченным,  смог проявить свои способности, если не в учебе, то во внеклассной жизни класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения

Cтатья. Применение развивающих игр  разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге....

«Формирование любознательности через активизацию деятельности учащихся в процессе обучения».

Педагоги могут самостоятельно выбирать методы и средства обучения. Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения матер...

Выступление на ШМО по теме:“ Активизация познавательной деятельности на уроках обучения грамоте”.

Доклад на школьном методическом объединении  о методах работы на уроках чтения в 1 классе в период обучения грамоте (1 полугодие)....

Методика исследования по теме ВКР "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования геометрических представлений".

В разработке методики исследования по теме "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования геометрических представлений" представлены:- 3 этапа исследования: констататирующи...

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения».

laquo;Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучен...