Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе
методическая разработка на тему

Деревщикова Любовь Ивановна

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронежский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра педагогики и методики

начального общего образования

Авторский проект по теме:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе»

Выполнила: учитель начальных классов

МКОУ Мастюгинская СОШ

Острогожского муниципального района

Л.И. Деревщикова

Воронеж - 2012 год

Оглавление

I. Введение ………………………………………………………………………. 3                                                                    

ІI. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования ………………………………………………………………...……. 5

ІІI. Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе…………………………………….………………..…….. 9

          1.Личностные универсальные учебные действия ………………...……  9

          2.Регулятивные универсальные учебные действия …………………….12

          3.Познавательные универсальные учебные действия ...……………….13

          4.Коммуникативные универсальные учебные действия…………...…..14

ІV. Создание педагогических ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира …………………………….16

V. Заключение ……………………………………..…………….………………20

VI. Литература ………………...………………...………………………………22

I.Введение

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

– новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании [1с.35-40].

Цель данной работы: выявить, что является основой формирования УУД на уроках окружающего мира в первом классе.

Задачи:

- дать определение понятию «универсальные учебные действия»;

- рассмотреть возможности формирование УУД на уроках окружающего мира в первом классе МКОУ Мастюгинская СОШ;

- определить педагогические ситуации, способствующие формированию УУД  на уроках окружающего мира.

Гипотеза: если школа побуждает учащихся принимать активную гражданскую позицию, усиливает личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества, то это и будет  основой формирования универсальных учебных действий, что и   является ценностью современного образования.

II. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

 В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть его деятельностные качества.

 Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
-
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
-
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
-
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
-
автономизационная  компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
-
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
-
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
-
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
         К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
 Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
        Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться
. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты [19].
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
       Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик[7, с.17-19].
        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта[19].
 
        Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят надпредметный,  метапредметный  характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося[16, с.8-11].

К основным функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся[6, 325-367].
         В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностный;

 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

 3) познавательный;

4) коммуникативный [19]..

III. Формирование универсальных учебных действий

на уроках окружающего мира в первом классе

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества[16, с.3-5].

То есть,  практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Рассмотрим формирование УУД в соответствии с предполагаемыми результатами начального общего образования.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные  результаты освоения основной  образовательной  программы начального общего образования должны отражать: 

1)Формирование  чувства гордости за свою Родину,  российский  народ  и  историю  России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности. 

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

 культуре других народов. 

С этой целью в учебниках «Окружающий мир» предлагаются специальные разделы: Природа России, Страницы истории Отечества, Родной край – часть большой страны, Современная Россия, Жизнь города и села, а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного отношения к ней.

Например:  Что ты знаешь о нашей стране? Какие народы живут в России?  Как называется часть России, в которой ты живешь?  Представители каких народов населяют твой край?  Назовите государственные символы России.

Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, мира.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 

 Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни. На это работает, практически, весь курс предмета Окружающий мир. Знакомство с обычаями, традициями, праздниками народов России и мира способствует формированию толерантности юных граждан нашей страны.

Так, уже в 1 классе ученики отвечают на вопросы: Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Именно организация деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе необходима для достижения указанного результата.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, играми, задачами на смекалку, ребусами, загадками, способствующими повышению мотивации обучающихся.

Хорошо известно, что младшие школьники и, особенно первоклассники, очень любят задавать вопросы. Поэтому разделы курса Окружающий мир в 1 классе: «Что и как?», « Как, откуда и куда?», « Где и когда?», « Почему и зачем?»  способствуют мотивации школьников и укрепляют ее. Дети этого возраста также любят рассказывать о себе и слова «я» и «мое» являются для них доминирующими факторами общения. В этой связи формирование отношения к своей семье как важнейшей ценности представляется чрезвычайно эффективным. Здесь огромную роль играют рубрики: «Прочитаем и обсудим», «Семейные традиции», «Родословная».

7)  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 

8)  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других  людей. 

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формированию указанных личностных качеств и чувств, способствует содержание таких разделов, как: «Общение», «Эта удивительная природа»,  «Мы и наше здоровье», «Путешествие по городам и странам». У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они не умеют подчиняться правилам поведения в группе. Поэтому в учебниках много заданий, которые эффективнее выполнять в паре или группе.

Например:  Где зимуют перелетные птицы? Выскажите предположения. Подумайте, как их можно доказать.

- Вылепите из пластилина модели звезд. Правильно покажите их форму, цвет и сравнительные размеры. Проверьте работу друг друга.

- По заданиям рабочей тетради изучите возникновение и распространение звуков.

 Такие задания учат детей общаться, соблюдать правила, находить компромиссы   и оставаться друзьями.

  Одна  из  целей  предмета «Окружающий  мир»  в  программе  авторов –  научить школьников  объяснять  своё  отношение  к  миру.  Такой  подход  позволяет  учителю  не навязывать «правильное»  отношение  к  окружающему,  а  корректировать  мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности [16, с.8-9].  

Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе изучения курса Окружающий мир учащиеся получают возможность для формирования регулятивных универсальных учебных действий:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем [14]..

На уроках ребята учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью заданий такого рода: «Из газет, журналов или у старших постарайся узнать о том, каким уголкам природы России по вине человека угрожает опасность. Что делается для их охраны и восстановления?». Осуществлять пошаговый и итоговый контроль помогают разнообразные практические задания в учебниках. Рассмотрите рисунок. Найдите зимующих птиц. Отметьте синими фишками. Остальные птицы – перелетные. Отметьте их красными фишками. «Проверьте себя» [с.84-85].

  На  уроках изучения нового  опирается на технологию проблемного диалога. В учебнике введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведен вывод, к которому должны прийти  на уроке ученики.

Умение контролировать и оценивать    процесс  и  результаты своей деятельности  в сотрудничестве с учителем и учащимися формируется,  начиная с первого класса. Действие оценки содержит следующие компоненты:  

1)  определение предмета оценивания;

2) предъявление критериев оценки;

3)  сравнение предмета оценки с предложенными критериями;

4)  отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Например, при изучении темы «Кто такие рыбы?»,  дается задание «Дорисуй чешуйки». Предлагаем внести дополнение, которое придаст еще одну функцию этому заданию: формирование  действия оценки. Модифицированное задание  будет  сформулировано  так: дорисуйте чешуйки и оцените свою работу.

В результате выполнения задания учащиеся научатся  принимать,  и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие с учетом особенностей образца, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Познавательные универсальные учебные действия.

В процессе изучения курса учащиеся получают возможность для формирования:

1)Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2)Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3)Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4)Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5)Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

6)Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

7)Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

8)Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  Наряду с заданиями в учебнике, тетради, материалами в атласе-определителе «От земли до неба» и  книгах «Зеленые страницы», «Великан на поляне» есть задания подготовить сообщение о животных, растениях какой-либо природной зоны  по дополнительной литературе. Таким образом, ребенок учится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выделять существенную информацию из текстов разных видов, при возможности осуществлять поиск с использованием Интернета. Творческое задание в конце раздела: «Представьте с друзьями, что вы ученые и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом» позволяет научиться строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его особенностях, осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков[14].

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3—4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание… Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Наблюдение за совместным выполнением школьниками Заданий показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут  советоваться друг с другом, подсказывать,  спорить,  доказывать — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» (В.В. Андриевская и др., Г.С. Костюк и др.). По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в  целом[14].

IV. Создание педагогических ситуаций для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Урок по теме «Кто такие рыбы?» (1 класс) [10, с.34-35].

Учитель:  жизнь рыб  вызывает большой интерес у ученых. В лабораторию поступил образец чешуи еще неизвестной науке рыбы, но, к сожалению, часть рисунка оказалась стертой.  А по оставшемуся фрагменту невозможно отнести рыбу к какому-либо виду. Откройте учебник на странице 23. В верхнем углу страницы размещен фрагмент чешуи, который надо дорисовать.  Посоветуйтесь в паре, как будете выполнять задание.

Учащиеся обговаривают план выполнения задания, показывают знаком (например, поднятые вверх руки «домиком») о завершении обсуждения.

Учитель: с чего начнем работу?

Учащиеся: сначала рассмотрим чешуйки (какая форма, как расположены, какой цвет), затем простым карандашом нанесем узор, потом его раскрасим.  

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка выполнения задания.

Учитель: теперь надо решить, какие образцы отправим в лабораторию. Как будем выбирать?

Учащиеся: надо определить: получилась чешуя или нет.  

Учитель выслушивает, и фиксирует предложения детей. Затем обобщает, и предлагает  критерии оценки  (на доске они могут быть зафиксированы значками, так как  не все дети еще к этому времени могут быстро читать):

1) фрагмент чешуи полностью заполнен;

2)  чешуйки расположены плотно друг к другу, форма чешуек одинакова;

3)  сохранен «узор» чешуи во всем фрагменте;

4)  соответствие выбранного цвета чешуи образцу.

Учитель:  предлагаю поменяться работами, и оценить  их  качество. Начертите четыре волшебные линеечки под рисунком. Оценим  сначала завершенность рисунка.  

Возьмите простой карандаш, укажите на первой линеечке вашу оценку.

   Так выполняется оценка работы по каждому критерию, отмечаются те работы, оценка которых высока, определяются трудности, возникшие при выполнении задания.

На данном уроке формируются личностные, регулятивные и коммуникативные учебные действия. Предложенная педагогическая ситуация  строится  на основании структуры самого действия оценки. Таким образом,  учащиеся поэтапно под руководством учителя осваивают каждый  компонент этого действия.

Рассмотрим задания, которые включены в «Итоговые комплексные работы. Мои достижения» [18].

Задание 4. Вариант - 1.

Выбери правильный ответ и отметь его значком

Столько же  «ног», сколько и у мыши…

           А) у совы        Б) у коровы

            В) у старика                                         Г) у курицы

Задание 5. Вариант - 1.

Сколько шмелей нарисовал художник?

Задание 7. Вариант - 1.

Отметь значком       ,  который из названных объектов природы растет, но не умеет бегать или летать.

        А) мышь                                        Б) клевер

        В) сова                                                  Г) шмель

Оценочная деятельность учащихся строится на основе следующих общих принципов:

- оценка является постоянным процессом, интегрированным в практику;

-оценивание может быть только критериальным;

-оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не личные качества ребенка и т.д.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:

-получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

-приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

-получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

-примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде [ООП НОО Мастюгинской школы].

V. Заключение

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
         Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
         1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему
, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
        2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер
 ребёнка.
       3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться»
, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
       4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения
, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
      5. В образовательной практике происходит переход
 от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
      И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества, что и было рассмотрено и доказано в данной работе.

VI. Литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№4
  3. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях ФГОС// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№10
  4. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
  5. Козюренко М.А., Базанова Г.С. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№11
  6.  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
  7. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№7
  8. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением 2-е издание, М.: 5 за знания, 2009г.
  9. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе// журнал «Начальная школа».-2011-№4
  10. Плешаков А.А.  Окружающий мир. 1 класс: Учебник. М.: Просвещение, 2011г. (к нему рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс 2011 год)
  11.  Плешаков А.А.  Окружающий мир. 2 класс: Учебник. М.: Просвещение, 2011г. (к нему рабочая тетрадь Окружающий мир 2 класс 2011 год)
  12. Плешаков А.А.  Окружающий мир. 3 класс: Учебник. М.: Просвещение, 2011г.  (к нему рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс 2011 год)
  13. Плешаков А.А.  Окружающий мир. 4 класс: Учебник. М.: Просвещение, 2011г.  (к нему рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс 2011 год)
  14. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010г.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ 
  15. Селевко Г.К Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
  16. Рабочая программа Окружающий мир авт. Плешаков А.А.1-4 классы М.: Просвещение, 2011г.
  17. Методические рекомендации Окружающий мир авт. Плешаков А.А., Соловьева А.Е. 1-2 классы М.: Просвещение, 2012г.
  18. Мои достижения. Итоговые комплексные работы 1 класс М.: Просвещение, 2011г.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
  20. Интернет технологии. Сайты:

«Сеть творческих учителей»,

«Первое сентября»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе Деревщикова Любовь Ивановна учитель начальных классов МКОУ Мастюгинская СОШ Острогожского района Воронежской области

Слайд 2

Актуальность формирования УДД обусловлена: – новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале; – требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.

Слайд 3

Цель данной работы: выявить, что является основой формирования УУД на уроках окружающего мира в первом классе. Задачи: - дать определение понятию «универсальное учебное действие»; - рассмотреть возможности формирования УУД на уроках окружающего мира в первом классе МКОУ Мастюгинская СОШ; - определить педагогические ситуации, способствующие формированию УУД на уроках окружающего мира.

Слайд 4

Гипотеза: если школа побуждает молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливает личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества, то это и будет основой формирования универсальных учебных действий, что и является ценностью современного образования.

Слайд 5

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Слайд 6

6 деятельностный подход в построении урока Особенности стандарта: компетентностный подход в образовании

Слайд 7

Универсальные учебные действия (УУД) – - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; -совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 8

Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 9

Универсальные учебные действия носят надпредметный , метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Слайд 10

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя положениями: 1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. 2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. 3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Слайд 11

со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности; с этапами процесса усвоения; с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно. УУД выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

Слайд 12

Основные виды универсальных учебных действий Личностные действия Коммуникативные действия Регулятивные действия Познавательные действия УУД

Слайд 13

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 14

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Слайд 15

-

Слайд 16

Общеучебные универсальные действия включают: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Слайд 17

Универсальные логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс); анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

Слайд 18

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 19

Личностные УУД Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Слайд 20

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Слайд 21

Формирование отношения к своей семье как важнейшей ценности

Слайд 22

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 23

Регулятивные УУД прогнозирование

Слайд 24

Планирование. Оценка результатов работы.

Слайд 25

Познавательные УУД Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Слайд 26

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Слайд 27

Вывод: заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества

Слайд 28

«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. должен быть изменён способ обучения…» академик РАО В.С. Лазарев Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориент...

Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира во 2 классе (на примере изучения темы: «Если хочешь быть здоров»).

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема: « Если хочешь быть здоров».Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)....

Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.

Как сделать процес обучения одновременно увлекательным, доступным для всх обучающихся ,максимально эффективным. Одним из таких инструментов на уроке может являться смешанное обучение. Каждый учащийся ...