Технология составления рабочих программ и КТП по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал по теме

Иващенко Наталья Григорьевна

Даны подробные рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon praktika_sostavleniya_rp_i_ktp.ppt892.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Староминской Технологии составления рабочих программ и КТП по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Подготовила: руководитель МО Н. Г. Иващенко

Слайд 2

Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который регламентирует деятельность педагога, учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 3

При составлении рабочей программы педагог учитывает: Требования ФГОС; Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры; Образовательные потребности семьи и ребенка; Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса; Объем часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов; Уровень профессиональной компетентности; Особенности учащихся класса; Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

Слайд 4

Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Слайд 5

Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 5) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Слайд 6

Пояснительная записка конкретизирует: – нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа; – роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы; - обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательных отношений/компонента образовательной организации.

Слайд 7

Общая характеристика учебного предмета, курса В данном разделе раскрывается роль и значимость предмета с точки зрения целей образования категории обучающихся с ОВЗ (с опорой на концепцию Стандартов специального образования), современных требований к результатам освоения АООП. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами социализации и дальнейшей социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Слайд 8

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Данный раздел предполагает указание классов, в которых планируется освоение данной рабочей программы, и количества часов, выделенных на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений/компонент образовательной организации) части. Возможна разбивка общего количества часов по неделям и годам обучения в табличном виде.

Слайд 9

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают как общие (общественные и государственные), так и особые (для данной категории обучающихся с ОВЗ) образовательные потребности, сформулированы в деятельностной форме. Необходимо показать связь планируемых образовательных результатов с достижением коррекционных целей образования в ходе освоения содержания учебного предмета обучающимися с ОВЗ.

Слайд 10

Содержание учебного предмета, курса включает: – наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий; – перечень планируемых видов деятельности, экскурсий; – направления проектной деятельности обучающихся; – использование резерва учебного времени. Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ.

Слайд 11

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности: – печатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоение тем и разделов рабочей программы по учебному предмету); – экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); – технические средства обучения (средства ИКТ); – цифровые и электронные образовательные ресурсы; – учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; – натуральные объекты; – демонстрационные пособия; – музыкальные инструменты; – натуральный фонд.

Слайд 12

Примерное оформление титульного листа Рабочей программы ____________________________________________________________________ (территориальный, административный округ (город, район, поселок) _______________________________________________________________________ (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от ________ 20 __ года протокол № 1 Председатель _______ __________________ подпись руководителя ОУ _________________________________ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По__________________________________________________________ (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов ________ Учитель ____________________________________________ ____ Программа разработана на основе_ (указать программу/программы, издательство, год издания) Рекомендуемый вариант последней страницы рабочей программы СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического объединения учителей ОО подпись Ф.И.О . от ____________ 20 __ года № 1 ______________ 20 __ года подпись руководителя МО

Слайд 13

- МО Староминский район – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Староминской УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол № 1 от 30.08.2016 года председатель педсовета ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ Степень обучения (класс) – 2- 4 класс Количество часов: 2класс: 170 часов (5 часов в неделю) 3 класс: 170 часов (5 часов в неделю) 4 класс: 136 часов (4 часа в неделю) Уровень: базовый Учителя: Иващенко Н.Г., Капуста С.Л., Канищева Н.А..

Слайд 14

Содержание I . Пояснительная записка………………………………………………….... II . Общая характеристика учебного предмета «Чтение и развитие речи». III . Описание места учебного предмета «Чтение и развитие речи» во 2 – 4 классах в учебном плане. IV . Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение и развитие речи» во 2 – 4 классах. V . Содержание учебного предмета «Чтение и развитие речи» во 2 – 4 классах. VI . Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи».

Слайд 15

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в соответствие: -с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Рабочая программа разработана на основе: - адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ школы – интерната; - примерной « Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 1-4кл. Под ред. В.В.Воронковой» Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011 год, -учебного плана ГБОУ школы - интерната Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 - 4 классов определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».

Слайд 16

Главная цель предмета: - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; - осмысленно воспринимать прочитанное; - формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; - выработка умения правильно строить предложения; формировать нравственные качества. Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Слайд 17

Общая характеристика учебного предмета «Чтение и развитие речи». Чтение и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Слайд 18

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся во 2 классе. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Слайд 19

Описание места учебного предмета «Чтение и развитие речи» во 2 – 4 классах в учебном плане. Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 - 4 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Уроки чтения и развития речи проводятся во 2 – 3 классах 5 раз в неделю (170 часов в год), в 4 классе – 4 раза в неделю (136 часов в год ). Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи, уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 3 учебных года.

Слайд 20

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияучебного предмета «Чтение и развитие речи» во 2 – 4 классах. Личностные результаты. 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 3 ) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 5) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 6) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 8) сформированность установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 21

Метапредметные результаты: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Слайд 22

Предметные результаты. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Минимальный уровень: - осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определение основной мысли текста после предварительного его анализа; - чтение текста молча с выполнением заданий учителя; - определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; - чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Слайд 23

Содержание учебного предмета.

Слайд 24

Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения. Тематические папки: Индивидуальные карточки. Сведения о поэтах и писателях. Логопедический материал. Слоговые таблицы. Таблицы: «Времена года». «Здравствуй, школа!». Тематические иллюстрации. Технические средства: Ноутбук Интерактивное оборудование. Презентации. Демонстрационные материалы. Репродукции картин. Иллюстрации. Портреты писателей. Карточки со словарными словами. Электронные пособия. Презентации по темам. Мультфильмы.

Слайд 25

Список литературы: 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы/под ред. В. В. Воронковой; 4 –е издание. – М.: Просвещение, 2010 2. Ильина С.Ю. Чтение 2 класс: Учебник. - 11-е изд. – СПб.: фил. изд-во «Просвещение», 2016 (10) 3. Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Чтение 3 класс. - 9-е изд. - М: Просвещение, 2016 (10) 4. Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Чтение 4 класс. - 6-е изд. - М: Просвещение, 2016 (9) 5. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителя, Под ред. В.Г. Перовой. – 2-е изд., перераб. – М.: перераб. – М. Просвещение, 1982. – 285 с., ил. 6.Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб для студентов пед. вузов. А.К. Асёнова, С.Ю.. Ильина. – М.: Просвещение,2011. – 335 с., ил. 7. Гостинская Е.С., Михайлова М.И., Внеклассное чтение. Дидактический материал 2 кл., М., 2005. 8. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990г. 9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006. 10. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004. 11.Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007. 12. Логопедическая азбука. / В.А.Ракитина, Е.Н.Рыжанкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. Обсуждено Согласовано на заседании МО зам. директора по УР протокол № 1 ________ от 29.08.2016г. Парамонова З.П. руководитель МО ___________ Иващенко Н.Г.

Слайд 26

Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета планируются на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом: - возрастной группы (класса), для которого составляется КТП; - уровня развития учащихся данного класса; - изучаемой темы или раздела.

Слайд 31

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты . Оценка личностных результатов будет осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, членами ПМПК школы. Результаты анализа предоставляются в форме условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.

Слайд 32

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. В соответствии с локальным актом школы 5- бальная шкала оценивания начинается со второго полугодия 2-го класса (для программы варианта №1) В первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется только качественная оценка.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Русский язык" автор Полякова А.В. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" (система Л.В.Занкова) разработана в соответствии ФГОС НОО...

Технология составления рабочих программ по предмету

Презентация в помощь учителям при составлении рабочих программ по учебным предметам (курсам) в соответствии с требованиями ФГОС...

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...

Читательская компетентность обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование читательской   компетентности обучающихся начальной школы в  условиях реализации ФГОС НОО...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Мастер – класс «Развитие орфографической зоркости обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» обучающихся 4 класса

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами орфографической зоркости на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса чер...