Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения
презентация к уроку на тему

Муртазина  Коркем Шандозовна

Выступление МО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 62» г.Магнитогорска Жанузакова Коркем Шандозовна

Слайд 2

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Слайд 3

Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано! Поэтому, умение обнаруживать « ошибкоопасные » места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

Слайд 4

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Слайд 5

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника. - ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью); - устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом; - применять правило; - проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Слайд 6

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

Слайд 7

Необходимо формировать умения слышать звучащее слово: выделять отдельные звуки и определять их характер; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках – «соседях»; проводить полный звуковой анализ слов.

Слайд 8

Задание «Сильный – слабый». 1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? 2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок . (Гласные буквы одинаковые.) 3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки? (Гласные звуки разные.) 4.Поможем слабому! В слове кОт гласный под ударением – сильный. В слове кОтенок гласный безударный – слабый. 5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Слайд 9

Приемы по выработке орфографической зоркости: 1.Списывание. Алгоритм списывания: 1. Прочитай слово (предложение). 2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте). 4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз. 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал по слогам; б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении); в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

Слайд 10

2.Письмо с проговариванием. 3.Комментирование. 4.Орфографические минутки . Алгоритм проведения: прочитать текст; найти в каждом слове «опасные места»; объяснить их написание; прочитать еще раз орфографически , а затем – орфоэпически ; списать.

Слайд 11

5.Скоростное письмо. Методика проведения: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.

Слайд 12

6.Письмо с пропуском орфограмм. 7.Звуковой анализ слов. 8.Письмо по памяти. чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию; орфографическое чтение детьми, орфографический разбор; упражнение в запоминании; орфографическое чтение слов с орфограммами; запись; проверка.

Слайд 13

9.Письмо с простукиванием. 10 . Использование словарей. 11. « Запоминалки ». Элла, Анна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. 12. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Слайд 14

13.Работа над ошибками. Памятка работы над ошибками. Запиши и подбери проверочное слово. (Проверяемое написание). (З и ма –зимы. Ска з ка – сказочка. Грус т ный – грустит). Подбери 3 слова на это правило. ( М осква, Благовещенск , Хабаровск , Сочи . Об ъ езд, с ъ ёмка, в ъ ехал, с ъе ли.) (Молодёж ь , доч ь , реч ь , рож ь . Лы жи , жи ла, пру жи на, жи знь.)

Слайд 15

Напиши целую строку ( непроверяемое написание). (С о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака, с о бака. Р и совали, р и совали, р и совали, р и совали, р и совали). 14.«Какография».

Слайд 16

15. Диктанты Предупредительный диктант Объяснительный диктант Выборочный диктант Свободный диктант Самодиктант Зрительно-слуховые диктанты

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений

Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пише...

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

1.    Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2.    Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....

Формирование орфографической зоркости как базового орфографического умения

В статье описаны этапы работы по  формированию орфографической зоркости младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленных на формирование умения решать орфографические задачи на уроках русского языка в начальной школе....