Упражнения, направленные на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений
методическая разработка по русскому языку на тему

Полосина Юлия Николаевна

Умение сознательно путем рассуждения решать орфографические задачи – это лишь необходимая предпосылка грамотности. Действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пишет так, а не иначе. Для того чтобы стать фундаментом речевой деятельности, письмо без ошибок должно достичь автоматизма. Автоматизм навыка формируется в результате многократных повторений действия, другими словами, в результате упражнений. Именно, упражнения – это одно из условий формирования орфографических умений.

Знания, умения грамотного письма осваиваются через упражнения. Именно они составляют главное содержание учебной деятельности. В процессе формирования орфографического умения, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Виды упражнений, направленных на формирование у младших школьников орфографических умений на основе принципа дифференциации значений

Упражнения 1 группы.

Упражнения, направленные на постановку орфографической задачи. В этом задании требуется найти и подчеркнуть орфограммы.

Прочитай. Спиши. Найди и подчеркни орфограмму.

  1. Витя Васильков набрал букет васильков.

     Серёжа Морозов не боится морозов.

  1. С ветки на ветку прыгала рыжая белка.

     Первой в космос полетела собака Белка.

  1. В глубине леса блестел пруд.

     Мальчик взял в руки прут.

  1. Сестра примеряла новое платье.

     Мама примиряла поссорившихся детей.

  1. Теперь мы будем проживать в новом доме.

     Пищу нужно хорошо прожевать.

6. В огороде Коля Огурцов собрал много огурцов.

          Возвращаясь под вечер с поля,

          Потеряла серёжку Поля.

          Ту серёжку нашёл Серёжка,

          Прибежал, постучал в окошко:

          Отыскалась твоя серёжка!

Напиши ответы на вопросы:

Откуда возвращалась Поля? Что она потеряла? Кто нашёл серёжку?

  1. У одной из уточек шейка была серая.

Из-за больного крыла Серая Шейка осталась зимовать на озере.

  1. Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает лук.

Косари вышли на луг.

  1. Царевна и пригожа, и мила.

Девочка старательно мела дорожки в саду.

Упражнения 2 группы.

Упражнения, направленные на решение орфографической задачи. В этом задании требуется осуществить выбор написания из предложенных двух вариантов (спишите, раскрывая скобки).

Прочитай. Подумай, какие буквы надо вписать в слова. Спиши без скобок.

  1. Такое ты вряд ли

     увидишь зимой:

    Сугробы из (П, п)уха в

    полуденный зной.

         Я звал (П, п)уха, но слышалось только мяуканье под диваном.

2. На клумбе зацвел душистый ма(г, к).

    Ма(г, к) с лёгкостью превращает песок в сахар.

     3. Детям хотелось пол(а, о)скать пушистого котёнка.

    Бельё необходимо пол(а, о)скать несколько раз.

Соседский пес (д,Д)ружок очень ласковый.

   Мой (д,Д)ружок Сашка учится во втором классе.

4. Вот ма(к,г) бутон раскрыл, природу оживил.

    Даром преподаватели

    Время со мною тратили,

    Даром со мною мучился

     Самый искусный ма(к,г).

  1. Кот сл(е,и)зал с тарелки всю сметану.

Вовка сл(е,и)зал с крыши по лестнице.

Красивы русские л(е,и)са!

Л(е,и)са пошла по пушистому снегу.

Упражнения 3 группы.

Упражнения, направленные на умение ставить и решать орфографическую задачу. В этом задании  предлагается учащимся найти и исправить ошибку.

1. Прочитай. Найди и исправь ошибку.

Высоко над землёй парил орёл. На днях мама поедет в орёл.

Иванова поля возвращалась вечером с поля.

В небо улетел шарик. По дороге бежал пёс шарик.

На чердаке мяукал код. Чтобы открыть замок, нужен кот.

Я восхищаюсь красотой девичьих коз.

Не пускайте в огород кос.

     На цветке сидел жучок.

     Мой пес жучок недавно заболел.

     Татьяна купила в магазине себе красную шапочку.

     С детства из сказки мы все знаем Красную шапочку.

     На берегу моря была галька.

     Сегодня ко мне в гости придет галька.

     Человеческий рот берет свое начало с первобытных времен.

 Когда зеваешь, нужно прикрывать рот рукой.

2. Комментированное письмо.

Дети собирались у костра и запевали веселые песни.

Лекарство запивают водой.

     Деревенский сторожил дом старинный сторожил.

      Дело делать не спишите, аккуратно все спишите.

Упражнения 4 группы.

Упражнения, описывающие гибкость орфографического умения (умение выполнять задания в различных языковых ситуациях). В этом задании требуется составить и записать предложения из предложенных слов; дополнить предложение подходящим по смыслу словом; вставить пропущенную букву, подобрать проверочные слова.

1. Прочитай. Из данных слов составь предложения. Запиши.

Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Сделал. Скворцов.

Коля. Кормушку. Воробьев. Для. Сделал. Воробьев.

Петя. Во. Петухов. Дворе. Петухов. Всех. Разогнал.

Подчеркни большие буквы в именах и фамилиях.

Подчеркни большие буквы в именах и фамилиях.

2. Дополни предложения подходящими по смыслу словами.

Раненый волк пытался __________________ рану.

Не давайте козам _____________________ в огород.

Слова для справок: залезать (ле'зет)

ализать (ли'жет)

Не следует __________________ слабых.

Попробуй ____________________ эту площадь.

Слова для справок: обежать (бег)

обижать (обида)

3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. К выделенным словам подбери проверку.                          

    Весной заливается солнечным светом лу_.

    Лу_ - древнее оружие воина.

    Прежде чем войти в комнату, Миша переступил поро… .

    У него был страшный поро… . Он был слеп.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Андрюшкина Н. Н. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи

Статья в сборнике: Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: сборник научн. ст./ отв. и научн. ред. В.А. Адольф; Сибирский федеральный университет. – Красноярск, 201...

Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений

В данной работе содержится разработка содержаний экскурсий по математике, способствующих формированию у младших школьников исследовательских умений....

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

1.    Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2.    Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....