Обеспечение личностных результатов в ходе образовательного процесса. Способы, методы, приемы.
материал по теме

Миронова Ирина Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

Обеспечение личностных результатов в ходе образовательного процесса. Способы, методы, приемы.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  2. смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  3. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. 

ЛичностныеУУД

(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание).

Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «Школа России».

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность. Предмет литературное чтение особенно благоприятен для создания возможности человека быть самим собой» и способствует формированию умений «принимать самостоятельные решения в самых разных ситуациях», задумываться над актуальными для каждого человека вопросами: «Кто я в этом мире?», «Зачем пришёл на эту Землю?», «Каково моё предназначение в жизни?» Литературное чтение в начальной школе будет способствовать как личностному, так и жизненному самоопределению школьника. Поэтому на уроках литературного чтения нужно регулярно практиковать нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев, т.к. именно оценка, и в особенности рефлексивная оценка поступка героя (с примеркой на себя), формирует систему ценностей младшего школьника, под влиянием которых ученик в дальнейшем выбирает индивидуальный жизненный путь.

В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В учебнике даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака, убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве родного языка. На уроках «Русского языка» Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях. Для формирования ЛУУД мною используются следующие виды заданий: работа над проектами; творческие задания: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование, написание поздравлений, открыток, писем; подведение итогов урока; самооценка результатов своих работ.

В курсе «Математика» написано, что к личностным результатам обучения относятся: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Для того чтобы ученики были готовы использовать знания для исследования математической сущности объекта (предмета или явления) при изучении математических понятий и способов действий (алгоритмов), необходимо усиливать прикладную направленность материала, иллюстрировать связь математики с жизнью. Приведу примеры.

Пример 1. При введении уравнения желательно опираться на анализ жизненных ситуаций и умение записывать на математическом языке результаты такого анализа. С этой целью можно обсудить ситуации вида: «В вазе было несколько яблок. 2 яблока съели, осталось 7 яблок. Сколько яблок было в вазе?», «На стоянке было 12 машин. После того как несколько машин уехало, осталось 7 машин. Сколько машин уехало?», «На ветке сидели 4 птицы, прилетело еще несколько птиц. Стало 10 птиц. Сколько птиц прилетело?» и составить по ним соответствующие равенства:

□ - 2 =7, 12 - □ =7, 4 + □ =10.

Далее следует обратить внимание на их общее свойство — наличие неизвестного компонента арифметического действия, заметив, что неизвестный компонент в математике принято обозначать строчной буквой латинского алфавита. Затем можно ввести термин «уравнение». При таком подходе уравнение воспринимается учениками не как отвлеченное равенство особого вида, а как модель (знаковая) реальной ситуации.

В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».

В курсе «Технология» для 1−4 класса учащиеся знакомятся со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями мастеров, работающих в этих отраслях.

Уже в младшем возрасте мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого себя. Каждый ребёнок должен найти своё место в социуме и мы, учителя, должны помочь ему в этом. С самых первых дней пребывания ребенка в школе стремлюсь проявить внимание к каждому ребенку, в каждом ученике увидеть положительное. Предупреждаю детей, что в каждой работе, в каждом ответе необходимо отметить положительные моменты, а затем дать рекомендации по устранению недостатков. Часто использую коллективное оценивание урока в целом при помощи светофора. На уроке, выполняя письменные задания, часто прошу детей оценить свою работу при помощи значков ! + - . Дети часто верно оценивают себя и своих товарищей по парте, работая в паре. Мы учителя начальных классов при объяснении новых тем опираются на личный опыт учащихся. Он у детей не большой, но очень яркий, эмоциональный. Общаясь на уроках со сверстниками, обращая внимание на литературных героев, дети учатся сопереживать, давать оценку своим знаниям и знаниям своих товарищей. Ведь именно так «рождается» интерес к самопознанию, умению вовремя прийти на помощь товарищу. Так мы воспитываем чувство необходимости учения, адекватное представление о школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»

Педагогическое  исследование  направлено  на   формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание...

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса

Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса...

Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостн...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Статья ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ....

« Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Выступление на МО Тема: « Обеспечение личностных результатов образования в ходе реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики»....