ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья

Бородина Марина Валерьевна

Статья ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_borodina_m.v.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Автор статьи: Бородина М.В.

МБОУ СОШ №102

Адрес электронной почты: mr.kolyan30@yandex.ru

Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.

Обучение должно быть построено так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации.

В современном мире, нам иногда не хватает знаний, полученных не только в школе, но зачастую и в вузе. На мой взгляд, это происходит от того, что мы много лет изучаем различные предметы, не выделяя никакой связи между ними. В настоящее время ситуация кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требованием к метапредметным результатам обучения.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему раздробленности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. При переходе ученика в пятый класс мы, как правило, не знаем, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Современная школа сегодня старается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. На мой взгляд, школа должна готовить своих выпускников к такой жизни, в которой ученик сможет адаптироваться к любым трудностям. Поэтому столь важно не столько нагружать ребенка знаниями, сколько помочь ему в общекультурном, личностном и познавательном развитие, обеспечить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть основная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. На каком уроке создать навыки целеполагания? Где найти место для рефлексии? На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия, по какой теме? Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов?

Одним из примеров, является исследовательская работа. В ходе выполнения исследовательской работы ученик, под руководством учителя воспроизводит цепочку действий, усваивает логику научного исследования. Этот путь включает выбор темы, формулировку гипотезы, цели и задач исследования. Все это происходит на основе анализа теоретического материала, проверку гипотезы эмпирическими методами (измерение, наблюдение или эксперимент), анализ, систематизацию и обобщение полученных эмпирических данных, и формулировку выводов в контексте их соответствия гипотезе, целям и задачам. Завершается школьное исследование оформлением исследовательской работы в соответствии с общепринятыми требованиями.

Все вместе и каждый из этих этапов при методически грамотной организации обеспечат достижение метапредметных результатов образования.

Так, помогая ученику определить цели и задачи, сформулировать гипотезу, составить общий план исследования, план его практической части (эксперимента или наблюдения), учитель формирует регулятивные УУД и проблемно-поисковые познавательные УУД. Целеполагание (регулятивные УУД) как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Действия контроля и самоконтроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, учитель формирует у ученика на этапе обобщения результатов эксперимента (наблюдения) и формулировки выводов.

При изучении литературы по теме исследования школьник совершенствует навыки смыслового чтения, учится работать с научными текстами (коммуникативные УУД). В то же время развивает такие познавательные УУД, как умение работать с информацией из разных источников, искать, воспроизводить, а главное, критически ее воспринимать.

На этапе обработки и анализа материала, полученного в практической части исследования, учитель обеспечивает условия для развития мышления учащегося (познавательные УУД). А именно, совершенствует способности к знаково-символическим действиям и логическим операциям (анализ, сравнение, классификация, обобщение и т.д.). Оформление исследовательской работы – отличная возможность уделить внимание развитию умений структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной, а затем на этапе презентации работы – и в устной форме.

Фрагмент исследовательской работы.

Мне очень нравятся рассказы Виктора Драгунского, про Дениску Кораблева. Одним из самых любимых является рассказ: «Все тайное становится явным». В нем говорится о том, что Денис не хотел, есть манную кашу, но очень хотел пойти на прогулку в Кремль. Тогда он решил соврать маме, но все тайное, рано или поздно становится явным. Меня очень заинтересовало, почему люди говорят неправду, и как понять, что тебе врут?

Тема исследовательской работы: «Почему люди врут?»

Актуальностью выбранной темы, является то, что в современном мире очень сложно понять врет человек или говорит правду. Многие не знают, как реагировать на ложь, и какие причины обмана.

Цель нашего исследования: разобраться с какой целью люди врут.

Гипотеза: итак, можно ли всегда говорить только лишь правду.

Задачи, которые я поставил перед собой:

  1. Изучить все известные способы выявить ложь
  2. Попробовать на практике, какие есть способы выявления лжи.
  3. Исходя из полученных результатов сделать выводы.

Предмет исследования: ложь и ее причины.

Объектом исследования будут мои одноклассники.

Методы исследования: ознакомление имеющейся литературы по выбранной теме, изучение всех исторических сведений, тестирование, эксперимент, анализ полученных результатов.

Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что я узнаю, с какой целью люди врут, узнаю, как часто это бывает и какие случаются последствия. Попробую научиться самостоятельно распознавать ложь.

Самым современным способом отличить ложь от правды является детектор лжи.

Детектор лжи или полиграф – техническое средство, предназначенное для регистрации психологических и физиологических реакций человека с целью выявления у него скрываемой информации. 

Изучив материалы, по созданию детектора лжи, мне стало интересно, как он работает, и можно его сконструировать самому. И я решил попросить папу, помочь мне, смоделировать свой «детектор лжи».

Особенность рабoты состоит в том, когда люди врут, они нервничают и потеют. Как следствие снижается электрическое сопротивление кожи. Эти изменения регистрирует детектор лжи и загорается лампочка.

В тестировании приняли участие 10 учеников из моего класса. Я задавал вопросы «Любишь ли ты сладкое?», «Любишь ли ты смотреть мультики?» участники 100% говорили правду, детектор не фиксировал никаких изменений, лампочка не загоралась. На вопрос «Ты когда-нибудь обманывал родителей»? 4 одноклассника сказали неправду. И всем им было за это стыдно.

Выводы: итак, после тестирования я узнал, что мои одноклассники иногда все же говорят неправду. Детектор лжи фиксирует изменения сопротивления кожи. Стоило заволноваться участнику теста, полиграф сразу же менял звук.

Во время тестирования я внимательно наблюдал за поведением одноклассников и выяснил очень интересный факт. Если тестируем, краснел, отводил глаза или у него менялся голос, то детектор показывал, что он лжет. Оказывается, чтобы разоблачить лжеца не надо носить с собой детектор лжи, достаточно при общении внимательно понаблюдать за интонацией, жестами и мимикой собеседника.

Говорить правду или нет, каждый решает для себя сам, только надо помнить тайное становится явным!

Учебная исследовательская деятельность требует серьезных затрат времени и сил. Сделать эти затраты эффективными – задача учителя – организатора, руководителя и куратора исследовательской работы.

Основная задача учителя – заинтересовать ученика и поддержать этот интерес на протяжении всего периода выполнения работы, не отбить желание заниматься наукой всерьёз. При выполнении работы учитель должен сформировать у ученика интерес к исследовательской деятельности, научить логически мыслить, грамотно использовать методику проведения работы, анализировать собранный материал, делать обоснованные выводы, научно их излагать.

Таким образом, я считаю, что, самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.

Используемая литература:

  1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10 г. № 1897(зарег. Минюстом 01.02.11 № 19644).
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 26.08.10 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», (зарег. Минюстом 6.10.10 г. № 18638).
  4. «Развитие исследовательской деятельности учащихся»: методический сборник-М: народное образование 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Протокол №7 заседания МО "Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса". 31.05.2016.

Выступление по вопросу "Результаты сформированности УУД у обучающихся 1-х классов на конец учебного года"....

Педагогические измерения метапредметных результатов в контексте разработки внутренней системы оценки качества образования (начальная школа)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.  Важнейшим резул...

Роль педагогической диагностики метапредметных результатов в аспекте требований обновленных ФГОС НОО

Актуальность вопроса о проведения диагностики качества сформированности универсальных учебных действий у младших школьников навряд ли вызовет сомнение. Тот акцент внимания на характеристике  спос...