ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Изоткина Елена Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И

                   ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ

                   СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ
       В ШКОЛЕ

        Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

        Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

        Принципы здоровьесберегающей работы  в школе:

- системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);

- комплексный подход;

- индивидуальный подход;

- личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные

  личностные структуры учеников);

- позитивный подход;

- гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении

  собственного здоровья).

          Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.

          Такая система должна включать в себя:

- формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;

- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;

- оздоровление в учебное и внеурочное время.

СОЗДАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

И ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
      МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОХРАНЕНИЮ
      И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

       Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:

- в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической,

  коррекционно-развивающей работы;

- в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация

  системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте –

  формирование и сохранение психологического и социального здоровья;

- в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.

      Обучение и здоровье.

      Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.

       Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.

Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.

        Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.

        Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах. (Приложение №1)

Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.

        Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности

учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины (Приложение №2). Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.

         «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.

          Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:

- упражнения для снятия утомления органов зрения;

- упражнения для снятия утомления мышц кисти;

- упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;

- упражнения для снятия общего утомления. (Приложение №2)

         Внеурочная деятельность.

         Комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды:

- организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной

  работы;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ;

- привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога.

Организация двигательного режима и физкультурно - оздоровительной работы.

       Во внеурочной деятельности в такую работу может быть включена гимнастика до уроков и проведение динамических перемен.

Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ЗОЖ.

- проведение классных часов («Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня» (Приложение №3), «Правильное питание – здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек – счастливый человек»).

- проведение различных конкурсов, праздников, викторин, «дней здоровья».

        Психологическое здоровье детей.

        В ходе реализации воспитательно – образовательного процесса в школе важно уделять внимание не только физическому, но и психологическому здоровью ребенка, то есть – воспитанию здоровой личности в целом.

        Здоровый психологический климат – эмоциональная атмосфера, благоприятная для эффективной деятельности, как педагога, так и ученика.

        Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность:

- адекватно относиться к себе и другим, способна строить отношения, в том    

  числе межличностные;

- растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;

- стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под

  угрозой;

- воспринимает мир реально;

- внутренне ответственна перед собой и другими;

- способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;

- интегрирована, имеет устойчивый стержень.

         Чтобы ребенку помогать, надо понимать ребенка. Чтобы его понимать, надо знать ребенка. С этой целью поможет использование, проведение различных исследований, диагностик, тестов.

  1. Исследования по изучению личности ребенка.
  1. Рисунки «Несуществующие животные».
  2. Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»)
  3. Тесты на лидерство.
  4. Тесты на выявление качеств, способностей личности (Приложение №4).
  1. Исследования по выявлению взаимоотношений.
  1. Социометрия.
  2. Оценочная диагностика. (Приложение №4)
  1. Тесты на выявление отношения к школе, учебному процессу.
  1. «Мои оценки».
  2. Трудности, успехи.
  1. Тесты на выявление эмоционального состояния.
  1. «Радуга настроения».
  2. «Мои чувства».
  3. «Корзина чувств» (Приложение №4).

        Сохранение и укрепление физического здоровья.

        Физическое состояние – это комплекс признаков, характеризующих

морфофункциональное состояние организма, уровень физических качеств и способностей, необходимых для жизни и практической деятельности.

        Физическое развитие как процесс – это изменение форм, функций организма в процессе естественного биологического развития или под влиянием физических упражнений.

         Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и в детских образовательных учреждениях. Поэтому проблема здоровья детей – комплексная и многоаспектная.

        Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны  физической подготовленности средствами физического воспитания открывают возможности управления здоровьем подрастающего поколения в процессе физического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Возможность управления здоровьем – одно из главных направлений сохранения и укрепления здоровья.

        Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

        Для укрепления, восстановления, сохранения здоровья необходимо использовать все средства, методы и формы адаптивного физического воспитания:

  1. Система организации двигательной активности:
  1. гимнастика до уроков;
  2. элементы подвижного урока;
  3. физминутки, оздоровительные паузы;
  4. гимнастика для глаз, мелких мышц руки;
  5. динамическая перемена.
  1. Профилактика вирусных и простудных заболеваний:
  1. точечный массаж лица;
  2. массаж рук;
  3. дыхательная гимнастика.
  1. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
  1. совместная работа с медицинскими работниками, психологом;
  2. анкетирование, тестирование детей и их родителей, привлечение к работе последних (Приложение 5)

       

             

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

Пути повышения эффективности обучения орфографии при изучении темы "Безударные гласные"

Успешное обучение правописанию безударных гласных, проверяемыхударением, возможно тогда, когда четко определены теоретические основыэтой работы. Для этого необходимо рассмотреть основные трудности виз...

Интегрированный урок – ресурс эффективности обучения и воспитания младших школьников

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гумманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития реб...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Пути повышения эффективности обучения младших школьников

На уроках математики при использовании дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неус...

Учебно-методическое пособие для коррекционно-педагогической работы по музыкальному воспитанию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения).

Пособие  посвящено  вопросам применения музыкальной деятельности в коррекционно-педагогической работе и воспитанию детей с ОВЗ в коррекционной школе.      ...