Статья "Рефлексия как обязательный этап урока -занятия в условиях реализации ФГОС".
статья на тему

Семина Ольга Михайловна

Обобщение и распространение опыта использования элементов дифференцированного подхода в обучении младших школьников в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое рефлексия? Как мы понимаем уже привычное для нас выражение?

В словарях дается четкое определение рефлексии: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя».

Применительно к урокам, рефлексия – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В структуре урока,  соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где  особый упор делается на рефлексию деятельности. Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у младших школьников механизмов самодисциплины и самоанализа. Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта.

Рефлексия традиционно проводится в конце урока для подведения итогов. Однако некоторые ее виды могут быть очень эффективным инструментом контроля усвоения материала  на любом этапе занятия.

Используется классификация приёмов самоанализа, основанная на функциональном назначении рефлексии: диагностика эмоционального состояния и настроения, оценка деятельности на уроке, анализ содержания учебного материала.

Педагоги нашей школы уверены, что можно использовать приёмы рефлексии, учитывая типы восприятия обучающихся.

Например, для визуалов предлагается на выбор кораблик с заготовленными парусами (красный, жёлтый, зелёный), а кинестетикам мы можем предложить самостоятельно разукрасить парус.

Для аудиалов возможно наиболее эффективным будет приём «Незаконченные предложения»: Теперь я могу….Было трудно….Меня удивило…

Всё многообразие приёмов мы можем модернизировать для детей различных типов восприятия. Главное, следовать правилу: кинестетику дать поработать руками, аудиалу дать возможность озвучить свой результат деятельности, а визуалу поработать с цветом.

 

Сегодня широко применяется один из приемов  рефлексии урока (занятия)  – это синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн – это одна из форм свертывания  учебного материала.  Достаточно часто эту форму, как подведение итогов проделанной работы,  применяют  учителя  на обобщающих уроках  в конце изучения темы или  раздела.

А) Во-первых, составление синквейна – довольно увлекательное  занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас. Целесообразно предлагать такой вид работы в 3-4 классах.

Б) Во-вторых,  составление синквейна – это еще и творческое занятие. Данный прием  можно применить на внеклассном мероприятии, где временные рамки на составление синквейна будут расширены, и это дает возможность нестандартно подойти к  оформлению  своей работы.  Каждый из нас – творческая индивидуальность, только одни и не ведают об этом, другим не помогли раскрыться, а некоторым повезло: им были созданы условия, и они раскрылись. Именно в такой работе мы расширяем поле деятельности для наших воспитанников: кинестетики  рисуют, чертят, раскрашивают, пишут, клеют. Визуалы наблюдают , работают с цветом, аудиалы обсуждают, участвуют в дискуссии, а после и представляют готовый продукт.

В) В-третьих, этот прием работы  требует минимальной затраты времени. Для написания синквейна детям, хорошо освоившим его структуру, достаточно 5-10 минут.

 

Г) В-четвертых, синквейн можно использовать в рамках изучения любого предмета школьной программы.

Д) В-пятых, синквейн можно проводить как индивидуально, так и в групповой форме.

Кратко рассмотрим правило составления синквейна.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк:

Первая верхняя строка состоит из одного слова (имени существительного).

Вторая строка состоит из двух прилагательных, имеющие непосредственное отношение к первой строке.

На третьей строке –  три глагола, связанные с вышенаписанными словами.

На четвертой строке - предложение из четырех слов, показывающее отношение к теме. Можно составить свое предложение или вспомнить и написать подходящую пословицу, или крылатое выражение.

И, наконец, последняя строчка – всего одно слово, связанное с первым словом. Это может быть слово-ассоциация или слово-синоним.

В ходе учебно-воспитательного процесса,  мы делимся с учащимися  накопленными знаниями, а они  стремятся перенять их. Такой процесс взаимодействия между нами мы называем обучением. Слово «обучение» будет являться темой составления синквейна.

Примерный вариант составления синквейна.

Тема: Обучение

Разноуровневое, диффиренцированное.

Поняла, умею, применю.

Век живи – век учись.

Образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО.

В своем сообщении делюсь опытом в организации мотивации и рефлексии на уроках. Какие методические приемы мне помогают удерживать интерес,сделать обучение желанным. Как использование ИКТ на уроках позв...

Структурные элементы учебного занятия в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта по созданию современного урока...

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...