Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО.
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Астраханцева Вера Николаевна

В своем сообщении делюсь опытом в организации мотивации и рефлексии на уроках. Какие методические приемы мне помогают удерживать интерес,сделать обучение желанным. Как использование ИКТ на уроках позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном  занятии в условиях реализации ФГОС НОО. (слайд1)           Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения.                                         К.Д.Ушинский (слайд 2)                                                                                   У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к учёбе. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и  повышение мотивации детей к учебному процессу, а в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.(слайд3)                                                                 Мотивация- основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО. (4слайд)                                                                                                                                       Исходя из выше сказанного, своей работе я стараюсь как можно чаще использовать проблемы мотивации на разных этапах урока. Начиная урок, начинаю именно с мотивации учебной деятельности, а именно: мы обязательно с детьми планируем свою деятельность,  даю детям право выбора и в конце урока обязательно подводим итог. Все фиксируем на доске, при помощи знаковой системы.                                                      - На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания я вначале подвожу ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Затем последовательно, отрабатываем с ним постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом – они должны быть реально достижимы.                                              Задания к самостоятельной постановке целей:   (слайд5)                                      - определите собственные цели занятия (его этапа);                                                        - подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;                        - определите важность, значимость изучаемого материала;;                                       - сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных)                                                                                           - определите способ решения своей учебной задачи;                                                    - ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;                    -определите свои затруднения во время занятия;                         Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.                 Творческие задания:  (слайды 6-7)                                                                                         -сочини  свою сказку или продолжи произведение;                                   -чтение наизусть в лицах басен;                                                                                   -придумай иллюстрации к произведениям;                                                      -составь свои вопросы, ребусы, загадки.(материал)                                                        -составление сообщений разных по тематике;  и т.д.                     Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.                                                                В своей работе использую разнообразные формы, приемы и методы, которые повышают учебную мотивацию у младших школьников и влияют на формирование учебной мотивации.                                               1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;                                                                      Этому могут способствовать следующие приемы:                                                             - Если бы ты был учителем, как бы ты объяснил эту тему?                       - Составим задачу, которую бы можно поместить в учебник.                     - Если бы ты был автором этого учебника, как бы ты объяснил ученикам тему? И т. д.
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;                                                                          3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов                                                                                              При взаимодействии с учащимися я использую разные виды рефлексии. Организуя рефлексивную работу, я способствую развитию у детей умения размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом условий и результатов собственной деятельности. Организация рефлексии как определённой деятельности на уроке, должна обязательно иметь место. Осуществляю рефлексию по- разному:                                                   -элементы рефлексии на отдельных этапах урока;                                                     -рефлексия в конце каждого урока, темы курса;                                                  Рефлексию настроения эмоционального состояния провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта и в конце урока. (слайды8-11)Применяю карточки с изображением лиц, эмоционально-художественное оформление.                                                                            Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов с учебным материалом, поиска более рациональных. Этот вид рефлексии я применяю на этапе проверки домашнего задания, в конце урока, что дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. (слайд12-13)                                                                                         Коммуникативная рефлексия – выявления уровня осознания содержания пройденного. ( высказывания  Я не знал…. – Теперь я знаю….,  Что особенно получилось….), прием анализа субъективного опыта  (слайд14-15)                                                                                                                                 Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования.    4)занимательность, необычное начало урока, через использование фрагментов, игровые  и соревновательные формы – это следующий прием, который я использую на уроках.     (слайд 16 -23)                                                              Значение игровой ситуации невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Использую различные игровые ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов,рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок,  анаграммы, «Чудесные превращения», «Путаница, «Хитрые слова». ) обеспечивает постоянный интерес детей к  речевой деятельности на уроках.                                                                                                                            Формирования учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности я реализую посредством следующих приёмов:                                                                                                    1) включаю учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.(24-28)
2) необычная форма преподнесения материала; 
3) создание проблемной ситуации,;                                                   6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.                                                                              
Во время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.                                                                          Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе.                                                   Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: (слайд29 )                                                                                                    -развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;                                                                     -овладевать практическими способами работы с информацией;                  -развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;                                  -активизировать познавательную деятельность учащихся;                    -проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.                                                                                                        Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, , составления презентаций,. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии,  фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее.                                                                                                                                       Оценка качества усвоенных знаний на занятиях  провожу в форме тестирования, тест – опрос.                                        Продуктивность таких уроков очень высокая.                                В  начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем. Математика –   (слайд30)                                                                               «Табличное сложение и вычитание»,                                                               « Вычислительные навыки», « Скорость счета»,                                 «Внетабличное сложение и вычитание», «Внетабличное умножение и деление»,                                                                            « Приемы устных вычислений», « Решение текстовых задач     (слайд31)                                                                                                Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.                                                                                                  Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.           Можно сделать следующие выводы:  (слайд32)                                              1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;                                                                                 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;                                                                        3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;                                                                                       4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурные элементы учебного занятия в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта по созданию современного урока...

Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г

Доклад. Современные подходы к организации и проведению уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Пед.чтения 3.11.16г...

Статья "Рефлексия как обязательный этап урока -занятия в условиях реализации ФГОС".

Обобщение и распространение опыта использования элементов дифференцированного подхода в обучении младших школьников в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательных школах....

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

«Создание условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества сис...