Рабочая программа по труду. 4 класс школы 8 вида.
рабочая программа (4 класс) на тему

Полякова Юлия Витальевна

Рабочая программа по ртруду для четвертого класса с развернутым календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx91.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида  № 108»

Адрес юридический:119421,  г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421,  г. Москва,  Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № 108

Бажанова Г.П.

«________»______________2017-2018уч.г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

ДЛЯ    4 К   КЛАССА

НА  2017 -2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.

Срок действия - 1 год.

Разработчик программы:

Полякова Юлия Витальевна

Москва

2017г.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое обучение

Пояснительная записка

Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Трудовое обучение»:

1.  ФГОС   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5.  Учебный  план.

       6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108

7.Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой, (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) Москва, «Просвещение», 2006г

 Программа в 4 классе по трудовому обучению рассчитана на 136 часов,  4 часа в неделю.

Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по трудовому обучению для обучающихсясограниченными возможностями здоровья в 4 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; «Просвещение», 2006 г.

     Программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(легкая степень умственной отсталости)   в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Структурно и содержательнопрограммапо предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(легкая степень умственной отсталости)   в 4 классе составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ручного труда в 1, 2, 3 классах, уроков математики в 1,2, 3 классах, уроков развития устной речи  в 1, 2 , 3 классах и  рассчитана на 136  часов в год,  4 часа в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Трудовое обучение» предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья(легкая степень умственной отсталости)  в 4  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Трудовое обучение» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4  классе   детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной области «Технологии», ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной области «Технологии», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Трудовое обучение».

Цель программы обучения: 

подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных  качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.

Задачи:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;

- воспитание уважения к людям труда.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Основополагающие принципы.

В основу программы по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.
  • Направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;  личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Виды труда:

·         работа с глиной и пластилином;

·         работа с природными материалами;

·         работа с бумагой и картоном;

·         работа с текстильными материалами;

·         работа с проволокой и металлоконструктором;

·         работа с древесиной.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.


Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Трудовое обучение» в 4 классе.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Первая четверть

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.

Вторая  четверть

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.

Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно.

          Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 4 класса.

Третья  четверть

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.

Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии.

Четвёртая  четверть

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.

Минимальный  уровень освоения предметных результатов

Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов

Общая характеристика курса

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых обучающихся.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и уменийобучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы      

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.

РАБОТА С ТКАНЬЮ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ

Практические работы

Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.
      Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
      Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.

      Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.
      Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.

      Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.

РАБОТА С МЕТАЛЛОМ И ДРЕВЕСИНОЙ

      Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
      Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцам-полуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.

РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАСТВОРАМИ
(ПРОПЕДЕВТИКА ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОГО ДЕЛА)

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

      Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.

Нормы оценивания:

Оценка выполнения практических работ 
Оценка «5» 
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; 
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; 
изделие изготовлено с учетом установленных требований; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «4» 
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
в основном правильно выполняются приемы труда; 
работа выполнялась самостоятельно; 
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; 
изделие изготовлено с незначительными отклонениями; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «3» 
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
отдельные приемы труда выполнялись неправильно; 
самостоятельность в работе была низкой; 
норма времени недовыполнена на 15-20 %; 
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; 
не полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «2» 
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
неправильно выполнялись многие приемы труда; 
самостоятельность в работе почти отсутствовала; 
норма времени недовыполнена на 20-30 %; 
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; 
не соблюдались многие правила охраны труда. 


Учебно-тематическое планирование уроков трудового обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4К  классе.

 

Дата

Тема урока. Вид ручного труда. (теория)

Название изделия.(практическая работа)

Кол.

час.

Реализация обязательного образовательного уровня.

            Работа с природным материалом, бумагой и картоном.

01.09

01.09

Работа с природным материалом.Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

Правила ТБ при сборе природного материала, изготовление, хранение.Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

04.09

Поделки из природного материала. Т./б. с ножницами. Аппликация «Салфетка с орнаментом».

1

Работа с природным материалом, хранение, свойство и умение хранения, умение соединять различные виды материалов.Знать свойства материалов, используемых при  работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки.

06.09

08.09

Изготовление сувениров из природного материала.

Составление изображений предметов из геометрических фигур.

2

Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие.Рационально использовать случайные материалы.Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции).Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов.

08.09

Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?»- теория. Свойство бумаги. Аппликация «Автомобиль» - практическая работа.

1

Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью).

11.09

Практическая работа. Изготовление панно «Осень».

1

Умение выполнять многодетальные аппликации с фоном.

13.09

15.09

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина.

Составление декоративных букетов. Композиция из сухих веток, листьев, цветов.

2

Знать свойства материалов, используемых при  работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки.Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея. Рационально использовать случайные материалы. Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции).

15.09

Составление декоративных букетов. Композиция из сухих веток, листьев, цветов. (Практическая работа).

1

Изготовление букета цветов. Сбор цветов в букет. Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея. Уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов. Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

18.09

Выполнение панно «Аквариум» из засушенных листьев. Украшение панно.

1

Рационально использовать случайные материалы.Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции).

20.09

22.09

Работа без клея – выполнение композиции из тополиного пуха на бархатной бумаге (заготовка и сбор деталей, выбор эпизода)

Украшение семенами арбуза, шишек ольхи, скорлупы ореха и т.п. (практическая работа) – оформление работы.

2

Уметь использовать эскиз и разметку мелом бархатной бумаги. Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. Знать приёмы соединения без клея.

Работа на пришкольном участке.

22.09

Экскурсия в кабинет цветоводство. Сбор семян цветов. Практическая работа с семенами цветов.

1

Знать названия цветковых растений, о роли семян, правила хранения различных видов семян. Уметь различать семена цветковых  растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян. Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом, описывать объект наблюдения.

25.09

Уборка территории школы от мусора, опавших листьев. Перекопка почвы.

1

Знать правила безопасной работы. Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования. Работать в заданном темпе.Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

        Работа с бумагой и картоном.

27.09

29.09.

 Технологические операции с бумагой. Разметка деталей, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка деталей. Виды работы с бумагой (теория).                                             Складывание из треугольников. Геометрическая фигура – раскладка (практическая работа).

2

Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью). Образцы или изображения инструментов, материалов, приспособлений, изделий, видов бумаги, технологических операций, видов работы.

29.09

02.10

Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Миллиметр – мера длины. Измерение предметов в миллиметрах с последующей фиксацией результатов.

1

1

Формирование представлений о миллиметре как мере длины. Обучение нахождению на линейке нужного количества миллиметров (20.80) и перевода их в сантиметры. Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке заготовки на части. Формирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти в процессе переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на лицевую. Развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов.

Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины.

04.10

Игра геометрический конструктор. Технология изготовления игры «Геометрический конструктор».

1

 Использование этих умений при разметке заготовки на части. Формирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти в процессе переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на лицевую. Развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов. Закрепление навыков чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки.

06.10 06.10.

Технология изготовления игры «Геометрический конструктор». Практическая работа: «Изготовь детали игры «Геометрический конструктор».

Составление изображений предметов из геометрических фигур.Игра «Геометрический конструктор»: «Силуэт самолёта», «Силуэт петуха», «Силуэт голубя».

2

Формирование умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке заготовки на части. Формирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти в процессе переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на лицевую. Развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов. Закрепление навыков чтения схем-рисунков по условным обозначениям. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки.

                   Работа с тканью.

09.10 Учебник-с.18-21.Рабочая тетрадь.

Что ты знаешь о ткани?» Материалы, инструменты и приспособления. Виды, свойства, цвет ткани.

1

Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства ткани; цвет). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение).

11.10 Учебник-с.19-23.

Как ткут ткани? Процесс ткачества. Виды работ с тканью. Бумажная схема полотняного переплетения нитей – практическая работа.

1

Сообщение сведений о процессе ткачества на примере полотняного переплетения нитей (поперечные нити-уток, продольные нити - основа). Знакомство с устройством ткацкого станка на примере игрушечного станка. Обучение выполнению бумажной схемы переплетения нитей. Совершенствование приёмов резания по длинной линии и плетения бумажных полос крест – накрест. Развитие понятий, содержащих пространственные характеристики (вдоль, поперёк, крест-накрест).  Развитие дифференциации пальцев, координации рук.

13.10 13.10 Учебник-с.24 Рабочая тетрадь

Технологические операции при работе с нитками и тканью. Изготовление лекала и наложение его на ткань.

Работа с лекало. Раскрой ткани  и выделение деталей из заготовки. Сборка деталей. Практическая работа.

2

Совершенствование приёмов резания по длинной линии и плетения бумажных полос крест – накрест. Развитие понятий, содержащих пространственные характеристики (вдоль, поперёк, крест-накрест).  Развитие дифференциации пальцев, координации рук. Проверка знаний о видах работы с тканью (ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитьё, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия).

16.10 Учебник-с.25-27

Скручивание ткани. Куклы – скрутки.  Технология изготовления тряпичной куклы – скрутки.

1

 Сообщение сведений об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Обучение приёму скручивания ткани. Формирование умения изготавливать куклу-скрутку по плану и самостоятельно. Развитие дифференциации пальцев, координации рук, памяти.

18.10

Коллективная работа -  «Куклы – скрутки».

1

Сообщение сведений об искусстве изготовления тряпичных кукол-скруток. Обучение приёму скручивания ткани. Формирование умения изготавливать куклу-скрутку по плану и самостоятельно. Развитие дифференциации пальцев, координации рук, памяти.Познакомить с выполнением многодетальных предметных игрушек.

20.10

20.10

Учебник-с.28-32 Рабочая тетрадь

Отделка изделий из ткани. Технология изготовления салфетки. Составление плана работы.

Изделие «Салфетка с аппликацией»- практическая работа.

2

Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). Определение понятия «аппликация». Закрепление знаний о видах ткани, ткачестве. Сообщение сведений о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Развитие умения анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали. Формирование умения работать в соответствии с планом. Обучение приёму обработки края салфетки способом выдёргивания нитей (бахрома). Развитие пространственной ориентировки на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края).Закрепить умение делать разметку по линейке, умение переплетать полоски в шахматном порядке.

              Работа с бумагой и картоном.

23.10 Учебник-с.28-32 Рабочая тетрадь

Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Технология изготовления игрушки. Конструкция игрушки.

1

Формирование умения анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей). Совершенствование приёмов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Развитие точности, аккуратности при выполнении действий. Развитие умения работать самостоятельно по готовому плану.

25.10 Учебник-с.32-35 Рабочая тетрадь

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе». Самостоятельная работа.

1

Научить детей чертить детали, закрепить умение соединять детали путем склеивания.Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей). Совершенствование приёмов разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Развитие точности, аккуратности при выполнении действий. Развитие умения работать самостоятельно по готовому плану.

27.10 27.10 Учебник-с.36-40 Рабочая тетрадь

Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Правила подготовки циркуля к работе. Технология изготовления игрушки «Летающий диск».

Игрушка «Летающий диск». Изготовление основы изделия, диска (круга). Сборка изделия.

2

Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки». Ознакомление с циркулем как с чертёжным инструментом (устройство циркуля, правила подготовки циркуля к работе). Формирование знаний о геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Формирование умений вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение изготовлению игрушки «Летающий диск» по плану. Развитие пространственной ориентировки, точности и аккуратности при выполнении действий. Развитие умения регулировать мышечное усилие при работе с циркулем.Учить составлять план для своей работы.

08.11

2 чет.

Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей.Технология изготовления игрушки «Попугай».Игрушка из бумажных кругов «Попугай».

1

Развитие умения анализировать конструкцию многодетального изделия, выделять его основные признаки и свойства. Закрепление знаний о циркуле и умения вычерчивать окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей(5-6). Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Совершенствование качества работы при вырезании и сгибании бумаги. Формирование умения соблюдать точность при сборке изделия.

10.11

10.11

Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление контроля без клеевого соединения деталей.

Изготовление геометрических тел. Куб. Практическая работа – технология изготовления игрушки  кубик для игры.

2

Учить чертить развертку куба, наносить рицовку, сгибать по линейке.

13.11

Развертка изделия. Параллепипед (брус).

Призма. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей.

1

Учить чертить развертку параллелограмма, работать по составленному плану.Учить чертить развертку призмы.

15.11

Развертка изделий. Цилиндр.Конус. Изготовление конверта без клеевого соединения деталей.

1

Учить чертить развертку цилиндра, составлять план работы.Учить чертить развертку конуса, составлять план работы.

17.11 17.11

Развертка изделия. Пирамида. «Конверт с замком» без клеевого соединения.

Развертка и изготовление домика – контрольная работа.

2

Учить чертить развертку пирамиды. Уметь работать с готовой разверткой – сгибание бумаги по заданным условиям.

Закрепить умение чертить разметку дома, закрепить умение соединять детали путем склеивания.

20.11

Учебник-с.70 Рабочая тетрадь

Беседа: «Что надо знать о металле?». Конструирование легковой машины.

1

Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта.Уметьгруппировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.

22.11

Учебник-с.72

Рабочая тетрадь

Беседа: «Применение металла. Свойство металла». Конструирование грузовой машины. Конструирование автобуса. Игра «Правила дорожного движения».

1

Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта.Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.

24.11 24.11

Экскурсия в слесарную мастерскую. Знакомство с профессией слесаря. Конструирование автобуса. Игра «Правила дорожного движения».

2

Знания о металле, деятельности профессиональных навыках слесаря.Закрепить умение работать с металлоконструктором, собирать изделие по представлению.Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.

27.11

Учебник-с.52-55

Рабочая тетрадь

Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом».

1

Уметь изготавливать изделия из бумаги по образцу. Закрепить умение делать разметку по линейке, соединять детали путем склеивания.Повторение ТБ при работе с ножницами.  Практическая деятельность по изготовлению аппликации с помощью геометрических украшений. Анализ выполненных работ.

29.11

Учебник-с.56-58

Рабочая тетрадь

Разметка прямоугольника с помощью угольника. Изделие «Закладка из зигзагообразных полоска для книг».

1

Коррекция и развитие мышления, мелкой моторики рук.

Закрепить умение чертить развертку, работать по плану. Знать виды, свойства бумаги; названия геометрических фигур. Уметь заготавливать для аппликации детали геом. формы, составлять композицию в круге, квадрате, полоске.

01.12

01.12

Учебник-с.59-62

Рабочая тетрадь

Разметка наклонных линий с помощью угольника. Изделие «Закладка для книг со «свободным плетением».

Практическая коллективная работа: аппликация – украшение водоема из бросового материала (камни, ракушки, макаронные изделия, песок и пр.). Оригами «Рыба», «Лебедь».

2

Дать понятие о бросовых материалах, познакомить с выполнением аппликации из отходов после заточки карандашей.

Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги. Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги. Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги.

04.12

Учебник-с.77-79

Рабочая тетрадь

Деление круга на равные части способом складывания. Изделие «Геометрическая фигура – раскладка». Практическая работа по изготовлению геометрической фигуры – раскладки.

1

Учить выполнять разметку при помощи циркуля и линейки. Повторение ТБ при работе с ножницами.  Практическая деятельность по изготовлению ёлочных украшений. Анализ выполненных работ. Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги. Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

06.12

Учебник-с.79 -80

Рабочая тетрадь

Объемное елочное украшение. Деление круга на равные части с помощью линейки и угольника. Елочные игрушки – геометрические комбинации. Юла – складная елочная игрушка.

1

 Выполнять инструкции, точно следовать образцу. Повторение ТБ при работе с ножницами.  Практическая деятельность по изготовлению ёлочных украшений. Анализ выполненных работ. Коррекция и развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук.

Знать виды бумаги, свойства бумаги; названия геометрических фигур.

08.12 08.12

Учебник-с.78 -80

Рабочая тетрадь с.47

Практическая работа по изготовлению геометрической фигуры – раскладки по готовому плану. Объемное елочное украшение (шаблон) – «Подвеска гирлянда из фонариков».

2

Учить выполнять разметку при помощи циркуля и линейки, угольника. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Повторение ТБ при работе с ножницами.  Практическая деятельность по изготовлению ёлочных украшений. Анализ выполненных работ.

Самостоятельная работа с геометрической фигурой раскладкой. Дидактические игры: «Геометрические комбинации», «Складные часы», «Складная елочная игрушки».

1

Повторение ТБ при работе с ножницами.  Практическая деятельность по изготовлению ёлочных украшений. Анализ выполненных работ.

Вычерчивание и вырезание квадратов с помощью линейки и угольника. Соединение и сбор изделия с помощью соединения нанесения точечного клея. Точечное клеевое соединение изделий. Учить выполнять разметку при помощи циркуля и линейки, угольника. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Учить выполнять разметку при помощи циркуля и линейки. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Беседа на тему «Зима», формах снежинок. Анализ образца. Планирование хода работы по предметно – операционному плану. Выполнение работы. Оценка качества, поиск ошибок, установление причин их возникновения. Беседа на тему «Зима», формах снежинок. Анализ образца. Планирование хода работы по предметно – операционному плану. Выполнение работы. Оценка качества, поиск ошибок, установление причин их возникновения.

11.12

13.12

Учебник-с.-81-84

Рабочая тетрадь с.52-55

Самостоятельная практическая  работа по готовому плану и шаблону. Технология изготовления складывания из бумаги изделия. Изделие звезда: «Звезда», «Снежинка». Точечное клеевое соединение изделий.

2

15.12

15.12

Учебник-с.89-91

Рабочая тетрадь с.50-51

Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей в сборе игрушки. Технология изготовления растягивающейся игрушки «Петушок». Практическая самостоятельная работа по готовому плану и шаблону – заготовке изготовлению растягивающейся игрушки.

2

Учить выполнять разметку при помощи циркуля и линейки, угольника. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Использовать прием тиражирования деталей для растягивающейся игрушки. Познакомить с выполнением многодетальных предметных игрушек. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Использовать прием тиражирования деталей для растягивающейся игрушки. Вычерчивание и вырезание кругов различного диаметра с помощью линейки и угольника. Соединение и сбор изделия с помощью соединения нанесения точечного клея. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение определению особенностей конструкции изделия (растягивающееся туловище матрёшки). Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей.

18.12

20.12

Учебник-с.89-91

Рабочая тетрадь с.50-51

Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Технология изготовления игрушки – птица. Практическая работа - изготовление птицы «Махровый голубь».

2

Учить выполнять разметку при помощи циркуля и линейки. Закрепить приемы сгибания и складывания, надрезания. Научить вырезать складные гирлянды по типу «гармошки», Научить делать нарезные гирлянды. Повторение ТБ при работе с ножницами.  Практическая деятельность по изготовлению снежинок. Анализ выполненных работ. Вычерчивание и вырезание кругов различного диаметра с помощью линейки и угольника. Соединение и сбор изделия с помощью соединения нанесения точечного клея. Использовать метод повторяющихся элементов с помощью тиражирования.. Закрепление умения размечать заготовки с помощью линейки. Совершенствование умения вырезать по кругу. Закрепление умения делить круг на равные части с помощью угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с использованием приёма «точечного склеивания». Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий. Закрепление умений предметного вырезания из бумаги, сложенной несколько раз.Беседа на тему «Зима», формах снежинок. Анализ образца. Планирование хода работы по предметно – операционному плану. Выполнение работы. Оценка качества, поиск ошибок, установление причин их возникновения. Изготовление новогодней маски. Изготовление короны.Беседа о карнавале, виды масок, самостоятельный выбор. Планирование работы по изготовлению, сравнивание с образцом, отделка маски другими материалами. Научить изготавливать новогоднюю маску с помощью аппликации. Закрепить приемы складывания и вырезания бумаги. Выполнение работы по готовому эскизу.

22.12

Презентации, интернет ресурсы

22.12

Презентации, интернет ресурсы

Изготовление изделий – гирлянд тиражирования. Гирлянда из фонариков. Гирлянда хоровод. Нарезные гирлянды. Двойные фонарики. Подвески со снежинками.Проверочная работа аппликация: Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур.

Изготовление новогодней маски. Изготовление короны. Практическая работа: по готовому плану, эскизу, шаблону.

2

25.12

27.12

Учебник-с.70-76

Рабочая тетрадь с.42

Применение металла. Виды, свойства металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для обработки металла. Практическая работа с тонким металлом: сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Практическая работа: технология изготовления изделий - веточка, дерево.

Практическая самостоятельная работа по изготовлению изделия из алюминиевой фольги: бабочка, паук.

2

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приёмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий алюминиевой фольги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. Развитие точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги.

29.12

29.12

Уборка класса. Украшение класса к Новому году.

2

Закрепить умения и навыки учащихся по влажной уборке помещение. Учитьэстетическому оформлению помещения к празднику.

IIIч.

12.01.

Учебник — с. 92—94. Рабочая тетрадь

12.01

Работа   с   бумагой и картоном.

Складывание из бумаги.  Практическая работа «Снежинка».

Самостоятельная практическая работа «Звезда».

2

Знакомство с традиционным национальным видом искусства Японии — оригами. Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы). Обучение складыванию базовой формы «змей» и использование её в изделии. Закрепление навыков чтения схем-рисунков с условными

обозначениями. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие пространственной ориентировки. Развитие аккуратности при выполнении действий. Контроль за правильностью выполнения трудовых действий

15.01

Учебник — с. 95—98. Рабочая тетрадь

Работа с бумагой и картоном.

Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр».

1

Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепление названий чертёжных линий (тонкая сплошная линия — вспомогательная; толстая сплошная линия — контур; тонкая сплошная линия со стрелочками — размерная, габаритная). Формирование способности находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке объекта. Развитие умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Закрепление навыка выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради).Совершенствования умения действовать в соответствии с планом работы. Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий

17.01

Учебник — с. 99—100. Рабочая тетрадь

Работа с бумагой и картоном.

Линии чертежа. Чтение чертежа.Летающая модель «Самолёт».

1

Закрепление знаний о чертеже. Закрепление умения самостоятельно читать чертёж по чертёжным линиям. Закрепление знаний о названиях чертёжных линий (тонкая сплошная линия — вспомогательная; толстая сплошная линия — контур; сплошная тонкая линия со стрелочками — размерная, габаритная). Формирование способности самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке объекта. Развитие умения самостоятельно выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Закрепление навыка самостоятельно выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). Совершенствование умения самостоятельно действовать в соответствии с планом работы.Развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности, старательности, внимания). Контроль за правильностью выполнения трудовых действий.

19.01.

Учебник — с. 100—103. Рабочая тетрадь

Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Планер». Чертеж планера по готовому плану и схеме.

1

Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепление названий чертёжных линий (тонкая сплошная линия — вспомогательная; толстая сплошная линия — контур; тонкая сплошная линия со стрелочками — размерная, габаритная). Формирование способности находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке объекта. Развитие умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Закрепление навыка выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради).

19.01

22.01

Учебник — с. 101Рабочая тетрадь

Работа  с   бумагой и картоном.

Деление круга на равные части способом складывания.

Работа  с   бумагой и картоном.

Деление круга на равные части способом складывания.«Геометрические комбинации» - Практическая работа: Снегири на веточке рябины.

2

Совершенствования умения действовать в соответствии с планом работы. Развитие внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Совершенствование приёмов разметки деталей изделия по шаблону. Отработка приёма «надрез по короткой линии». Развитие умения вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам.Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Совершенствование приёмов разметки деталей изделия по шаблону. Отработка приёма «надрез по короткой линии». Развитие умения вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам.

            Работа с нитками.

24.01

Учебник — с. 102. Рабочая тетрадь

Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Практическая работа изделие «Цветок из ниток».

1

Техника безопасности. Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение.

26.01

Учебник — с. 102. Рабочая тетрадь

Технология изготовления цветов из ниток. Практическая работа по изготовлению заготовок и шаблонов по готовому плану.

1

Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом.Техника безопасности. Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом.

26.01

29.01

Учебник — с. 101-102. Рабочая тетрадь

Связывание ниток в пучок. Технология изготовления цветов из ниток. Практическая работа: цветок из ниток.

Практическая работа по изготовлению цветов из ниток.

2

Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом.Техника безопасности. Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом.

31.01

Учебник — с. 103-104. Рабочая тетрадь

Технология изготовления помпона из ниток. Практическая работа: «Изделие помпон из ниток» - по готовому плану.

1

Проверка знаний о приёмах работы с нитками. Обучение обматыванию нитками картонных колец с применением иглы с широким ушком. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом.Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольцаРазвитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца

               Работа с проволокой.

02.02

Учебник — с. 105—106

Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Декоративные    фигурки птиц.

1

Техника безопасности. Закрепление и расширение знаний о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), её свойствах (гнётся, режется кусачками, сматывается), приёмов её сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия.

02.02

05.02

Учебник — с. 105—106

Работа с. проволокой. Изгибание проволоки. Декоративные    фигурки зверей.

Практическая работа. Декоративные    фигурки человечков. Технология  изготовления изделий из проволоки, бумаги и ниток.

2

Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия, ритмичности движений.Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы.

07.02

Учебник — с. 107—108

Учебник — с. 107—108

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки).  Технология изготовления изделия «Муха» из проволоки, бумаги и ниток.

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки) - «Паук».

1

Формирование умения использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы.Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия, ритмичности движений. Дать понятие о различных видах проволоки. Учить плести брелок из проволоки.Закрепить приемы первичной обработки жести: разворачивание, промывание, разглаживание. Продолжить обучать приемам вдавливания жести при выполнении чеканки.

            Работа с картоном и бумагой.

09.02

Учебник — с. 109—112

Работа  с   бумагой и картоном.

Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.«Открытая    коробочка».

        

1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и сла-дыванию на её основе коробочки (2). Совершенствование умений действовать в соответствии с намеченным планом работы.

09.02

12.02

Учебник — с. 109—112

Работа  с   бумагой и картоном. Беседа: бумага, ее значение, производство.

Практическая работа: изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.«Коробочка»

2

             Работа с деревом.

14.02

Учебник — с. 113—117. Рабочая тетрадь

Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?»

1

Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений. Закреплять умение устанавливать последовательность действий при выполнении практической работы. Коррекция понятийной стороны речи.

16.02

Учебник — с. 118—120

Кто работает с древесными материалами.

Экскурсия в школьную мастерскую. Свойство древесины. Заготовка древесины.

1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах, инструментах и приспособлениях и умений объединять их в соответствующие группы (заполнение таблицы в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям»). Сообщение сведений о заготовке древесины. Формирование представлений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра, плотника, столяра. Развитие умения определять свойства древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствование изобразительно-графических навыков при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Посещение школьной столярной мастерской с целью ознакомления с натуральными древесными материалами.

16.02

19.02

Учебник — с. 118—120

21.02

Учебник — с. 121—122

Кто работает с древесными материалами. Практическая работа с древесной стружкой.Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины.Аппликация из карандашной стружки «Цветок».

Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины.Аппликация из древесных заготовок «Дом».

2

1

Техника безопасности. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки  деталей из карандашной стружки.Расширение представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации. Совершенствование умений анализировать аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному плану.

26.02

28.02

Учебник — с. 121—122

Работа с древесиной.Аппликация из древесных заготовок.

Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Работа с древесиной. Т./б. при работе с выжигательным аппаратом. Нанесение рисунка на древесину. Выжигание рисунка на заготовке разделочной доски.

2

Расширение представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации. Совершенствование умений анализировать аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному плану. Учить работать с выжигательным аппаратом. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия.Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений

            Работа с металлоконструктором.

02.03

Беседа: металл и значение металла. Модель лестницы «Стремянка». Модель качелей «Качалка».

1

Закрепить умение работать с металлоконструктором, собирать изделие по представлению.

02.03

05.03

Модель детских качелей.

Практическая работа по заданным условиям и схеме.

2

Закрепить умение работать с металлоконструктором, собирать изделие, используя схему.

12.03

Модель автопогрузчика. Модель тележки.

1

Совершенствовать умение работать с металлоконструктором, собирать изделие, используя схему.

14.03

Модель трехколесного велосипеда. Модель повозки. Модель детской коляски.

1

Работа  с   бумагой и картоном.

16.03

Учебник — с. 109—112

  Работа  с   бумагой и картоном.

Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.«Открытая    коробочка».

1

Закрепить полученные ранее умения и навыки работы с циркулем, линейкой, ножницами, клеем.Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и сла-дыванию на её основе коробочки (2). Совершенствование умений действовать в соответствии с намеченным планом работы.Развитие внимания, памяти, пространственной ориентировки,   зрительно-двигательной   координации.

16.03

Учебник — с. 109—112

Работа  с   бумагой и картоном.

Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги.«Коробочка».

1

Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и сла-дыванию на её основе коробочки (2). Совершенствование умений действовать в соответствии с намеченным планом работы.

19.03

Учебник — с. 123—124

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.

Пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями

1

Техника безопасности. Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или разорвавшееся изделие и т. п.). Закрепление знаний о пуговицах (с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины (30 см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану.Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки

21.03

23.03

Учебник — с. 125

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком.

Практическая работа: пришивание и отделка различных пуговиц.

2

Закрепление знаний о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины (30 см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану.

Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки

23.03

Учебник — с. 126. Рабочая тетрадь

Ремонт одежды Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.

Аппликации с использованием пуговиц «Медведь».

1

Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами.

26.03

Учебник — с. 126. Рабочая тетрадь

Ремонт одежды Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.Аппликации с использованием пуговиц «Кот»

2

Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений. Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами.

28.03

30.03

Учебник — с. 126. Рабочая тетрадь

Ремонт одежды Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.

Ремонт одежды Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами аппликаций.

Аппликации с использованием пуговиц «Лягушка».

2

30.03

Учебник — с. 126. Рабочая тетрадь

Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием пуговиц«Собака».

1

4 четверть

            Техника «Изонить». Работа с текстильными материалами.

09.04.

Учебник — с. 101

Оформление рамки для фотографии. Оформление круга разными способами. Связывание ниток в пучок.

1

Познакомить учащихся с в техникой «Изонить». Научить декоративно, оформлять углы рамки для фото. Научить декоративно, оформлять круг в технике «Изонить».

11.04

13.04

Учебник — с. 102-103.

Цветы в технике «Изонить». Практическая работа «Цветок из ниток». Звезды в технике «Изонить».

2

Научить вышивать цветы в технике «Изонить». Научить вышивать звезды с разным количеством лучей в технике «Изонить».

13.04

Практическая работа: «Листья в технике «Изонить». Бабочка в технике «Изонить».

1

Научить вышивать кленовый лист в технике «Изонить». Научить вышивать бабочек в технике «Изонить».

16.04

18.04

Изготовление панно в технике «Изонить». Контрольная работа: «Помпон из ниток».

2

Закрепить полученные умения и навыки при работе в технике «Изонить».

20.04

20.04

Учебник — с. 127—128. Рабочая тетрадь

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Технология изготовления и пришивания вешалки. Практическая работа по изготовлению и пришиванию вешалки. «Вешалка»

2

Формирование представлений о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторение правил работы иглой. Закрепление умений отрезать нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки. Закрепление знаний о строчке прямого и косого стежков и применение их при изготовлении и пришивании вешалки.

23.04

25.04

Учебник — с. 127—128. Рабочая тетрадь

Ремонт одежды. Зашивание простого разрыва ткани.Практическая работа: «Зашивание простого разрыва ткани».

Заготовка, вспомогательный шов, сметывание швов.Стачивание распоровшегося шва.

2

Совершенствование умения работать по намеченному плану. Развитие умений изготовить лекало вешалки из бумаги, разметить и выкроить деталь из ткани, сшить вешалку и пришить её к ткани.Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки

27.04

27.04

Учебник — с. 127—128. Рабочая тетрадь

Изготовление игольница. Прихватка - бабочка. Заготовка, разметка на ткани. Швы.

2

Научить изготавливать игольницу из ткани и бумаги. Учить обрабатывать края прихватки декоративными стежками.

          Работа с картонажно – переплетными материалами.

28.04

Учебник — с. 129—130. Рабочая тетрадь

Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления.

1

Расширение представлений о картонажно-переплётных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплёте).Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук.Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.Закрепление умения работать по намеченному плану. Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны.

04.05

Учебник — с. 129—130. Рабочая тетрадь

Картонажно-переплётные работы.Записная книжка-раскладушка с переплётной    крышкой

1

Техника безопасности. Развитие умения объединять в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажно-переплётных работах. Закрепление умения работать по намеченному плану. Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны.

04.05

07.05

Учебник — с. 129—132. Рабочая тетрадь

Переплёт. «Блокнот»

2

Обучение изготовлению записной книжки с переплётной крышкой. Формирование представлений о записных книжках, их назначении, форме, размере, конструкции (переплётная крышка, блок). Закрепление умения работать по намеченному плану. Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны.Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки

11.05

11.05

Учебник — с. 133—136

Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.Подушечка для игл

2

Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приёму соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.

14.05

Учебник с. 137—138. Рабочая тетрадь

Мягкие игрушки-подушки «Цыплёнок»Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приёму соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.Знать назначение ручных стежков, их виды.Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей.

16.05

Учебник с. 137—138. Рабочая тетрадь

Практическая работа: Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.

1

Закрепление всех технологических ручных операций, необходимых при пошиве изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, скалывание деталей, смётывание деталей, соединение деталей строчкой петлеобразного стежка, отделка изделия).Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений, пространственной ориентировки. Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка.

          Работа с металлоконструктором.

18.05

Практическая работа с металлоконструктором: Конструирование легковой и грузовой машины.

1

Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта.Уметь группировать детали на рабочем столе в последовательности использования. Подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.

18.05

Конструирование автобуса. Игра по ПДД: «На улице, в городе, на отдыхе».

1

Знать название деталей, уметь их называть. Техника безопасности в городе, загородом. Правила движения в транспорте, дороге и других общественных местах.

21.05

Повторение пройденного.Беседа о профессиях, труде и пользе труда.  Викторина: «Все работы хороши».

1

Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений, пространственной ориентировки.Закрепление знаний о профессиях.

23.05

Уборка класса.

1

Закрепить умения и навыки учащихся по влажной уборке помещения.

Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения

1. Набор иллюстраций «Родная природа».

2. Наглядный и раздаточный материал.

3. Шаблоны геометрических фигур.

Комплект поделочных материалов для работы на учебный год: 

  • Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности). 
  • Набор цветного картона (1 набор). 
  • Листы белой плотной чертежной бумаги. 
  • Клей: клеящий карандаш, клей ПВА. 
  • Набор разноцветного пластилина. 
  • Нитки —  разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь класс). 
  • Природный материал. 
  • Комплект инструментов для работы на учебный год: 
  • Ножницы. 
  • Стека для пластилина. 
  • Иголка большая (длина 8 см). 
  • Ручка шариковая.
  •  Кисточка для клея.

  • Использован учебный комплекс для учащихся:

  1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Швейное дело. Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы. М.: «Просвещение», 1994 г., 144 с.
  2. Технология. Ручной труд. 4 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей (Авт.: Кузнецова Л.А.)

  • Научно-методическая литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. 7-е издание.  Москва «Просвещение» 2010г. с.190 Автор: Н.Н.Павлова Под редакцией В.В.Воронковой
  2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
  3. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». -  М., Академия, 2005.
  4. «Занимательноеазбуковедение»  В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.
  5. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.
  6.  «Вышивание»  Е.П. Шмакова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.

  • Литература для учащихся:

  1. «Справочник по трудовому обучению» Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.
  2. «Дидактические материалы по трудовому обучение» В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.
  3. Учебник по ручному труду для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Кузнецовой Л.А., Симукова Я.С.-СПб.: Просвещение, 2014

Технология. Ручной труд. 4 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей (Авт.: Кузнецова Л.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения

Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...

рабочие программы для 3 класса 8 вида

рабочие программы  и тематическое планирование по математике , русскому языку и развитию речи, чтению и др.предметам в 3 классе 8 вида по программе Воронковой....

Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида

Рабочая программа для подготовительного класса школ  2 вида ( для слабослышащих детей)...

Рабочая программа для 1 класса школы 8 вида

Рабочая программа для 1 класса по предмету "Речевая практика" для коррекционной  школы...

рабочая программа для 4 класса 8 вида

рабочася программа с КТП...