Внеклассное мероприятие "Традиции - основа семьи"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Занятие построено в соответствии с ФГОС. На занятии использовались ИКТ, игровые технологии. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_traditsii_-_osnova_semi.docx223.08 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\Елена\Desktop\ПРАЗДНИК\per99.jpg

Тема. «Традиции — основа семьи».


Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи: 
- раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха; 
- развивать навыки ответственного поведения в семье; 
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

 Планируемые результаты.

Личностные: 

 - воспринимать речь учителя;

 - выражать положительное отношение к процессу познания;

 - проявлять уважение к одноклассникам, к старшим.

Познавательные: 

 - формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи;

 - произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников.

Регулятивные: 

- планировать учебное сотрудничество;

- оценивать результаты деятельности.

Коммуникативные:

 - уметь вести диалог;

 - слушать и понимать речь других;

 - применять навыки делового сотрудничества в паре;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  

Ресурсы: Технические средства обучения: компьютер, медиа проектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в  Power Point, видео фильм о семье Довыдченко

Оформление:  выставка родословных и семейных альбомов под названием «Моя

                          семья – мое богатство»;

                          книжка  - раскладушка «Семейные традиционные рецепты»;

                          сундучок с реликвиями;

                          карточки с названиями традиций;

(Звучит вступление к песне “Маленькая страна”. Дети поют песню.)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба,
Братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно,
Любят там меня все.
Там солнца лучик поселился
И излучает свет.
Припев: Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.


Учитель. Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной на очередном занятии кружка «Юный краевед». Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и пожилым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым.

    Предыдущие наши занятия очень помогли в подготовке к сегодняшнему занятию. Ребята составляли свои родословные — выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что им сегодня есть чем поделиться друг с другом и нашими гостями.

    Почему мы сегодня так необычно сели? Чувствуя плечо друга, близкого, дорогого человека, становится радостно, надежно и тепло. Как можно назвать так называемый круг? (круг Радости, Дружбы)

    Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно, мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди –ваша семья.

Ученик читает стихотворение «Моя семья».

Ученик. Семья — в этом слове и папа, и мама, и я.

В семье много радости, мира, тепла.

Я очень хочу, чтобы папа и мама

Всегда были вместе, всегда были рядом.

Я с ними гуляю, играю, живу.

Своею любовью я их берегу!

Пусть папа и мама живут долго-долго,

Ведь я этого очень и очень хочу!

Я в школе и дома уроки учу.

Хочу быть похожа на маму свою.

Она все умеет: и шить, и вязать,

И вкусно готовить, и пыль вытирать.

А праздник наступит,

И наша семья

Готовит на кухне большого гуся.

Учитель. Однажды   я услышала такое выражение:   если у вас нет традиций – у вас нет семьи. И поэтому в планирование кружка  я включила тему  «Традиции — основа семьи».

- Что такое традиции? ( Ответы детей)

-Давайте откроем словарь С. И. Ожегова и уточним, что обозначает слово «традиция».

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) «Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность».

— Почему люди соблюдают традиции? ( Ответы детей)

Учитель.  Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все - вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю. Добрые традиции, подобные этим родникам, укрепляют семью. В каждом роду, семье — своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках передаются детям в наследство.

Ученик. Традиции семьи…
В них – мудрость наших предков.
Традиции семьи…
В них – времени печать.
Традиции семьи – 
Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.

1 традиция. Генеалогическое дерево

Учитель. Время неумолимо. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а его дети остаются. У детей рождаются свои дети, у тех свои. И если даже человек не совершил никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нём помнили его дети, внуки, правнуки. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек. Это наша гордость. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни.

Ученик. Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…      
(Г. Дядина)

Учитель. Эта традиция возвращается в семьи. Чем дальше вы сможете проследить историю своего рода, тем лучше вы узнаете традиции семьи и историю России, тем богаче вы станете духовно.

    И вот мы с вами попытались составить свои родословные. У кого - то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смогла написать ____________________________.

И сегодня мы хотим задать ______________ несколько вопросов.
- ____________, у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Ребенок. Моё древо включает 32 имени.

Учитель.  Как долго ты работал над ним?
Ребенок.   Несколько дней.
Учитель.  Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Ребенок.  Моя мама.
Учитель.  А как вам это удалось?
Ребенок.  Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других городов.
Учитель.  Интересно, а что дала тебе эта работа?
Ребенок.  Было самому интересно, и другие родственники заинтересовались. К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди.
Учитель.  Здорово. Спасибо.

    Я думаю, что всем было интересно. Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

2 традиция. Наши имена

Учитель. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данное время, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку, кого назвали в честь родственников.

Ваня Госман расскажет, почему ему дали именно такое имя.

Песня Э. Пьехи «Загляните в семейный альбом»

3 традиция.    «Загляните в семейный альбом»

Ученик: Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото  правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.

Учитель. Вот здесь у нас выставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (с традицией собирать и хранить семейные фотографии)

Ученица 1. Мы узнали, что в 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Снимок получился довольно высокого качества. И с этого времени традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь.

Ученица 2. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная.

Ученик 3. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи…

Учитель. Я думаю, что всем присутствующим будет интересно посмотреть ваши семейные альбомы.

Учитель.  Храни семейные альбомы, 

Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в вашем доме – 
Тревожный отблеск прошлых дней.
Со снимков блёклых, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших, 
Но не забытых до сих пор.

4 традиция.   Старинные семейные предметы

Учитель. Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (предметы, вещи)

    Человек живет, пользуется какими - либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими  - либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома,  в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в сундук - большой, расписной. Какие же тайны хранит наш сундук?

Учитель достаёт из сундука по очереди предметы. Дети, узнав свою вещь, должны кратко рассказать о ней.

5 традиция.   Проведения свободного времени в семье

Учитель.  Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.

     А дом, заставленный добром, еще не дом.

     И даже люстра над столом,- еще не дом.

     И на окне с живым цветком - еще не дом.

     И даже с чайника баском - еще не дом.

     Когда вечерняя сгустится темнота,

     Так эта истина понятна и проста,

     Что от ладоней до окна наполнен дом

     Твоим теплом, твоим теплом.

Учитель.  А как создать Тепло нашего Дома?

Этому помогают, чаще всего, ужины в кругу семьи, поездки, походы, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Как называется эта традиция?

    Послушаем семью Даши Ушаковой, как они проводят свое свободное время.

В свободное время мы любим посещать наш Дом Культуры. Мама, бабушка и прабабушка поют. Я тоже пою, а еще мне нравятся занятия танцами. (Песня)

    Сегодня у нас в гостях бабушка Кристины Максимовой. Наталья Петровна и Кристина  поделятся своим опытом проведения свободного времени. (Поделки)

    А вот семья Кирилла Соловьева совсем по-другому проводят свой семейный досуг.

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание  зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Разминка. Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренки, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, топните.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

- Кто похож на папу? Присядьте.
- Кто похож на маму? Наклон вперед.
- Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко.

- А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

6 традиция.  Семейные праздники

Учитель. К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Предоставим слово Даше Довыдченко.

Видеофильм

7 традиция. «Семейные архивы»

Учитель. Давайте послушаем, о какой семейной традиции нам поведают Мирон и его мама. 

Наша семья имеет свой архив – почетные грамоты и медали моей бабушки Съемщиковой Валентины Степановны. В колхозе «40 лет Октября» она была передовой дояркой и телятницей.  Также есть вырезки из газеты «Трудовая правда» и книги П. С. Готовщика «Колхоз набирает силу», в которой описывается история ее заслуг, ее труда.

Мы очень дорожим этими вещами, думаем, что с годами и наши внуки захотят узнать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Я знаю, что у Вики Власовой есть тоже семейный архив. Давайте послушаем Вику и ее бабушку.

8 традиция. Семейное коллекционирование

Учитель. Света, расскажи, пожалуйста, что у тебя лежит на столе.

Кто собирал эту коллекцию?

Ребята, а как можно назвать эту традицию?

Я думаю, что вы, правнуки, будете продолжать эту добрую традицию.

9 традиция. Кулинарные традиции

Учитель.  Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.

  Все течет, все меняются. Меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Мы с ребятами создали свою книгу «Традиционные семейные блюда».

Учитель. Предлагаю поиграть. По прочитанному тексту узнайте семейную традицию.

  • Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством дастархана.

В казане бешбармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится!   (М. Курманалин)

(Гостеприимство)

Значение слов бешбармак и дастархан

  • БЕШБАРМАК м. Национальное кушанье тюркских народов, приготовленное из мелко нарубленной баранины с добавлением кусочков пресного теста и сваренное в бульоне.
  • ДАСТАРХАН (персидское), в Ср. Азии и некоторых странах Востока: скатерть; сервированный стол с угощением.

  • Отрывок из детского сочинения

       Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

  • Отрывок из детского сочинения

Самой  важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации.

Учитель. Оказывается, есть бесконечное количество традиций повседневной жизни. Некоторые из них мы покажем, а вы постарайтесь отгадать их.

  • Сидеть «на дорожку» – чемодан, шляпа, стул;
  • Уступать место пожилым людям в транспорте – два стула, платок, очки, клюка;
  • Здороваться при встрече – два мальчика, две шляпы;
  • Одевать на голову пакет, если забыл зонт – дамская сумочка, пакет.

Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья!

И в нашей классной семье, как и во всех семьях, есть тоже своя традиция  - на каждый праздник петь задорные частушки.

(Исполнение частушек)

  1. Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих,

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

  1. Эй, девчушки – хохотушки,

Запевайте – ка частушки,

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

  1. Ох! Сегодня в шесть часов

Родителей собрание!

Подложить подушку надо

К « месту наказания».  

  1. Ах, сегодня праздник в доме –

Пироги капустные:

Петя выучил уроки,

Все и даже устные.

  1. Папа, мама дорогие,

 Что у вас за аллергия?

Как берёте вы тетрадки,

Все трясётесь в лихорадке.

  1. Ох, как вовремя мой папа

Весь так ровно облысел,

А не то, в дневник мой глядя,

Он бы сильно поседел!

  1. Чтобы книжку сын читал,

Папа рублик ему дал.

Уйму книг сынок прочёл –

Папа « по миру пошёл».

  1. Мама с папой и братишка –

Вот она, моя родня!

Ох, спасибо, дорогие,

Что вы есть все у меня!

Вместе. У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Учитель: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Презентация с фотографиями семейных традиций. На фоне ее обобщение.

Учитель. У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения маленьких к общим семейным традициям. У одних это воскресные поездки и походы; у других — семейный видео сеанс; у третьих — утренняя «пятиминутка» за завтраком, где даются поручения на день и напутствуют друг друга добрыми словами, — словом, все то, что остается потом у выросших детей, и то, что им захочется передать своим собственным наследникам. А стол в русской традиции — это не только место «для пирогов», а еще и чтение вслух книг для всей семьи, игры в лото, домашние стенгазеты «по случаю», разбор семейных фотографий и многое другое, что каждая семья придумывает сама. 

Дети встают и читают по строчке

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!  
(М. Лангер)

Все поют «Песенку о нашей семье»   (На мотив "Песенки о медведях")

Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас сем
ья!

Учитель. Я благодарю всех, кто пришел к нам сегодня в гости. Может быть, кому-то понравились другие традиции, которых нет в их семье.

Занятие построено в соответствии с ФГОС. Так начало урока «Круг радости» создал особый эмоциональный настрой и помог определить основную мысль урока. На занятии использовались  информационно-коммуникативные, игровые  технологии.

Данное занятие  представлено при  изучения раздела «Моя семья – частичка моего села».

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Ученики вместе с родителями рассказали о своих семейных традициях, что дало возможность более глубоко понять цель урока. Активизируя познавательный интерес детей и закреплению понятия «традиции» способствовала работа над заданием: определить названий традиций, слушая тексты с определенным видом семейной традиции. На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебно-исследовательской деятельности.

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

При подготовке к занятию и определении заданий учитывались индивидуальные особенности учащихся, дана положительная  характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии. Были подготовлены  семьями песня, семейные архивы, фильм «Наши семейные праздники», книжка- малышка.

Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наши семьи"

Внеклассное мероприятие "Наши семьи" является завершением работы обучающихся над творческими проектами. Предварительная подготовка к мероприятию способствовала сплочению детского коллектива и родителе...

Внеклассное мероприятие- "Традиции семьи".

Работая в детском доме ,с детьми проходим темы по семейному направлению, эта тема углубляет представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций....

Внеклассное мероприятие "День семьи"

Вашему вниманию предлагается сценарий  праздника "День семьи".  Данный материал будет полезен педагогам, стремящимся к установлению плодотворного сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания под...

Внеклассное мероприятие: «Основы безопасности учащихся в экстремальных ситуациях»

Цели: Ознакомить учащихся с понятием «экстремальная ситуация».Рассказать, как классифицируется ЧС (чрезвычайные ситуации).Ввести понятия «катастрофы и аварии», «стихийные бедствия».Оборудование: слайд...

Внеклассное занятие "Основы безопасности жизнедеятельности"

Занятие направлено на формирование у обучающихся начальной школы навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных различных ситуациях....

Протокол родительского собрания № 2 от «27» октября 2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».

Протокол родительского собрания  № 2 от «27» октября  2017г. "Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».        ...

Конспект внеклассного мероприятия «Основы безопасности жизнедеятельности школьника» в 3 классе

Тема:«Основы безопасности жизнедеятельности школьника»Цели:Закрепление знаний о правилах поведения в различных жизненных ситуациях.Воспитательные:повторить и закрепить знания детей о прави...