«О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».
статья на тему

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Доклад на региональном проблемно-тематическом семинаре «Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различия»

«О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».

Выступление учителя начальных классов первой квалификационной категории Сорокина Н.В.

02.03.2017 г.

Учителя во все времена оказывали большое влияние на обучение и воспитание школьников. И сейчас роли учителя отводится главное место в образовательном процессе. На него возлагается огромная ответственность за воспитание детей, особенно на учителя начальных классов. Ведь в младшем школьном возрасте формируются все качества личности, которые в дальнейшем определят характер взрослого человека. От того, какими будут наши дети, зависит будущее России. Именно поэтому формирование духовно-нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте имеет первостепенное значение. Основа нравственных убеждений формируется в детстве и раннем отрочестве. В то время, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка только при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Адамова А. Г. утверждает, что духовно-нравственное воспитание это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. В младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые включают в себя те или иные моральные нормы. Хотя данные качества еще не сильно выражены. У детей этого возраста еще не в полной мере развито самосознание. Именно поэтому они не могут осознавать свои качества и соотносить их со своими поступками. Зато без труда могут оценить поступки других людей. Только в подростковом возрасте вырабатывается умение видеть причину поступков в самом себе. Большое влияние на младших школьников оказывают сказки. Они без труда воспринимаются и усваиваются детьми.

Анализ сказочных ситуаций и характера героев способствует формированию образца правильного поведения в жизненных ситуациях.

Примером могут служить такие сказки, как «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка», «Иван царевич и Серый Волк», «Сивка Бурка» и др. Он становятся уроками духовности и нравственности. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе  Салтане»  А. C Пушкина учащиеся делают выводы о том, что за злые поступки  следует наказание.

Одной из главных задач учителя является формирование, сохранение преумножение нравственных качеств личности младших школьников. Е реализация нереальна только в учебном процессе. Именно поэтому существует внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации  ФГОС принято понимать образовательную деятельность которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной.

Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной  образовательной программы. Внеурочная деятельность выступает как средство  духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет  кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качеств личности младших школьников. Учитель и родители своим примером обязаны показывать модель высоконравственного поведения. Если привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности, то она станет более продуктивной, интересной как для ребенка, так и для родителей. Существенный вклад окажет помощь родителей в организации поездок,  походов, экскурсий, а также участие в мероприятиях и тематических праздниках. Такая деятельность поможет осознать родителям ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. К тому же приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье. Для того чтобы воспитать в младших школьниках духовно-нравственные качества учителю необходима систематическая работа в данном направлении. Во внеурочной работе имеется больше возможностей для проведения этических тренингов, бесед, викторин, сюжетных и ролевых игр. Игра способствует усвоению и выполнению воспитанниками норм и правил общественной морали. У них вырабатываются и закрепляются устойчивые привычки поведения. Следовательно,  проведение разнообразных игр будет не лишним фактором в работе учителя с младшими школьниками. Необходимо проводить мероприятия, которые направлены на знакомство младших школьников с русской культурой,  народными праздниками, которые посвящены тем или иным событиям. Они благоприятно повлияют не только на развитие духовно-нравственных качеств, но и на формирование других не менее важных черт личности. В выборе темы и формы занятий педагогу необходимо придерживаться не только заранее составленного плана, но и конкретных ситуации, которые складываются в классе.

Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность это неотделимая часть образовательного процесса в школе которая позволяет осуществлять требования федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Особенностями данного компонента процесса образования и воспитания являются возможность предоставления младшим школьникам широкого круга занятий, которые направлены на их развитие, а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ

ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание  социально-педагогических условий для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, ...