Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Макарова Светлана Витальевна

ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание  социально-педагогических условий для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравствен­ных идеалов  в процессе изучения курса ОРКСЭ.

ЗАДАЧИ

1.Выявить  возможности решения задачи формирования духовно-нравственных ценностей у младшего школьника.                                                          

2.Изучить и проанализировать литературу по созданию культурно- образовательной среды для духовно-нравственного воспитания.                              

3.Внедрить в образовательный процесс деятельностные технологии обучения, обеспечивающие формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.                                                    

  4.Апробировать стандартизированные методики оценки сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся на этапе их обучения, развития и воспитания в начальной школе.                        

   5.Создать комплект диагностических методик, позволяющих отслеживать сформированность духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_makarova_s.v.docx129.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. С. Б. Белкина»

города Киржача Владимирской области

Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Макаровой Светланы Витальевны

по теме:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников

в процессе организации

учебной и внеучебной деятельности

через преподавание курса ОРКСЭ»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Наименование опыта…………………………………………            стр. 3                                        

2. Условия возникновения и становления опыта…….. ……...         стр. 3-4

3. Актуальность и перспективность педагогического опыта…….  стр. 5-6

4. Ведущая педагогическая идея………………………………             стр. 6

5. Теоретическая база опыта………………………………              стр. 6 – 8

6.Новизна опыта………………………………………………               стр. 9

7. Технология опыта………………………………………              стр.10 - 16

8. Результативность………………………………………               стр.17 - 21

9. Адресная направленность…………………………………              стр. 22

10. Список использованной литературы…………………..                стр. 22

11. Приложения…………………………………………                стр. 23 - 40

1.Наименование опыта.

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ»

 2. Условия возникновения и становления опыта.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает

 человека от тех, кто плохо воспитан.

Ф. Честерфилд

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.

   В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию   он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Перечисляя меры, которые будут способствовать выполнению этой задачи, президент заявил: «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты». Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

На протяжении всей нашей истории духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства. Пренебрежение ими в недавнем прошлом стало источником растущей бездуховности, социального пессимизма, гражданской пассивности, ослабило государство и общество.

Научить  видеть  духовные ценности, ориентироваться в них, культивировать  их в  своей жизни -  это ключ к успешной самореализации юного гражданина общества.

   Данную проблему необходимо решать в младшем школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».

   Необходимо наполнить внутренний мир  младших школьников новым содержанием идеалов и  представлений о добре  и зле.

   С 2013 года я преподаю в нашей школе курс «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4-х  классов. Я считаю, что данный курс сегодня необходим. Он позволяет решать проблемы духовно-нравственного воспитания, укреплять семейные ценности.

   Введение нового предмета – это бесспорное обновление содержания образования.  Курс ОРКСЭ – это новый шаг воссоединения обучения и воспитания. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.

   За данный период было накоплено много материала. Создан  банк презентаций к каждому уроку, видеоролики, кроссворды, пословицы, сценарии постановок,  для проведения мониторинга – различные диагностики.

   Реализуя Федеральные государственные образовательные стандарты в своей работе, я ориентируюсь на систему ценностей в духовно-нравственном воспитании учащихся и стараюсь обозначить их в образовательной среде.

  Изучение методической литературы и опыта коллег, участие в районной творческой группе учителей, преподающих ОРКСЭ, способствовало возникновению идеи обобщения собственного опыта работы.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»

 

   Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младших школьников продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, гражданственности, национального самосознания и поликультурного мышления. Общество нуждается в подготовке образованных и высоконравственных людей. 

   С переходом на новые стандарты,  необходимо создать условия, при которых школьник мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение. В новых стандартах особая роль уделяется духовно-нравственному воспитанию.

   Курс ОРКСЭ направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В связи с этим разработана программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России». На сегодняшний день она актуальна и востребована обществом и позволяет решить актуальную задачу современной образовательной школы – становлению гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.

   Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

   Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»

Конечно же, только благодаря усилиям школы и семьи, могут создаться условия для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Если школа и родители станут союзниками, совместно будут находить наиболее эффективные способы решения проблемы, определят содержание и формы педагогического просвещения, то это поможет в формировании ценностных жизненных ориентиров.

  1. Ведущая педагогическая идея

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании  духовно- развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, в формировании гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры.

   Если на уроках  ОРКСЭ  включить учащихся   начальных классов  в системный процесс работы по  формированию духовно-нравственных ценностей, то  это сформирует его положительное отношение к базовым общественным ценностям, обогатит  его духовно-нравственными представлениями о жизни, будет  способствовать формированию духовно-нравственной личности, поможет  проявить внутреннюю ориентацию ребёнка на твёрдые духовно-нравственные ориентиры, выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, воспитать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, языку.

  1. Теоретическая база опыта

   В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

   Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

    В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развития школьников. Учёные в области педагогики выяснили, что в различные возрастные периоды существуют не одинаковые возможности для духовно-нравственного восприятия. Знания и учёт достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.  Ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает духовно-нравственное воспитание.

  Общие задачи духовно-нравственного  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Цель курса – приобщение школьников к нравственным и духовным ценностям в целях воспитания, становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи:

  • создание условий для духовно-нравственного становления обучающихся
  • развитие представлений учащихся о  нравственных идеалах  и ценностях, составляющих многонациональную культуру России
  • формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, значении для жизни человека
  • сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика ребёнка.

  Разработка системы занятий по курсу ОРКСЭ, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников.

  Вовлечение родителей в творческую деятельность, обеспечивающую сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания.

  Уроки ОРКСЭ призваны способствовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания, оказанию своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

  Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания. Нравственное воспитание влияет на развитие духовно-нравственного потенциала воспитанника, на то, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства.

6. Новизна опыта

    Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни современного общества.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка  на принципах гуманизма в связи с религиозными, общечеловеческими ценностями.

 

   ОРКСЭ – это единственный предмет в школе, который предназначен для выполнения функции воспитания.

Учащийся приобретает навыки толерантного поведения с людьми другой национальности. Курс играет важную роль, как в расширении кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина России.

   Курс ОРКСЭ – это настолько «спорная новинка»  в школе, что вызывает настороженность у всех поколений семей учащихся. Каждое задание  подвергается критическому осмыслению.

   Каждый урок ОРКСЭ – это авторский  и неповторимый урок, который проникает в душу учащегося и затрагивает её.

   Ребята стали более терпимо относиться друг к другу и окружающим, привлекают своих домочадцев к проблемам, возникшим на уроке.

  1. Технология опыта

  Перед общеобразовательной школой  ставится        задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

ЦЕЛЬ ОПЫТА –

создание  социально-педагогических условий для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов  в процессе изучения курса ОРКСЭ.

ЗАДАЧИ

1.Выявить  возможности решения задачи формирования духовно-нравственных ценностей у младшего школьника.                                                            2.Изучить и проанализировать литературу по созданию культурно- образовательной среды для духовно-нравственного воспитания.                                  3.Внедрить в образовательный процесс деятельностные технологии обучения, обеспечивающие формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников.                                                                                   4.Апробировать стандартизированные методики оценки сформированности духовно-нравственных ценностей учащихся на этапе их обучения, развития и воспитания в начальной школе.                                                                          5.Создать комплект диагностических методик, позволяющих отслеживать сформированность духовно-нравственных ценностей младших школьников.

   Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

   Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. 

   Все задачи и методы организации урока ОРКСЭ основаны на приглашении детей к диалогу, к активному участию в обсуждении проблем, к ценностно-смысловому выбору.

   В своей работе использую учебники  М.Т. Студеникина «Основы светской этики» и А.Н. Сахарова «Основы религиозных культур народов России».

   В учебниках много различных  понятий и незнакомых слов, поэтому немаловажную роль играет  работа со словарём. Словарная работа происходит на каждом уроке. Мы составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса, используем толковые словари В. Даля и С. Ожегова.  Для  контроля  за  усвоением  терминов и понятий на уроках использую  приём «домино» (на одной  части карточки записано  понятие, на  другой - определение) и кроссворды.

В своей работе применяю современные педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология
  • проектная деятельность
  • игровая технология
  • коммуникативные технологии
  • здоровьесберегающие технологии 
  • технология оценки учебных успехов
  • технология рефлексии.

   Невозможно представить себе учебный процесс без внедрения ИКТ.  Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес. Компьютер, мультимедиапроектор  помогают   более  интереснее, красочнее  и доступнее сделать изучаемый материал.

На уроках я использую разного рода слайд-шоу, видеоролики,  аудизаписи,  фрагменты различных передач, презентации, интернет-экскурсии, что повышает  усвоение учениками материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

   Я убедилась в том, что использование  современных технических средств создаёт мотивацию к изучению  предмета.

                               

                       ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОРКСЭ

  • анализ текста с раскрытием сюжетов и образов
  • инсценировка по рассказу  
  • составление и разгадывание кроссвордов
  • дидактические игры
  • кроссворды
  • просмотр мультфильмов, серий киножурнала «Ералаш» и последующее их обсуждение (например, «Честное слово»,  «Просто так», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Царевна Несмеяна»)
  • работа с притчами
  • просмотр видеороликов («Православные храмы», «Храмы России» и др.)
  • проекты
  • выставки детских рисунков
  • экскурсии по святым местам родного края

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок  помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. В подобранных мною текстах сконцентрирован воспитательный потенциал. Дети читают, обсуждают вопросы о справедливости, дружбе, верности общественному долгу, чести, гуманности и патриотизме. Подбираю такие произведения, которые затронут чувства ребёнка, заставят задуматься, вызовут осуждение или одобрение, приведут к дискуссии, растрогают, заставят ребёнка переживать, сочувствовать, жалеть.  

Сами тексты содержат несколько составляющих:

— духовно-нравственная (от развития умения нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

— духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого мира  до воспитания чуткости к отдельной детали);

— литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях  до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы)).

Огромную роль на уроках  в формировании  духовно-нравственных  ценностей  играет  работа над   жанрами произведений:  сказкой,  басней, загадкой, русскими народными  пословицами, поговорками, которые   отражают богатство языка.

Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.

Во время работы над пословицами ребята объединяются в пары или группы в зависимости от задания. Можно предложить  им расшифровать  фразу или пословицу.

Например, зашифрована пословица к уроку по теме «Семья». Детям выдаётся шифр и таблица, в которую они должны вписать полученную пословицу.

ШИФР

Н        Г        Л        А        М        Е

К        Ж        В        О        С        У

Д        Ь

Не нужен клад, когда в семье лад.

н

е

н

у

ж

е

н

к

л

а

д

к

о

г

д

а

в

с

е

м

ь

е

л

а

д

   Знакомясь со сказками  народными и авторскими, отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.

    Работа над анализом стихотворений   формирует  различные нравственные  позиции:  учит быть добрым, любить свой родной край, Родину, ценить дружбу.

   Используемые  произведения В.А. Осеевой, Н. Н. Носова, Л.Толстого, В. Ю. Драгунского, К.Ушинского и многих других отечественных и зарубежных писателей и поэтов помогают  детям размышлять о  таких важных качествах, как дружба, взаимоотношения людей, отношение к родителям,  близким людям, природе родного края.

    Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

   Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение своего  имени. Дети с удовольствием выполняли такие задания.

   На уроках обязательно присутствует  проблемная ситуация, что способствует активной мыслительной деятельности учащихся. На таких уроках ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

   На уроках ОРКСЭ  ребятам предлагаются различные ситуации, где они должны перевоплотиться в различных героев, как положительных, так и отрицательных. Это очень  помогает учащимся представить, оценить, сделать выводы, связанные с изучаемой темой.

Используя материалы лекций доцента кафедры начального обучения ВИРО Козиной Е.В., внедряю интерактивные формы обучения:

  •  фронтальная работа в кругу (сократический метод).
  •  статичные пары (пары постоянного состава).
  •  пары сменного состава (пары, находящиеся в движении).
  •  мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).
  •  индивидуально-групповая форма «Мозаика»
  •  творческие мастерские.

Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе является игровая технология.  Дети 10-11 лет по-прежнему восприимчивы к игровым видам учебной деятельности. Они с удовольствием играют на уроке, не замечая, как усваивают материал, овладевают навыками определенных действий, учатся культуре общения друг с другом.

   Использую словесные игры: «Мозговой штурм», «Доскажи словечко», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Угадай героя» и др.

      Игры - драматизации, сюжетно-ролевые помогают ученикам разыграть диалог, сюжет, поделиться личным опытом. А в играх - путешествиях ученики путешествуют по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам.

   Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с притчей.

   На каждый урок обязательно подбираю притчу (см. Приложение).

  Притча – это особенный учебный материал, который эффективно воздействует на личность ребёнка, открывая главные человеческие ценности, проявления взаимопомощи, великодушия, доброты и милосердия, отзывчивости и безразличия, добра и зла…

  Использование притч на уроках ОРКСЭ позволяет смоделировать и организовать образовательный процесс, пробуждая и мотивируя познавательный интерес школьников, активизируя их деятельность в диалоговом режиме, включая и самостоятельное формулирование мыслей на основе всестороннего изучения и осмысления рассматриваемого вопроса.

      Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение.  

  При работе с притчей использую следующие формы работы:                                                                            

  • обсуждение основной  идеи и смысла притчи;
  • анализ названия притчи;
  • выделить ключевые понятия;
  • притча без окончания;
  • инсценировка притчи;
  • связь содержания притчи с современной жизнью;
  • рассмотреть притчу с ролевой  позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, социальной роли);
  • сравнение нескольких притч.

       В работе по курсу ОРКСЭ эффективен метод проекта. Проект является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах.

   Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках, а также проекты  по темам: «Национальные костюмы»,  «Национальные блюда моей семьи»,  «Архитектурные памятники и сооружения  моего города». 

   Часто на уроках по разным вопросам возникают  дискуссии. Например, на занятии возникла проблемная ситуация: нужно ли сердиться и обижаться на родителей?  В ходе дискуссии родилась мысль: злоба ожесточает и опустошает человека, приносит ему вред, нужно проявлять толерантность, милосердие, а на родителей не нужно обижаться - подумать прав ли был сам.  

   Уроки ОРКСЭ дают положительные результаты: младшие школьники становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству.

   Дети не стесняются выражать свою точку зрения, инсценировать, выступать перед аудиторией, творить. Родителям  не приходиться объяснять того, зачем нужна очередная проектная работа или решение задачи с вопросом, который требует  решения жизненных задач. Они знают: всё, что происходит в школе, «работает» на развитие их детей, на улучшение качества образования.

   Ведь неотъемлемую и главную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играет его семья. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения. Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к старшему поколению.  И только в  сотрудничестве с семьёй  воспитывается  личность, стремящаяся к духовному росту, доброте, способная нести ответственность за свои поступки и противостоять жизненным трудностям.

   Содержание курса позволяет укрепить связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством выполнения домашних заданий, предусмотренных программой и являющихся неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Для самостоятельной работы дома я давала различные виды домашних заданий: пересказ отдельных фрагментов материала учебника, рисунки по пройденной теме;

сбор материалов из дополнительных источников, подготовка презентаций, подбор рассказов, стихов, пословиц и поговорок,  написание мини-сочинения по теме урока.

  1. Результативность

Процесс духовно-нравственного воспитания носит длительный характер и его результаты трудно учитывать. Определить уровень воспитанности сложно.

Курс ОРКСЭ является безотметочным, но он даёт им возможность активно участвовать в обсуждении,  свободно мыслить,  понимать и принимать взгляд других на проблему.

В учебниках материал представлен объёмно, но учащиеся овладели умениями работать со справочной литературой, историческими и литературными источниками.

Анкетирование помогает выявить проблемные вопросы и скорректировать работу.

В  ходе проведенного мини-опроса было выявлено, что уроки ОРКСЭ в школе необходимы, что родители одобряют и сам предмет и учебник, по которому мы работаем в 4 классе. В целом и родители, и учителя, и дети были единодушны и в оценке учебников М.Т. Студеникина «Основы светской этики» и А.Н. Сахарова «Основы религиозных культур народов России».

В анкетировании приняли участие 63 родителя четвероклассников, это составило 80% от общего количества родителей 4-х классов.

Большая часть опрошенных родителей (84%) выразили положительное отношение к введению данного курса, считая, что изучение данного предмета необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, повышение нравственности детей.

Родители надеются, что в будущем данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе. Анкетируемые надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям.

На вопрос «как Вы относитесь к введению нового курса», 9% родителей затруднились ответить. 1% родителей к ведению курса относится безразлично, 6% -  отрицательно, считают,  что введение курса создаст дополнительную нагрузку для школьников.

    В анкете был задан вопрос о выборе модуля курса в качестве изучаемого предмета, 99% родителей остановились на модуле «Основы светской этики», один (1%) родитель не участвовал в выборе модуля. 

На выбор модуля родителями повлияли:

- уклад жизни семьи, семейные традиции (43%);

- интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса (38%);

- мнение классного руководителя или других педагогов (13%);

- затрудняемся ответить (6%).

    Трудности при выборе модуля испытывали родители, которые имеют недостаточно полную информацию о содержании модулей курса (эти родители  не посещали родительские собрания, на которых рассматривался вопрос о введении данного курса). (см. Приложение)

В анкетировании среди четвероклассников приняли участие 77 человек, это составило 97% от общего количества учащихся

На вопрос об  интересе на уроках ОРКСЭ 95%  детей ответили положительно.

36%  понравились беседы о хороших и плохих поступках людей

12% - о нравственных качествах человека

         31% - работа на компьютере

         14% - изучение праздников и традиций

           7% - знакомство с памятниками культуры (см. Приложение)

   Эффективность воспитательной работы зависит во многом от родителей. Поэтому они активно участвуют в учебно-воспитательном процессе, помогают детям в подготовке домашнего задания и проектов к урокам.

    Мною разработан цикл родительских собраний: «Как вырастить ребенка нравственным?»,  «Роль семьи в воспитании ребенка»,  «Семейные традиции», «Уроки этики для детей и родителей», «Нужно ли в ребенке воспитывать патриотизм?»,  «Роль семейных праздников»,  «Как наше слово отзовётся».

   Родительские собрания проводятся в форме  дискуссий, лекций, обучающих тренингов, круглого стола, анкетирования. Учащимися для родителей на родительском собрании был показан спектакль «Сказка про волчат и «золотое правило». С этим спектаклем мои учащиеся выступали на театральной неделе  в школе, заняв 1 место.

   Анкетирование на родительском собрании в 4-х классах по теме «Семейные и православные праздники и  традиции» показало, что из 62 опрашиваемых родителей соблюдают традиции:

Соблюдают  только семейные праздники и  традиции

Соблюдают  семейные и православные  праздники и традиции

Не соблюдают никаких праздников и   традиций

17 семей

43 семьи

  1. семьи

  Таким образом, анализ анкет показал, что большинство детей и их родителей положительно относятся к введению курса ОРКСЭ, а также хотят, чтобы изучение данного курса продолжалось и далее. И отрадно видеть, что родители поняли свою особую роль как помощников при изучении ОРКСЭ и не только способствуют духовно-нравственному развитию детей, но и духовно растут сами.

    Для диагностики теоретических знаний я использую поурочные и контрольные тесты, после выполнения которых ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того он имеет возможность просмотреть все задания и проанализировать свои ошибки.

Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции – контроля полученных знаний, информационной, сопровождающей их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.

    Достижение личностных результатов в рамках освоения учащимися программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»

отслеживалось при помощи мониторинга, предлагаемого ВИРО и разработанного к.ф.н., доцентом Дебердеевой Т.Х. и к.п.н. Морозовой Е.А..

Данный мониторинг, изучающий качество освоения программы ОРКСЭ, предусматривал работу с притчей и ответы на тесты, которые указывают на наличие сформированности собственно качеств нравственности, афилиации, эмпатии, аксиологичности, толерантности, гражданско-патриотических чувств, идентичности, субъектности.

Результаты исследования показали положительные достижения личностного роста учащихся, направленного на мотивацию к осознанному нравственному поведению, уважительному отношению к представителям разных конфессий.

Сформированность качеств

2019-2020

75 человек

2020-2021

63 человека

2021-2022

78 человек

Нравственность

высокий

48 чел.

высокий

27 чел.

высокий

55 чел.

средний

27 чел.

средний

34 чел.

средний

22 чел.

низкий

     –

низкий

2 чел.

низкий

1 чел.

Учащиеся стремятся развить внутри себя устойчивые положительные качества (справедливость, трудолюбие, уважение к старшим).

Афилиация

сформирована

72 чел.

сформир.

61 чел.

сформир.

74 чел.

не сформиров.

3 чел.

не сфор.

2 чел.

не сфор.

4 чел.

Учащиеся мотивированы на создание теплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми и осознание их необходимости.

Эмпатия

сформирована

66 чел.

сформир.

48 чел.

сформир.

55 чел.

не сформиров.

9 чел.

не сфор.

15 чел.

не сфор.

23 чел.

У  учащихся развивается способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека.

Аксиологичность

положительная

63 чел.

положит

60 чел.

положит

73 чел.

не сформиров.

12 чел.

не сфор.

3 чел.

не сфор.

5 чел.

 Развивается ценностное ориентирование ученика, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Толерантность

сформирована

59 чел.

сформир.

55 чел.

сформир.

63 чел.

не сформиров.

16 чел.

не сфор.

8 чел.

не сфор.

15 чел.

 У  учащихся сформировано уважительное отношение к человеку, независимо от его убеждений, взглядов, национальности, вероисповедания.

Гражданско-патриотические

выражена

64 чел.

выражена

55 чел.

выражена

62 чел

не выражена

11 чел.

не выраж

8 чел.

не выраж

16 чел.

У  учащихся сформированы в сознании понятия «Родина», чувство гордости за нее, осознание себя - частью Родины.

Самоиндефикация

адекват.

73 чел.

адекват.

62 чел.

адекват.

77 чел

не адекват.

2 чел.

не адекв.

1 чел.

не адекв.

1 чел.

гражданская

25 чел.

граждан.

35 чел.

граждан.

53 чел.

семейная

48 чел.

семейная

27 чел.

семейная

23 чел.

Самоидентификация – ученик может определить, кто он есть.

Большинство учащихся могут адекватно себя идентифицировать, но идентифицировав себя как «ученик», не подумали, что еще являются и «дочерью или сыном». В разной степени у учащихся сформирована и  гражданская идентификация, чувство личной сопричастности с судьбой своей Родины.

Субъектность

сформирована

63 чел.

сформир.

2 чел.

сформир.

25 чел.

формирующаяся

12 чел.

формир.

43 чел.

формир.

45 чел.

не сформиров.

     –

не сформ.

18 чел.

не сформ.

8 чел.

У учащихся в разной степени сформирована субьектность как способность к целеполаганию, готовность выстраивать траектории достижения цели.

Показатели высчитывались на основе выявления трех уровней сформированности качеств (высокий уровень (20-26); средний уровень (12-16); низкий уровень (0-8) и перевода суммы этих показателей в проценты.

Анализ всех показателей позволяет сделать вывод о том, что все показатели личностного развития учащихся 4 классов, изучавших курс ОРКСЭ, сформированы на среднем и высоком уровне. Качество освоение новой предметной области удовлетворительное.         

В связи с полученными результатами были сделаны следующие рекомендации, направленные на коррекцию выделенных недоработок:

  • более глубоко изучать ключевые темы курса ОРКСЭ, к которым относятся «Семья», «Долг, добродетель, свобода, ответственность», «Милосердие», «Россия - наша Родина»;
  • усилить духовно-нравственный аспект преподавания курса через изучение мировых культур на примере сказок, притч, мифов, басен, былин как средств образного мышления;
  • развивать культуроведческую компетенцию обучающихся через изучение национальных обычаев, традиций, установление контактов с представителями других культур во внеурочной деятельности;
  • привлекать родителей к участию по освоению детьми программы курса ОРКСЭ через создание совместных проектов;
  • активизировать просветительскую работу с родителями и общественностью через презентации достижений обучающихся;

Таким образом, проблема формирования морального сознания, выражающаяся в достижении личностного результата, является необходимым фактором моральной саморегуляции, нравственного роста человека

Распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей происходило через педсоветы, семинары, публикации на сайте школы, интернет - публикации. Опыт работы по данной теме представила на  заседании школьного методического объединения учителей начальных классов 29 декабря 2015 года. 

Зерно духовно-нравственного образования и воспитания

 непременно прорастёт,

 только результат  мы    получим не сразу.

    Для этого нужно время.

  1. Адресная направленность

Опыт может быть полезен учителям начальных классов, реализующим Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования второго поколения, учителям, ведущим курс ОРКСЭ, а также классным руководителям в целях решения проблем духовно-нравственного образования и воспитания учащихся.

Применение данного опыта возможно в учреждениях дополнительного образования,   в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса  и распространяется на все возможные формы взаимодействия с учеником.

  1. Список использованной литературы

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.
  3. Методические рекомендации по организации контроля качества освоения программы ОРКСЭ, Владимир, ВИРО имени Л.И. Новиковой, кафедра гуманитарного образования
  4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. .
  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании .
  6. Наша школа. Педагогическая мастерская: Опыт и проблемы духовно-нравственного воспитания (региональный аспект).
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностно- ориентированной парадигмы образования Народное образование.
  8. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей  
  9. Воспитание школьника в семье. Под ред. Т.А. Марковой.
  10. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению.

                                             

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Ученика (-цы) 4 «___» класса ____________________________________________

                                                                              (фамилия, имя)

 1. Кто я?

Выберите из предложенных позиций те, которые соответствует вашему представлению о том, кто вы.

А) Я – гражданин России;

Б) Я – ученик 4-го класса;

В) Я – хороший сын (дочь);

Г) Кто-то другой (спайдермен, супермен, барби…).

2. Какой я?

Прочитайте каждое высказывание и подумайте о себе. Согласны ли вы с утверждением? Про вас ли это утверждение? Если ты полностью согласен, обведи цифру 4 на той же строчке, если больше согласны, чем не согласны – обведите цифру 3; если вы немножко согласны – обведите цифру 2; если вы совсем не согласны – обведите цифру 1.

№ позиции

 Характер утверждения

баллы

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

лыми

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

1

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

1

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

1

11

Мое отношение к людям не зависит от цвета их кожи, веры, их убеждений

4

3

2

1

3. Как я поступаю?

Выберите из предложенных по каждому вопросу утверждений одно, которое соответствует вашему поведению.

1. Если кто-то плачет, то я:

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры, но он очень хочет в нее поиграть.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом, и я дам ему поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Г) Пройду равнодушно. Мне-то какая разница?

4. Притча

Послушай притчу, которую прочитает учитель.

Дорога добра и дорога зла[1]

Однажды путешествующий человек остановился на развилке двух путей. Левая дорога спускалась куда-то вниз, а правая дорога вела все время вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла и приводила всех людей к смерти, а другая дорога вела к жизни и называлась дорогой добра.

– По какому же пути мне дальше идти? – долго раздумывал человек, а потом решил. – Зачем мне лишние трудности, выберу-ка я ту дорогу, которая полегче.

И он стал спускаться вниз под горку. Очень легкой и ровной оказалась дорога в самом начале. Одно только было плохо: чем ниже дорога спускалась, тем дальше становилось солнце и тем темнее и страшнее становилось вокруг. Через несколько дней по сторонам от дороги стали появляться зловещие тени и откуда-то все время дуло неприятным холодом. Настроение человека стало совсем безрадостным и угрюмым, но возвращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же приведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, и от этого все больше сердился на все вокруг и становился злым. В конце концов стало так темно, что человек стал совсем плохо видеть дорогу. Теперь он шел медленно и перед тем, как сделать шаг, осторожно трогал ногою землю впереди себя. И вдруг его нога почувствовала пустоту. Впереди не было ничего твердого, на что можно было бы опереться ногой. Человек присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его вперед, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше, но опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то бесконечную черную бездну. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной и бесконечной пропасти. Испугался он, повернулся и торопливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что другого пути у него нет. Потихоньку начинало светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.

– Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, – возвращаясь, думал человек. – Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.

Через много дней человек подошел к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не останавливаясь, продолжил свой путь по дороге, ведущей вверх.

Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце. На солнце искрились струи водопадов, радостно щебетали птицы, а такого богатого разнообразия цветов человек нигде никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была труднее и взбираться по ней было тяжело, но окружающая неповторимая красота помогала человеку отвлечься от трудностей и не думать о них. С каждым днем вокруг становилось все прекраснее и даже небо и облака стали менять свои обычные цвета на изумительные радужные оттенки. От окружающей красоты сердце человека все больше наполнялось радостью и счастьем и он становился лучше и добрее.

– Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался бы никогда! – громко и радостно воскликнул человек.

– Никогда, никогда, никогда, – ответило ему эхо.

– Неужели не кончится никогда? – громко переспросил человек.

– Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда, – повторило ему эхо.

Попробуй ответить на вопросы, как можно полнее раскрыв собственные мысли:

  1. Как ты думаешь, какой путь проще для человека: путь добра или путь зла? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как ты считаешь, человек должен плыть по течению не задумываясь, «куда кривая вынесет», или, наоборот, про каждый свой поступок нужно глубоко задумываться: к каким последствиям он приведет? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какой дорогой хотел бы пойти ты? Почему? Объясни свою позицию.________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. «Волшебная палочка»

Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть. Обведи цифру того желания, которое ты выбираешь (всего пять!).

1. Быть человеком, которого любят

2. Иметь много денег

3. Иметь самый современный компьютер

4. Иметь верного друга

5. Мне важно здоровье родителей

6. Иметь возможность многими командовать

7. Иметь много помощников, которые будут выполнять за меня трудную работу

8. Иметь доброе сердце

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10. Иметь то, чего у других никогда не будет

6. Анкета

Перед Вами список вопросов, нужно письменно ответить кратко на каждый из них.

1. Кем ты станешь, когда вырастешь? __________________________________________________________________________

2. Каким ты был раньше? __________________________________________________________________________

3. На кого бы ты хотел быть похожим? __________________________________________________________________________

4. Нравится ли тебе быть среди людей? __________________________________________________________________________

5. Каким ты видишь себя через пять лет? __________________________________________________________________________

6. Кого ты уважаешь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Легко ли тебе сосредотачиваться на работе, учёбе? __________________________________________________________________________

8. Любишь ли ты всё новое, как ты относишься к изменениям? __________________________________________________________________________

9. Назови своего любимого героя фильма или книги? __________________________________________________________________________

10. Какой ты сейчас? _________________________________________________________________________

Анкета для  родителей  учащихся 4 класса  МБОУ СОШ №6                                        по  изучению  курса  ОРКСЭ

  1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса?

Положительно

Скорее положительно

Безразлично

Скорее отрицательно

Отрицательно

  1. Что повлияло на Ваш выбор модуля курса?

Уклад семьи

Интерес ребёнка к изучению этого модуля

Мнение классного руководителя или других педагогов

Затрудняюсь ответить

  1. В чем Вы видите положительное значение введения курса?

Расширение кругозора детей

Духовное и культурное развитие детей

Формирование уважительного отношения к различным   религиям

Повышение нравственности детей

Формирование уважительного отношения к старшим

Формирование ценности здорового образа жизни

Формирование патриотизма и гражданской солидарности

Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

Приобщение молодежи к вере

  1. В чём Вы видите риски, связанные с введением курса?

Дополнительная нагрузка школьника

Формирование формального отношения к религии, вере

Затрудняюсь ответить

   5. По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер модуль курса?

 Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

6.  Хотели бы вы, чтобы курс ОРКСЭ продолжал изучаться?

Да

Нет

Не знаю

Анкета для учащихся 4 класса    МБОУ СОШ №6 по  изучению курса  ОРКСЭ

1. Было ли тебе интересно на уроках по новому курсу?

Да, очень интересно

Не очень интересно

Не интересно

2. Что тебе понравилось на уроках по новому курсу

Беседы о хороших и плохих поступках людей

Изучение праздников и традиций

Беседы о нравственных качествах человека

Знакомство с памятниками культуры

Работа на компьютере

Игры и театральные инсценировки

Другое

3. Если тебе не было интересно на уроках по новому курсу, то почему?

На уроках было скучно

Непонятно, много незнакомых слов

Я многое уже знал

Не хочу учиться по этому предмету

4. Отметь, как обычно проходят уроки по новому курсу в твоем классе.

Учитель беседует с нами

Слушаем и обсуждаем  рассказы учителя

Читаем учебник

Смотрим фильмы, слайды

Отмечаем праздники, знакомимся с традициями

Посещаем музеи, святые места

Встречаемся с интересными людьми

5. Хотел бы ты продолжать изучать этот курс?

Да

Нет

Не знаю

ПРИТЧИ К УРОКАМ

Притча к уроку по теме «Этика и этикет»

Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

  • Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.

   Притча к уроку по теме «Вежливость»

Вежливый кролик

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. “Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!” И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

Притча к уроку по теме «Добро и зло»»

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча «В больничной палате»

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке...

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.
Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
— Но зачем же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это?

— Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить...

Притча о бабочке

Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. 

Она так и не смогла летать. 

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. 

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. 

Мы не смогли бы быть такими сильными как сейчас.

Мы никогда не смогли бы летать.

Притча к уроку по теме «Дружба и порядочность»

Притча «Бог Дружбы»

Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы.
 Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:
– Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.
 Человек задумался, и ответил:
– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лег спать.
Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.
Человек удивленно спросил:
– Почему Вы все остались.
– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.

Притча к уроку по теме «Честность и искренность»

- Одной искренности недостаточно, - часто повторял Мастер.

 - Нужно, прежде всего, быть честным.

   - А в чем же разница?

   - Честность - это постоянная открытость фактам.

 Искренность - это вера в собственную пропаганду.

 

Притча к уроку по теме «Терпение и труд»

Случилось это в Средние века.

Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

 - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой. Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

 - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.  Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

- Со стороны кажется, что я режу камень.

Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик.

 На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

Притча к уроку по теме «Семья»

« В давние   времена  жила  одна  семья,

 и в  ней  царили любовь  и   согласие.  Молва   об   этом  долетела  до   правителя  тех   мест,   и   он   спросил  у   главы   семьи: « Как Вам  удаётся  жить,  никогда   не  ссорясь,  не   обижая   друг   друга?»

 Старец   взял   бумагу  и  написал  на  ней что-то . Правитель  посмотрел  и  удивился,  на  листе  было  написано  сто   раз   одно   и   тоже  слово…

Сказка пpо бочку.

Дети мои, настал мой последний час. Послушайте, какую сказку я расскажу вам перед тем, как навеки закрыть глаза. Слушайте внимательно, потому что я хочу, чтобы вы мне растолковали её.

Сыновья не спускали глаз со своего отца. Старик оглядел их и начал рассказывать:

- Вырос в лесу большой дуб. Жёлуди дождём сыпались с его могучих ветвей. Корни его уходили глубоко в землю. Налетали на него злые бури, но ничего не страшился старый дуб. Однажды в лес пришёл плотник. Он окинул взглядом дуб, засучил рукава, взмахнул топором и принялся рубить дерево. К вечеру он повалил дуб на землю, обрубил ветви, а бревно отвёз к себе в мастерскую. Там сделал он из него отличные доски. Осенью к нему в мастерскую пришёл бондарь.

Он погрузил доски на телегу и увёз их. В своей мастерской бондарь сделал из досок клепки, обручи, днище и смастерил большую бочку. В эту бочку он каждую осень наливал молодое вино и продавал его крестьянам для свадеб, именин и поминок. Так он делал до тех пор, пока бочка была крепкая. Но однажды один из обручей лопнул. Вино вылилось из бочки, и она рассохлась. Когда бондарь спохватился было уже поздно — клепки разошлись и распались. Дети подхватили обручи и стали катать их по улице, а хозяйка сожгла клепки и днище когда-то крепкой бочки.

Вот и растолкуйте мне эту сказку! Задумались пятеро братьев, но никто из них не смог разгадать отцовскую сказку. Тогда старый отец покачал головой и сказал:

- Молоды вы ещё, поэтому и не догадливы. Я растолкую вам её смысл: лес с большими деревьями, тянущимися к небу - это наше государство. Бочка - это семья, клёпки - это мы, обручи - согласие, а вино - радость и счастливая жизнь. Пока в семье мир и согласие, жизнь будет счастливой. Дом, в котором нет согласия, пропащий дом! Берегите обручи, дети мои!

Старший сын наклонился, поцеловал руку старого отца и ответил:

- Спасибо тебе, отец, за мудрый совет. Мы не забудем его, пока живы.

Притча про звёздочку

Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым.

 Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый ?»

   Звездочка долго молчала,  а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко.  А так хочется видеть кого-то рядом с собой!  Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат?

  Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… Они светились в темноте от счастья и радости.  «Чему ты радуешься, странник»?  - спросила я.  И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

  Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?»

«А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали  своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ  »!

Мама, а как появилось слово «семья»?

Ведь раньше о нем не слыхала земля…

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам».

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

-Я… Я… - тихо молвила Ева.

Я… Я…

Сказала она знаменитых семь «Я» -

Вот так на земле появилась семья.

                       

Притча к уроку по теме «Сердце матери»

Сердце матери

        Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

        Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы  до вечера будем идти к реке».

        Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облили горячими слезами. Понял он, что никто не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Притча о материнском сердце

Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле.

Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.
- Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие -воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать. 
- Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос. - Не смотри на поведение матери, а загляни в
ее сердце. 
Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они
одинаково любят их,  больше жизни.

Сердце матери

Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.

Наконец она снизошла до объяснений:

— Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?

— Тебя, — отвечал юноша.

— Как любишь?

— Тело моё, душа моя — в твоей власти.

Усмехнулась холодная красавица и сказала:

— Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.

Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:

— Сжалься надо мной!

Красавица надменно вскинула голову:

— Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.                                                                                                                         Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог…                                                                                                                       А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:                                                                                                        — Ты ушибся, сынок. Сильно болит?

Притча к уроку по теме «Правила твоей жизни»

МАЛЬЧИК И ЗЕРКАЛО

Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему  рожу, а зеркало — тоже. Мальчик,  разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и  ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит:  «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

 — «Я». — «А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он к тебе тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и  живут — и добро и зло наше возвращается к нам же».

Кто осёл?

Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто-нибудь другой? — спросил приятель.

— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! — воскликнул Афанди.

Притча к уроку по теме «Древние предания христиан»

Каждый сам кузнец своего счастья

Когда Бог слепил первого человека, у него остался лишний кусок глины. Бог спросил человека, что ему ещё слепить.

«Слепи мне счастье», - попросил человек.

Бог ничего не ответил, а лишь положил в ладонь человека      неиспользованную  глину.

ИГРА «КАКОЙ Я?»

– Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет – зеленый.

– Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

normal_%EC%E0%EB%FB%F8-1


[1] Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). – Минск: Современное слово. – 2003, –280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"

В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....

«О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различия....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ

Проблемы,  рассматриваемые сегодня  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей являе...

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности....

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной  и во   внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...