Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС
статья на тему

Семёнова Ирина Дмитриевна

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_mladshih_shkolnikov.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Семёнова И.Д.

Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

- умение перед началом работы спланировать ее;

-умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить к работе с его знаково-символическим изображением;

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны:

– с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки;

– участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

Требования ФГОС:

Постановка учебной задачи →

Поиск недостающих способов действия

Как оценивать действия детей, связанные с поиском нового?

Сам факт активности, поднятую руку?

Качество высказывания ребенка, его близость к конечной истине?

Технология оценивания учебных успехов:

Основные составляющие

 - Развитие у учащихся умений самоконтроля  и самооценки;

 - Фиксация результатов контроля в   предметных  таблицах                                 требований;

 - Дифференциация оценки по  специальной шкале уровней успешности.

Алгоритм формирования самооценки на уроке:

1. В начале урока необходимо ознакомить учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности.

2. В процессе урока учащиеся оценивают свою работу в соответствии с критериями, которые озвучиваются учителем в начале урока.

3. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.

4. В конце урока учитель дает позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.

Правила формирования самооценки учащихся:

1.  Использовать на уроках по возможности безотметочную  систему оценки.

2.  Применять при оценки различные дополнительные материалы (лесенки, линеечки, личики). При этом на них не должно быть цифр.

3.   Оценочные шкалы должны быть все время разные.

4.  Оценка действий ребенка должна быть дробной, дифференцированной. За каждое отдельно выполненное учебное действие (правильность вычислений, умение решать задачи такого типа, грамотность записи, внешний вид работы) ребенок должен получать отдельную самостоятельную оценку.

5.  Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий  при достижении даже малейших успехов, не забыть  похвалить.

6.  Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий  необходимо регулярно проводить  разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

Важно помнить, что хвалить надо исполнителя (ребенка),
критиковать — исполнение

Использованная литература:

  1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001
  2. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
  3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146
  4. Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68.
  5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.
  6. Образовательная система Л.В. Занкова  М. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Сформированность  самооценки  школьника  во  многом  определяет  активность  и  направленность  его  социальной  позиции,  подготовлен...

Формирование УУД младших школьников условиях реализации ФГОС.

В статье я описываю свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий в условиях реалиации ФГОС.В моей работе подробно описаны инновационные педагогические технологии, которые  спос...

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....

«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

laquo;Формирование самооценки младшего школьника    в условиях реализации ФГОС НОО»        Важнейшей задачей  Федеральных государственных образовате...

Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО

Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО...