Задачи и содержание занятий по ознакомлению детей с задержкой психического развития с окружающим миром
методическая разработка на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад по теме:

«Задачи и содержание занятий по ознакомлению детей с задержкой психического развития с окружающим миром»

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2015г

Основные задачи и содержание занятий по ознакомлению детей с задержкой психического развития с окружающим миром.

Основными задачами курса занятий по ознакомлению с окружающим миром являются уточнение, расширение и систематизация представлений детей об отдельных предметах, явлениях природы и общества, а также развитие навыков анализирующего наблюдения, активизации мыслительной деятельности и речи учащихся:

  • вести наблюдения за изучаемым объектом или явлением;
  • осуществлять планомерный анализ конкретного объекта или явления;
  • проводить сравнение двух предметов по определённому плану, выделяя общие и отличительные признаки;
  • классифицировать предметы (их изображения) на группы на основании родового признака;
  • называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами;
  • производить классификацию конкретных предметов (их изображений) без практического деления их на группы;
  • устанавливать с помощью учителя простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений.

В единстве с формированием системы знаний и соответствующих умений и навыков находится работа по развитию речи воспитанников. Пристального внимания требуют такие разделы работы, как обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (монологической) речи.

Основой развития связной речи является обогащение словаря. Как объём накопленных сведений об окружающем мире у детей с ЗПР значительно уступает объёму знаний нормально развивающихся учащихся, так и словарь этих детей значительно беднее и ограниченнее. В связи с этим словарная работа занимает важное место в системе занятий «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основной принцип проведения словарной работы на этих уроках состоит в том, что правильные (точные) наименования изучаемых предметов и явлений вводятся в активную речь детей в процессе их систематического ознакомления с окружающей действительностью.

Важное значение придаётся обогащению словаря детей разнообразными частями речи. Введение слов, обозначающих качества и свойства предметов, отношения между ними, происходит в процессе обучения анализу предметов. Введение в словарь слов, обозначающих элементарные общие (родовые) понятия, находится в тесной связи с овладением учащимися практическими навыками группировки и классификации изучаемых объектов.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление, систематизацию знаний детей о предметах окружающей действительности. Особое внимание уделяется воспитанию у учащихся умению связно, логично и грамматически верно описывать предметы и явления, а также разнообразные события окружающей жизни.

Чтобы ребёнок мог составить связный рассказ о предмете, он должен уметь рассмотреть его и выделить его существенные признаки. Ребёнок обучается этому признаку на предметных уроках, а также в процессе обсуждения содержания картины или серии картинок. Большое внимание уделяется составлению индивидуальных и коллективных устных рассказов. Проводя специальные лексические и грамматические упражнения, логически связанные с содержанием изучаемого материала, что позволяет привлечь внимание учащихся к грамматическому оформлению высказывания, приучает осознанно подходить к его построению.

Усвоение воспитанниками знаний происходит при целенаправленном формировании познавательных интересов к явлениям природы и общества, что позволяет развивать у детей любознательность и наблюдательность. Содержание учебного материала позволяет решать в определённой мере вопросы большого воспитательного значения.

При изучении данного курса большое значение уделяется:

  • воспитанию у детей доброго и заботливого отношения к членам семьи, сверстникам, педагогам и другим окружающим людям;
  • воспитанию уважения к людям труда, обучению посильному труду (в школе, дома);
  • воспитанию ответственного отношения к природе;
  • воспитанию любви к родному краю, Родине, России.


Характеристика курса обучения детей по ознакомлению с окружающим миром

Задача формирования у детей всесторонних представлений о предметах и явлениях окружающего мира определяется построением программы обучения по понятийно-тематическому принципу. Наряду с темами природоведческого характера в программу включены разделы, позволяющие познакомить учащихся с трудовой деятельностью людей, с производственными и общественными объектами большого города или села.

Содержание учебного материала можно представить в виде трёх основных разделов:

I. Подготовительный период – формирование представлений о цвете, форме, величине предметов и их расположении в пространстве. (тема «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве»).

II. Родная природа – формирование конкретных представлений и элементарных общих понятий об отдельных природных объектах, о сезонных изменениях в природе и труде (темы: «Сезонные изменения в природе и труде», «Растения», «Животные»).

III. Знакомство с ближайшим окружением – формирование конкретных представлений и элементарных общих понятий о предметах труда и быта людей, о некоторых сторонах общественной жизни (темы «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город (село)», «Родная страна»).

Становление полноценного восприятия окружающей действительности происходит в процессе повседневной предметно-практической деятельности. Специальное ознакомление детей со свойствами и признаками предметов организуется на занятиях в детском саду в ходе разнообразных дидактических игр и упражнений, разработанными педагогами и психологами: А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, В.С. Мухиной и другими.

Психические особенности детей с ЗПР требуют организации специальной коррекционной работы, направленной на обогащение их чувственного опыта. Эта задача решается при изучении темы: «Свойства предметов». Расположение предметов в пространстве».

Изучение данной темы предполагает развития у учащихся умения различать цвет, форму, величину; ознакомления со свойствами материалов и вариантами расположения предметов и их частей в пространстве; расширение и активизацию словаря детей на основе ознакомления с изученными свойствами.

Усвоение системы общественных представлений о свойствах предметов происходит постепенно. На первом этапе дети знакомятся только с основными цветами спектра (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый и чёрный); с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тремя разновидностями величины (большой, средний, маленький), учатся вычленять простейшие пространственные отношения (справа-слева, вверху-внизу). Отличительной особенностью изучения данной темы является то, что работа над всеми понятиями ведётся параллельно. На следующем этапе формирования системы обобщённых представлений о свойствах предметов происходит ознакомление учащихся с большим кругом свойств предметов. У детей вырабатывается умение различать и правильно называть все основные цвета и оттенки; в активный словарь детей вводят предметно-образные названия цветов.

Обучение детей пониманию пространственных отношений между реальными предметами и их частями предполагает формирование умения воспроизвести эти отношения сначала на листе бумаги, в пространстве, а затем уже словесно. Далее детей знакомят со свойствами материалов, учатся различать воспринимаемые предметы по нескольким признакам: по цвету, форме, величине и материалу. Для этого необходимо организовывать простейшие опыты и практические работы, в результате которых дети делают необходимые выводы о ломкости и прозрачности стекла, о твёрдости и прочности металлов, о мягкости и эластичности резины.

С целью развития пространственных представлений особое значение придаётся обучению учащихся анализу предметных ситуаций, употреблению развёрнутых словесных писаний и расположения предметов в пространстве.

Чтобы усвоить знания, умения и навыки педагогам необходимо организовать действия учащихся с реальными предметами, которые способствуют выявлению и различению изучаемых свойств (цвет, форма, величина). Учащиеся овладевают приёмами сопоставления объектов, например, накладывают объекты один на другой при ознакомлении с формой, прикладывают их друг другу при знакомстве с величиной и распознавании цвета.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром широко используются аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка. При формировании представлений о цвете предметов целесообразно использовать виды практической деятельности: выбор предмета определённого цвета по наглядному образцу, по словесному указанию, подбор предметов, одинаковых по цвету с фоном, конструирование и аппликации с учётом цвета, выкладывание узоров, составление орнамента из мозаики.

Под влиянием специального обучения дети не только осваивают определённые знания, но и приобретают необходимые навыки умственной деятельности. К их числу, кроме уже названных, относится умение объединять предметы в группу по цвету или форме, или величине, ориентируясь на наглядный образец, на выделенный самостоятельно общий для данных предметов признак.

 При изучении темы «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве» решается задача развития речи воспитанников. В активный словарь детей вводят слова, обозначающие изученные свойства предметов и пространственные предложения о собственной практической деятельности и о проведённых наблюдениях.

При изучении раздела «Родная природа» происходит ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными её явлениями, проводимых в ходе экскурсий, прогулок и при организации практических работ.

Наблюдения организуются по направлениям: погода, состояние неживой природы по временам года (почва, водоём, продолжительность дня); сезонные изменения в жизни растений и животных; сезонный труд людей; наблюдения в природе за отдельными растениями и животными. Наблюдения за погодой осуществляется ежедневно.

В процессе знакомства с временами года, учащиеся получают первоначальные представления о влиянии явлений неживой природы на состояние растений и животных, то есть вводят в круг элементарных знаний о взаимосвязи явлений и их причинной обусловленности.

На втором году обучения дети учатся вести наблюдения за объектами неживой природы в определённой последовательности (солнце, небо, облака, осадки, ветер, земля, вода), проводить длительные наблюдения за одним и тем же объектом. Степень самостоятельности учащихся в ведении наблюдений возрастает, увеличивается число объектов, за которыми ведутся наблюдения. Начиная со второго полугодия второго класса, или в первом классе (по второму варианту) проводятся простейшие обобщения наблюдений с помощью классного календаря. Важное значение придаётся выделению отличительных признаков каждого месяца года.

На основе наблюдения и экскурсий воспитанники усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать смежные (осень – зима, зима – весна) и противоположные (весна – осень, лето – зима) времена года.

 В процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.

Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных предусматривается темами «Растения» и «Животные». Учащиеся знакомятся с основными признаками и на их основе учатся распознавать и правильно называть деревья, кустарники, возле дома, в ближайшем парке и сквере. Дети знакомятся с некоторыми видами культурных растений (овощные растения, фруктовые деревья и ягодные кустарники). Важно, чтобы дети хорошо знали не только съедобные части этих растений, но и характерные отличительные признаки всего растения в целом.

При изучении темы «Животные» расширяются представления детей о зверях, зимующих и перелётных птицах, распространённых в данной местности, о животных ближайшего водоёма. При описании животного от детей требуется назвать только основные части тела животного (голова, туловище, крылья, лапы у птиц). Остальные части тела животного выделяются в том случае, когда ярко выраженная окраска или форма этих частей служит опознавательным признаком.

Для закрепления знаний по темам «Растения» и «Животные» используются работы детей с природным материалом.

Формы и методы и свойства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, посещение театров, предприятий, музеев, клубов, беседы и чтение, просмотр телепередач, подготовка к праздникам.

Задачи воспитания и обучения детей должны решаться в тесном единстве, тем самым способствуя коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннему развитию личности.

Использована литература:

1. Психология игры. Москва Просвещение 2001г

2. Просвещение. 1997г

3. Журналы «Начальная школа» 2009 – 2013гг.

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.

5. Эльконин Д.Б.

6. Серюк В. Дидактические игры с младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Коррекционное занятие "Сутки" 2 класс (программа для детей с задержкой психического развития)

Приведена технологическая карта занятия на тему "Сутки" с включением элементов безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни....

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с задержкой психического развития

Рабочая программа по предмету окружающий мир  составлена в соответствии  Адаптированной  основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ МБОУ гимназии г. Советский (АООП ОВЗ),...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом

При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...