особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста
методическая разработка на тему

Прилукова Ольга Викторовна

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего образования этот процесс должен является одним из самых важных и главных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitaniya_nravstvennoy_kultury.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста.

Нравственность берёт начало от слова «нрав» (эталоны и нормы, которые руководствуются в своих поступках).

Нравственность – мораль (нормы, принципы, правила поведения людей). Мораль исторически конкретна, развивается с развитием общества. Нет морали единой для всех времён и народов.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. ( слайд 2)

Что такое нравственная культура?

Определений данного словосочетания много. Вот одни из них:

  • определённый уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающиеся в объёме знаний, интересе к ним и в их выборе в качестве мотива  своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие качества, как честь и совесть, добро, любовь, дружбу, достоинство. В то же время она включает и противоположные компоненты: зависть и зло, предательство, эгоизм, ненависть;
  • личностная характеристика ( доброта, порядочность, дисциплинированность);
  • целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, поведение и чувства воспитанников; ( слайд 3)

Актуальность проблемы младших школьников:

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей;
  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия позитивного и негативного характера. При этом сфера нравственности ещё формируется;
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания. Воспитанность – качество личности;
  • нравственные знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм. ( слайд 4)

Проблема нравственного воспитания нашла отражение во многих работах известных педагогов. ( слайд 5)

«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле  этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка»

В. Сухомлинский

Особенности нравственного  воспитания в младшем школьном возрасте

( слайд 6)

В.А. Сухомлинский говорил: « В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живёшь среди людей.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом.
  • Будь добрым и чутким.
  • Будь неравнодушен к злу

Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема (слайд 7)

Воспитывать нравственные качества не просто. Работа по формированию нравственной культуры должна быть построена на искренности, доверии, уважении. Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения связана с тремя факторами:

  • Придя в школу, ребёнок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности к его научному целенаправленному изучению;
  • В ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность;
  • Обучение в школе – это прежде всего формирование нравственной личности.

Направления работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников (слайд 8):

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ( эстетическое воспитание)

Работа по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников направлена на ( слайд 9):

  • формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
  • на воспитание патриотизма и гражданственности;
  • на эстетическое развитие детей;
  • на трудовое воспитание.

Работа по формирование духовно–нравственной культуры включает в себя ( слайд 10):

  • сочетание учебной и внеклассной работы;
  • развитие творческой деятельности учащихся;
  • установление взаимодействия с родителями учащихся

В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. ( слайд 11)

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. На уроках русского языка и литературы формируется бережное отношение к родному слову. Программа по « Литературному чтению» позволяет увидеть разнообразие и ценность этого предмета, помогает понять и оценить нравственные поступки людей. Решая общие познавательные задачи, дети общаются между собой, оказывают влияние друг на друга, учит внимательно выслушивать собеседника, участвовать в общей работе, развивает умение согласованно действовать для достижения общей цели, развивает умение критически относиться и расценивать личный успех или неудачу с общей позиции.    (слайд 12)

Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности. Эта работа ведётся в следующих формах: этические беседы, экскурсии, тематические праздники…(слайд 13)

Следует не забывать также ведение курса ОРКСЭ. Здесь основные понятия – Отечество, мораль, справедливость, нравственность, добро, добродетель, семья…

Следующие слайды подтверждают работу по формированию нравственного воспитания детей. Результат этих занятий – нравственная воспитанность.(слайды 14-21).

Детство всегда  с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовём ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. (слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста

Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло  ...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста"...

Особенности воспитания нравственной культуры младших школьников

В статье раскрывается термин "нравственной культуры", рассматриваются особенности формирования нравственной культуры в младшем школьном возрасте....

Формирование культуры поведения у воспитанников младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочной деятельности

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано,Когда ребенку еще очень далеко до грамотности, Когда он только научился хорошо говорить,Слышать и кое-как говорить.»Антон Семёно...