ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ :«Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ»
статья по теме

Суманева Вера Васильевна

Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_2017-2018.docx694.81 КБ

Предварительный просмотр:

                               Доклад  на педсовете

«Реализация ФГОС обучающихся  с ОВЗ»

             

          учитель начальных классов : Суманева В.В.

                                 2017-2018 уч. год

В нашем обществе всегда были люди с ограниченными возможностями здоровья. Отношение к ним в разные времена было неоднозначным: от агрессии и нетерпимости до признания их прав на качественное и доступное образование.

Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, также, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательной организации особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей.

На государственном уровне приняты Федеральная целевая программа

«Доступная среда на 2011-2015 годы» И Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, нацеленная на обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование и включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную среду.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыки социально-адаптивнго поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребёнка, но и его семьи.

Кроме т ого, развитие инклюзивного образования обеспечивает  равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или заключаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Стандарт преследует следующие цели:

 

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;

● обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

● обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт общего образования учащихся с ОВЗ обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .

Одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой взгляд, только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика. Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует, а варианты для общеобразовательных классов нам не совсем подходят. Поэтому, я сама выбрала разделы, которые ,на мой взгляд, наиболее оправданы для коррекционных классов.

Основная функция портфолио ученика коррекционных классов- показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка, при этом зачастую перекладывая роль воспитания и развития на педагогов. Поэтому составлять, оформлять и пополнять портфолио приходится учителю.

Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.

В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.

Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:                                                            - знаний и представлений об окружающем мире;                                                            - умственных операций, действий и навыков;                                                              - речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;                                                                 - познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;                           - регуляции поведения.

У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.                                                                              

В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:                                                        -ИКТ;                                                                                                                              -личностно-ориентированное обучение;                                                                            -перспективно-опережающее обучение;                                                                          -здоровьесберегающие и игровые технологии;                                                                 - технология раннего оптимизированного варианта известных методик для развития устойчивых каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ

 Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с ОВЗ очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге.

Также разработана воспитательная система класса, цель которой – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.

Также разработана воспитательная система класса, цель которой – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

Одной из проблем, на мой взгляд, является имеющийся в коррекционной школе УМК. Особенно много вопросов вызывают учебники математики и отсутствие методической литературы.

Используемые ресурсы:

http://uchkopilka.ru/korrektsionnaya-rabotahttp://uchkopilka.ru/obuchenie-po-viii-viduhttp://uchkopilka.ru/5414-portfolio8vid-201

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/06/29/osobennosti-realizatsii-trebovaniy-fgos-dlya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете "Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО"

В презентации представлены направления деятельности по развитию речевой деятельности  в начальной школе....

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Выступление на педсовете "Особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах"

В выступлении раскрываются особенности реализации ФГОС НОО в начальных классах, требования к результатам освоения ООП, к структуре ООП, к условиям реализации ООП. Также рассматриваются некоторые разде...

Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».

​​ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство интегрировано в урочн...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....