Формирование ключевых компетентностей через технологию критического мышления
статья на тему

Луценко Валентина Ивановна

В работе внимание акцентировано на формирование у обучающихся ключевых компетентностей: готовности к решению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Формирование ключевых компетентностей у учащихся начальных классов  через технологию критического мышления

                                                                                             В.И.Луценко                                                                                           

                                                         учитель начальных классов

                                                       

Формирование ключевых компетентностей у учащихся начальных классов  через технологию критического мышления

                                                                                           В.И.Луценко

                                                                         учитель начальных классов

                  МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

          В начальной школе основной стратегической линией является воплощение в педагогическую практику развивающего обучения, которое позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные особенности, повысить качество образования.

Определяющими считаются технологии, основанные на личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества – «Развитие критического мышления через чтение письмо», развитие творческого воображения учащихся – элементы ТРИЗ, т.е. такие образовательные технологии, где центром всей образовательной системы является индивидуальность ребенка.

 Современная система образования отмечает, что от современной школы требуется не только предоставление учащимся возможности получения знаний основ наук, но и формирование у них ключевых компетентностей: готовности к разрешению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов и т.д. Владение той или иной образовательной компетентностью предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образовательных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности. Особо следует отметить овладение и применение  технологии развития критического мышления, целью которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Критическое мышление - это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное,   и социальное. При использовании данной технологии, дети учатся методам получения новой информации, ее осмыслению и соотношению с собственными знаниями, учатся развивать навыки работы с текстами любого типа, учатся развивать творческие и аналитические особенности.                          С первых дней пребывания ученика в школе начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Сначала определяется уровень развития и готовности ребенка к школе, затем исследуются особенности развития его познавательной сферы и динамика ее развития, и, наконец, проводится исследование психологической зрелости ученика при переходе в среднее звено. Исходя из результатов качества обучения, изучения познавательных процессов младших школьников, исследования педагогических условий для развития интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения  в среднем звене, можно выделить следующие проблемы:

1.Недостаточная сформированность некоторых элементов готовности младших школьников к обучению в среднем звене: познавательной мотивации, операционного компонента, уровня развития саморегуляции.

2.Несоответствие качества техники чтения учащихся начальных классов для успешного обучения их на последующих этапах.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанная Международной читательской Ассоциацией представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  •  способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение письмо» позволяет создавать ситуации, в которых формируются и оцениваются группы сложных (интегрированных) умений учащегося. При применении технологии первостепенным условием выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной образовательной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие.

Таким образом, технология «Развитие критического мышления через чтение письмо» ориентирована на формирования ключевых компетентностей учащихся.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: фаза вызова, фаза реализации смысла, фаза рефлексии

Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется.

Главными задачами второй фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает ученикам отслеживать процесс  познания и понимания.

Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы. Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Какова же роль учителя в этой работе: он направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.                                

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Я приведу  примеры рекомендаций по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

        В начальной школе применяются различные стратегии: «Кластер», «Синквейн-пятистишие», «Верные и неверные утверждения», «Мозговой штурм», «Чтение с пометами «INSERT», индивидуальная  карта помет «INSERT», «Тонкие и толстые вопросы », «Эссе», «Корзина идей» и т.д.

        Рассмотрим, как  некоторые из вышеперечисленных стратегий реализуются  на уроках. Технологический прием «Инсерт» и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:  знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Следующим шагом может стать заполнение таблицы («Инсерт»), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

     Таблица «Инсерт»

   «V»

 Я это знал

   «+»

Это для меня абсолютно новое

          « -»

Это противоречит тому, что я знал

   «?»

Я хочу знать об этом больше

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Этот прием работает на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Перед учителем встаёт задача научить детей задавать вопросы. Это можно сделать собственным примером, озвучить те вопросы, которые возникли  у вас, или же прибегнуть к помощи тех детей, которым всегда всё интересно. А такие дети есть в любом классе. Они то и поведут за собой всех остальных. В процессе постоянной работы по данной стратегии количество вопросов увеличивается, повышается и их «качество». Они становятся более глубокими, интересными. 

Одной из часто применяемых стратегий является «Пятистишие». Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем синквейн (пятистишие). Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

При внешней простоте формы, пятистишие - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование пятистиший и в качестве средства творческой выразительности.         Приведу примеры работ учащихся

Старик.                                                   Ученик

Мудрый, храбрый.                                   Трудолюбивый, внимательный

Защищает, надеется, верит                    Читает, пишет , рисует    

Его действия вызывают уважение         Старается все знать, уметь

Мудрец.                                                  Школьник

Хочется остановиться и на приеме «Кластер». Смысл его  заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что изучили.

Прием «Верные и неверные утверждения». В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим   утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.

Результаты диагностирования учащихся, опрос родителей показывают целесообразность и необходимость применения данной  технологии в начальной школе, способствующей социальной адаптации ребёнка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, оказывающего большое влияние на формирование ключевых  компетентностей ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

формирование ключевых компетентностей у учащихся через Технологию критического мышления В.И.Луценко учитель начальных классов МОУ « Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Слайд 2

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения отправная точка для развития творческого мышления это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить

Слайд 3

Цель технологии критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Слайд 4

Критическое мышление имеет 5 характеристик Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Слайд 5

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Слайд 6

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Слайд 7

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Слайд 8

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов ) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 9

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Слайд 10

Основные приемы ТРКМ V + - ? Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше Инсерт (условные значки)

Слайд 11

Синквейн В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 12

Кластер

Слайд 13

Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Слайд 14

Развивать мышление значит развивать умение думать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления

Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников

Выступление на районной научно-практической конференции "Компетентностный подход в обучении школьников: опыт, проблемы, перспективы"....

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Системно – деятельностный подход при освоении новых знаний через технологию Критического мышления на уроках математики.

              Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.     Дети «отк...

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления.

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления....