Формы самооценивания. Цветовые дорожки. Светофор.
статья на тему

Силантьева Елена Владимировна

Формы самооценивания. Цветовые дорожки. Светофор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формы оценивания.

Цветовые дорожки. Светофор.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,

жёлтый — неуверенности: я не совсем н этом разобрался,

 зеленый — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Светофор, другой вариант той же методики. даег возможносгь посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. (Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную. жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том. насколько им по силам предложенная задача, Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока, Рассмотрим пример работы с этими инструментами самооценивания в процессе урока. Подобные уроки могут служить образцом комплексного и системного использования согласованных оценочных методик.

Пример. Урок русского языка в 1 классе.

Тема урока. Какими буквами обозначается звук 1й'l?

Задача. На уроке используется несколько оценочных инструментов, с помощью которых ученики могут оценить собственную работу или работу товарищей,

Комплекс используемых оценочных методик:

  • пятиуровневая шкала (линеечки) оценивания письменной и устной работы;
  • светофор;
  • знаки «+» и «—» для оценки согласия или несогласия с решением одноклассника.

Цели применения этих методик на уроке:

  • научить детей оценивать свои знания и более критично относиться к своей работе;
  • помочь ученикам понять, что им уже известно и чего они ещё не знают;
  • стимулировать учеников больше стараться и делать меньше ошибок:
  • вырабатывать у детей умение замечать свои ошибки, а не только ошибки других:
  • научить детей сверять свою оценку за работу с оценкой учителя, чтобы лучше видеть свои ошибки,

Ход урока

Первый из оценочных инструментов, с которым начинают работать ученики, — светофор, У детей на столах лежат три карточки:

красная карточка — я не знаю; желтая карточка — я сомневаюсь: зеленая карточка — я знаю и могу ответить.

Класс получает задание мя самостоятельной работы: найти в слове звук |й'l и указать его позицию. Записать слова буквами и подчеркнуть букву, которой обозначен звук |й'l:

(л'эй'ка) (й'ама) (йэл)…

На выполнение задания лается несколько минут. Перед тем как начать работать, учитель предлагает детям оценить свои знания,

Учитель: «Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, покажите, пожалуйста. с помощью светофора, насколько сложно вам будет с ним справиться, у вас, как обычно, есть три карточки:

 я умею определять работу звука |й'l и правильно находить букву для обозначения этого звука — зелёный цвет;

не умею и не знаю — красный;

сомневаюсь — жёлтый.

Поднимите ту, которая вам сейчас подходит».

Цель работы со светофором до самостоятельно выполнить задания — выявить самооценку детей по данной теме. Учитель видит, кто из детей не справляется с данной темой, и сами дети понимают, что они не усвоили и чего не знают, После выполнения задания учитель просит учеников зажечь светофор ещё раз.

При проверке работы учитель спрашивает только тех учеников, которые полнили зелёные карточки. Во время ответов ученики объясняют, почему они приняли именно такое решение. Все остальные выражают своё согласие или несогласие с отвечающими. Для этого у них есть ещё две дополнительные сигнальные карточки: со знаками и если дети согласны с ответом товарища, они поднимают карточку со знаком «-+»; если нет — со знаком «-«, кто не согласился с ответом, объясняют, в чем их товарищ  не прав и какой  ответ надо дать.

Эта работа помогает ученикам, которые не совсем хорошо усвоили тему лучше в ней разобраться. После проверки самостоятельной работы учитель ещё раз предлагает ученикам с помощью карточек светофора оценить,  как они теперь понимают материал. Таким образом педагог получает информацию о том, в какой точке теперь находятся ученики, кто из них продвинулся, а кому по-прежнему нужна помощь.

Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется еще один инструмент, автором которого является Г, А, Цукерман. Это линеечки, пятиуровневая шкала.

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа, На этот раз эго три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы.

На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы, Высокий, выше среднего,  средний,  ниже среднего,  низкий.

Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.

Учитель: «Мы с вами договорились, что, оценивая работы, будем смотреть на их правильность, аккуратность и оформление. Давайте решим, что будет считаться абсолютно правильной работой, что мы примем за средний уровень правильносги, а что — за совсем низкий уронены».

Дети высказывают свои предложения и вместе выстраивают шкалу.

Правильность (П):

  • высокий уровень — «У меня нет ошибок, и я хорошо выполнил работу»;
  • выше среднего — «у меня есть одна-две ошибки»;
  • средний — «У меня есть три-четыре ошибки»;
  • ниже среднего — «у меня почти всё неправильно»;
  • низкий — «Я совсем не справился с заданием»

Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы.

Аккуратность (А):

  • высокий уровень— «Мне очень нравится, как я написал»;
  • выше среднего — «ммс нравится, как я написал, но у меня есть несколько исправлений»;
  • средний — «Я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки»;
  • ниже среднего — «Мне нс нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано»;
  • низкий — «Я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать, что я написал».
  • Оформление работы (О):
  • высокий уровень — «Я правильно и, где нужно, записал работу»;
  • выше среднего — «Я допустил одну-две ошибки при записи»;
  • средний — «Я допустил три ошибки при записи»;
  • ниже среднего — «Я неправильно оформил работу, написал не там, где нужно, и не так. как требовалось»;
  • низкий — «Я совсем не смог оформить работу»

Оценивание включает ещё один лал — оценку работы учителем, Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей, Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже,

Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

Обсуждение тот, как дети смогли оценить свои работы, надо проводить после каждой проверенной работы, чтобы научить детей правильно себя оценивать, замечать несовпадение оценок и обращать внимание на то, почему это произошло.

Таким образом, можно отметить следующие положительные эффекты работы с описанными оценочными инструментами.

Каждый ученик в начале урока понимает, знает он эту тему или нет. Во время проверки работы учащийся, неправильно оценивший себя, понимает, в чем он ошибался и где он был не прав, указывая своему товарищу на ошибку и доказывая свою точку зрения, ребёнок учится рассуждать и объяснять, что развивает его логическое мышление и речь. Принимая участие в оценке знаний по шкале, дети начинают более критично и правильно оценивать себя. Замечая недостатки в работе своего товарища, дети лучше усваивают тему и стараются правильно записывать задание в тетрадях. Оценивая свои знания с помощью карточки светофора в конце урока, они дают учителю информацию о том, как усвоили материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценивание учащихся 1-х классов

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы и наши первые классы  работают по ФГОС. Нужно сказать, что новое всегда трудно, но очень интересно, всё это заставляет искать материал, который по...

Развитие умения самооценивания у младших школьников

В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально-активной, нравственной, реализующей свои способности лич...

Занятие Праздник по правилам дорожного движения "Мой друг Светофор". Презентация к празднику "Мой друг Светофор".

В современном городе движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вест...

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ " ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ..."

Вопросы и задания викторины " Там, на неведомых дорожках" помогут учителю в игровой форме провести урок чтения во 2 классе по теме:" Сказки"....

Формы самооценивания. Свидетельство. Цветная диаграмма достижений.

Формы самооценивания. Свидетельство. Цветная диаграмма достижений....

Технологическая карта урока по ИЗО Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг основные и составные цвета цветовой контраст. 2 класс УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о цветовом круге (6 цветов) основных и составных цветов, цветовом контрасте пары дополнительных цветов...