Доклад на педсовете " Преемственность при переходе обучающихся НОО в среднее общее образование".
статья

Гаврилина Ольга Владимировна

Доклад "Пути совершенствования системы работы ШМО начальных классов по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях ФГОС" на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема педсовета: «Преемственность при переходе обучающихся начального общего образования в среднее общее образование в свете новых требований».

Выступление по теме: «Пути совершенствования системы работы ШМО начальных классов по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях ФГОС ООО»

Главная задача начальных классов: это научить ребенка учиться. Создание у детей младшего школьного возраста  познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Перевод из младшей школы в среднюю школу – переломный момент в жизни ребенка.

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. Решая проблему преемственности, работа нашего МО  ведется по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

В нашей школе  педагогический коллектив начальных классов стабильный,  сформировался много лет назад. Пять лет мы работаем по ФГОС. Первые года приходилось очень сложно. Все учителя проучились на курсах, организовывали методические дни, учились на городских семинарах. Мы тесно сотрудничаем друг с другом.  Проводим  регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмениваемся опытом, коллективно вырабатываем способы преодоления трудностей учителей предметников и учителей начальных классов. На заседании ШМО обсуждали предварительные итоги ФГОС.  Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие в ходе работы. Например:  - нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,  - трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая новому учебнику, построенному по принципу мини-макса, в котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде.  Для педагогов, работающих в начальном звене, работа заключается  прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается  в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена и чтобы не было недопонимания и облегчить школьникам переход, мы работаем в тесном сотрудничестве с учителями словесниками и учителями математики.

По  реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

  • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;
  • регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем
  • Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
  • Родительское собрание- «Впереди у вас – 5-ый класс»
  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
  • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
  • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Пояснение:  для осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков необходимо создать определенные условия, а именно:

Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников:

Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя  будущих пятиклассников.

  • Посещение уроков в 4-ом  классе  учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
  • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5  класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему  формированию новых учебных знаний и умений. С учителями математики тщательно проработали на МО. И выработали единые нормы оценивания в прошлом году.
  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе.
  • Часто раньше было слышно «ВЫ не научили в начальных классах, теперь у нас есть веский аргумент  - По ФГОСУ выпускник научиться и Выпускник получит возможность научиться
  • Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».
  • Проведение контрольных работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
  • Проведение родительского собрания.
  • Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
  • Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
  • Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
  • Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
  • Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Организация данной  работы по преемственности  во многом облегчила переход на новые ФГОС,  активизировала  методическую работу, наглядно показала положительную динамику нашей совместной деятельности по преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального ...

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016

Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование МАРТ 2016...

Отзыв о проведённых мастер - классах к педсовету по теме: "Преемственность начального общего и среднего общего образования в рамках ФГОС"

В рамках подготовки к педагогическому совету по теме: «Преемственность начального общего и среднего общего образования в рамках ФГОС» прошли мастер - классы учителей начальной школы и учит...

Преемственность в обучении между младшими школьниками и обучающимися на уровне основного общего образования по предметам естественно- научного цикла

Проблема преемственности начального общего образования и основного общего образования всегда актуальна. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осущест...

Доклад "Преемственность федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования".

В докладе рассматривается вопрос преемственности  между детским садом и школой с точки зрения содержания обучения и воспитания, а также  методов, приемов, организационных форм учебно-воспита...